Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навыки детей, помогающие воспринимать методы




Умению наблюдать следует учить детей начиная с раннего и младшего возраста. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

· распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет), а также о связях наблюдаемого объекта с другими

· за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост, развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде, и быте людей). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии

· репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления (так, по цвету ягоды дети устанавливают ее спелость)

Указанные виды наблюдения отличаются не только по характеру познавательных задач, но соответственно по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.

Наиболее широкая сенсорная основа представлена в наблюдении распознающего характера.

Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений.

В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать:

· принимать задачу

· сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте

· использовать обследовательские и поисковые действия

Живое общение, непосредственное ознакомление в ходе наблюдения с жизнью вызывает интерес к окружающему, умственную т эмоциональную активность.

Наблюдения за преобразованием предметов, изменением их или ростом и развитием требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим.

А это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умений мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях.

Наблюдение репродуктивного вида осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения.

Слово взрослых и детей входит в состав любого наглядного и практического метода.

Однако по мере развития словесно-логического мышления у детей, накопления представлений о предметах явлениях окружающего мира словесные способы обучения приобретают характер самостоятельных методов.

Их значение заключается в том, что они обеспечивают переход детей в процессе познания за пределы непосредственного восприятия, что значительно расширяет возможности познания мира.

Также обеспечивают перевод знаний на более высокий уровень обобщения, их систематизацию.

Словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретность образов, картин, явлений, представших в сознании ребенка; эти образы – представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются, в то же время точным повторением, копией увиденного, слышанного, пережитого ребенком.

Это результат деятельности воображения, направленной на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях.

Словесное творчество детей может выражаться в разных формах:

· в словотворчестве (в узком смысле), т.е. в создании новых слов, неологизмов

· в сочинении стихотворений

· в сочинении собственных рассказов и сказок, в творческих пересказах

Одним из факторов, определяющих развитие словесного творчества детей, следует признать влияние народного художественного творчества.

 

Во-первых:

народное художественное творчество оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество

Во – вторых:

народное художественное творчество оказывает непосредственное влияние на словесную, художественную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет строй и стиль, питает ее свои материалом, дает образцы, вооружает способом построения повествования.

Для языкового стиля сказки более характерно выражение действенности, чем качественности:

· из частей речи широко используются глаголы

· прилагательные встречаются реже

Специфика художественных средств народной сказки для детей соответствует особенностям восприятия и психики ребенка.

Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование знаний и умственно речевых умений детей.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественного творчества народа, а в последующем и литературных произведений.

 

Практическая часть

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народном художественном творчестве.

Понятие наследия, традиции в обучении художественному творчеству всегда имело и до сих пор имеет важное значение. Наиболее ценным считается тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследственный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

 

Наглядные методы

Рассмотрим группу наглядных методов, которые мы использовали в работе с детьми дошкольного возраста. К этой группе относятся:

· наблюдение

· рассматривание картин

· показ образца – задания

· показ способа действия

Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольников. Наблюдение, организованное для решения воспитательных задач, широко используется не только в фольклорной студии, но и в детских садах.

Тема занятия «Узоры». Детям рассказывается о том, что узорами начали пользоваться давным-давно.

Узоры не только рисовались красами на бумаге, но ими украшали платья вышивкой, выполнялась резьба по дереву, наносили узор на посуду, на матрешки.

Так же говорится о том, что узоры привносят в жизнь людей мотивы радости, красоты.

Если человек овладевает искусством, то все, что окружает его он делает уютным, красивым.

Люди, которые знают традиции, могут в историю человечества преподнести свои элементы узора.

Рассказ воспитателя сопровождается наглядным пособием, а именно различная деревянная посуда, ложки, вышивка, росписи. Рассказывается об особенностях. Затем задается вопрос:

Зачем нужны узоры в жизни людей?

Миша: чтобы научиться их рисовать

Правильно, а еще кто как думает?

Настя: мне папа говорит, что когда рисуешь развивается фантазия

Молодец! Твой папа прав, вы же смотрите на образцы, и можете внести какие-то свои элементы. Помните, мы с вами учились разрисовывать матрешки?

Дети: да.

Теперь вы уже кое-что знаете, сами рисовали, дома бабушек и дедушек учили, а теперь мы с вами будем учиться разрисовывать тарелку. У каждого из вас есть альбомный листок, карандаши, и форма тарелки. Подумайте, как у вас будет располагаться лист, положите шаблон тарелки на свой альбомный лист и обведите его простым карандашом.

И так мы приступаем к работе. Детям объясняются особенности нанесения узоров, потом их разукрашивают.

Интересно за ними наблюдать в процессе работы. Их аккуратность, старательность очень заметна в процессе творения.

Иногда одни дети заглядывают к другим, и высказывают такие реплики:

А Костя нарисовал не так?

Тогда необходимо посмотреть, справляется ли Костя, или он уже вносит свое творчество в заданные каноны.

Если Костя смог в рисунке нарисовать именно свое видение, тогда необходимо сказать:

Ребята, мы с вами обсуждали, что в любые народные традиции, вносятся свои творческие художественные элементы. Костя рисует как и мы с вами, но в свой рисунок он добавил свое видение этого узора. Это очень хорошо.

После того, как дети закончили рисовать, пока у них досыхает последняя краска, мы снова обобщаем услышанный материал.

Ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

формируется основное содержание знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира

этот метод отвечает познавательным возможностям детей этого возраста

выступая как самостоятельный метод, Он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приема (при организации элементарных упражнений, проведении бесед).

 

Словесные методы

Сказка – та форма эпического жанра, к которой более всего приближается детское сочинение. Темы и образы сказок близки детям.

Мир сказки в основе своей реален. Это семья, дом, природа.

Герои сказок – или сами дети и их близкие – дедушка, бабушка, сестры, братья, или хорошо знакомые ребенку животные.

Но в действиях, в событиях – фантастичность: волшебные превращения, звери говорят и поступают как люди.

Это сочетание – знакомый мир и чудесные превращения – притягательно для ребенка тем, что желаемое становится возможным.

В силу высокой образности изображаемое в сказке обретает для ребенка достоверность, и, поскольку детям свойственно входит внутрь изображаемых событий, они сопереживают с героями сказки.

Сочиненные детьми сказки, рассказы, говорит о том, что чаще всего дети создают их под прямым влиянием русского фольклора; это влияние проявляется в творческом пересказе детей.

Сочиненные детьми сказки можно разделить на несколько групп. К первой группе относится та разновидность сказок, которые не являются еще абсолютно собственным сочинением детей.

Содержание таких сказок, их структура, развитие в них действия – результат компиляции, соединения нескольких известных ребенку сказок в его творческом пересказе.

Например, в сказке Наташи Фадеевой (5лет 3 месяца) проступает содержание трех сказок, сильнее всего – «Теремок». Сюжетная линия героев сказки воспроизведена в ее сказке почти полностью.

Частично заимствована часть из народной сказки «Машенька и медведь». В качестве завязки использовано начало «Волк и семеро козлят».

Герои Наташиной сказки – это определенный характер, завершенный положительный тип героев русской народной сказки: они добры, послушны, трудолюбивы, заботливы.

Интересен образ медведя. Это одновременно и чудовище, и добродушный, хотя и суровый с виду, медведь из русской народной сказки. По сказочному традиционны и дедушка с бабушкой.

Следует отметить, что на предложение рассказать сказку Наташа откликнулась сразу и очень охотно. Для стиля сказки характерны черты традиционной сказочной поэтики.

Она начала сказку так «Жили- были…», концовка «Стали жить – поживать и добра наживать».

Обратный порядок слов также часто повторяется в Наташиной сказке «Пошла девочка в лес», «Ушел медведь однажды на работу», «Заплакали дед и бабушка».

Следует отметить высокую степень глагольности, что вообще отличает детскую речь.

Наташа использовала почти все без изменения сюжетно – образные основы известных ей сказок.

Большая группа сказок такая, в которых тема и сюжет не заимствуется столь откровенно.

Это обусловлено в основном тем, что различные предыстории каждого факта сочинения ребенком сказки и содержанием и типом обучения, характером получаемых впечатлений, развитием склонностей и способностей.

Дети этого возраста могут рассказывать очень длинные сказки. Такой тип рассказывания, когда ребенок не способен закончить сказку, не является основным.

Например, сказка Оли Натопиной. Содержание сказки позволяет отнести ее к жанру волшебных сказок.

Тема ее – незамысловатая история с таинственным исчезновением и появлением волшебной лесной шишки. В качестве главного героя выступает девочка Машенька – один из основных образов народной сказки.

Неизменны бабушка и дедушка. Четвертый персонаж – Змей Горыныч – появляется неожиданно, и дальнейшая его роль в сказке неясна: он ли приносил и уносил шишку?

События совершаются таинственно, в них нет той оправданности и необходимости, с какой совершаются волшебства в народной сказке.

Сказка Марины:

… а уже заинька встал и … заинька пошел в деревню… избушка – потерялся – а там жили два медведя, они его тоже выгнали и сказали: «У нас только две постели», не пустили его. А в лесу была сова. Она зайчику … не поможет. А зайчик испугался. А два медведя не могли ее догнать, а волки ее догнали и съели. а потом сыроежки расцвели, а волк ее поймал. А потом осинники цвели, а она… Это я сама придумала (говорила очень быстро).

Эта сказка близка к народной сказки о животных.

Персонажи – излюбленные герои русской народной сказки: заинька, медведи, волки, сова. Звери живут в лесу, и как это часто бывает в сказке – в избушке.

Звери говорят, как люди, но у них повадки лесных жителей, и, относятся они друг к другу, так, как и полагается лесным зверям в сказке, - заяц слаб и всего боится, медведи сильные, а волки злые: съели сову.

Сказка коротка, но она могла бы окончиться еще раньше, хотя могла продолжаться и бесконечно долго.

Цикл проведенные занятия на тему «Нарисуй услышанное»

После того, как дети нарисовали, им предлагается всем ребятам рассказать, что же они нарисовали.

Кирилл. Все его композиции пронизаны определенным ритмом в расположении фигур. Рисует ли он по наблюдению – «Поросята гуляют», строит ли композицию услышанной сказки «Волк и семеро козлят».

Кирилл озвучивает нарисованный сюжет: козлята разбежались по всему полю, танцуют, радуясь, что волк больше не придет.

В рисунке другого ребенка изображен другой сюжет из этой же сказки. Когда он рисовал, то озвучивал, что рисует.

Дома кажутся темными вечером, окошки отсвечивают, и за раму свет отходит. А в этом окошке свет погас. Все, все козлята спать улеглись. Они в разных домах, чтоб их волк сразу всех не съел.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую среду. в то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

На одном из занятий мы знакомились со сказкой «Теремок». Задание было такое же: нарисовать понравившийся вам фрагмент.

К сказке «Теремок», Оля хотела нарисовать медведя, который разрушает теремок. Сначала ею был нарисован домик, декоративно украшенный и красочный. И когда она рассказывала, почему она нарисовала именно так, то ответила:

У меня теремок получился красивый, и мне не хочется рисовать медведя, он ведь его раздавит. И тогда я нарисовала зайца.

Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой.

Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли ребенка.

Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Для многих детских работ характерно декоративное богатство. Мелкая дробная расцветка неприемлема для детей. Рисунок украшен всего несколькими пятнами, но это оказывается достаточным для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному строю, жизнерадостный образ.

Каждый человек обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений.

Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии явления, и ребенок отражает действительность в свете своего личного опыта. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.

 

Еще один аспект знакомства с народным творчеством – это пословицы.

Воспитатель:

Ребята, сегодня, мы познакомимся с еще одной народной мудростью. Это пословицы. Пословицы – это формулы народной мудрости. В пословицах выражаются важные жизненные заключения и обобщения. Я вам домой давала задание спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки, а может и братья знают какие -–нибудь пословицы?

Стас: Мне бабушка рассказывала много, а я одну запомнил. Где дым, там и огонь.

Валерия: А мне мама подсказала такую, Какое семя, такой и плод.

Воспитатель:

Молодцы, что спросили, и правильно запомнили пословицы.

В пословицах скрываются семейные отношения, или показывают взаимоотношения между людьми, например: скупые, что пчелы, мед собирают, да сами умирают. О чем эта пословица?

Марина: О том, что не нужно быть жадным, а то умрешь.

Воспитатель: да, пословица нам говорит, что нужно делиться со всеми, чтобы другие радовались.

Коля: Есть некоторые люди, которые все копят, копят, не с кем не делятся, а потом их не становится, и это добро никому не нужно.

Затем воспитатель читает пословицы, и дети говорят, когда уместно говорить это и о чем эта пословица.

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села. (Счастье скоротечно)

Счастье на крылах, несчастье на костылях.(счастье ненадежно)

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.

Богатый в деньгах, что мышь в крупах.

Простор богатому, как щуке в воде.

Стряс беду, как гусь воду.

А теперь, какая вам поговорка запомнилась, можете нарисовать ее или красками, или цветными карандашами.

В процессе рисования детям была предоставлена возможность самостоятельно выбирать цвет карандаша, краски. Выбор часто объяснялся субъективным отношением ребенка к цвету. Дети в основном выбирали красный, синий цвет, так как такое пятно оставляло заметный след на бумаге.

Структура личности ребенка отличается своеобразным сочетанием различных личностных качеств. Некоторые из последних приобретают особое значение для творческой деятельности и восприятия и принятия народного художественного творчества.

Это, прежде всего интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания более выраженную направленность.

Дети испытывают радость от сочинения даже самых простейших прибауток, стихов, рисунков, сказок. Необходимо создавать широкую базу для развития и приобщения детей к народному творчеству, обогащать ребенка жизненными впечатлениями, помогать ему накапливать опыт в самых разнообразных видах художественной практики.

 

Заключение

Проведенная нами работа с детьми показала, что знакомство с произведениями народного художественного творчества оказывает глубокое воздействие на чувства детей.

Они с большим вниманием слушают рассказы о народных умельцах, рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров.

Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и событие, давно потерянные памятью народа.

Народное художественное творчество помогает не только этнографам лучше понять жизнь, культуру, быт наших предков, но и детям, которые только могут это представлять.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно – хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальной жизни народа.

Любовь, уважение, гордость к народному художественному творчеству формируется у детей постепенно под влиянием окружающей атмосферы как в детском саду, так и в семье, и всей нашей действительности.

Это сложное чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений о природе родного края, о труде и взаимоотношениях людей. В доступной форме детям необходимо рассказывать об истоках народного художественного творчества.

Через ознакомление и воспитание народного творчества, дети знакомятся с трудом взрослых, научаются его уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес, самостоятельность, умение трудиться.

Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений народного художественного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.

Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как ее результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной.

Приобщение детей к народному художественному творчеству и его влияние сказывается в тех случаях, когда дети изображают тот мир, который известен им из народного творчества.

Чтобы ребенок мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, к культурным ценностям.

 

Библиографический список

1. Бениаминова М.В. «Воспитание детей», Москва 1981г., 272с.

2. Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. и др. «Русское народное творчество», Москва 1966г., 360с.

3. Жуковская Р.И. «Родной край», Москва 1990г., 176с.

4. Запорожец А.В., Усова А.П. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошккольников», Москва 1965г.

5. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество», Москва 1983г., 448с.

6. Лазутин С.Г. «Поэтика русского фольклора», Москва 1989г., 208с.

7. Матейчек З. «Родители и дети», Москва 1992г., 320с.

8. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор», Москва 1987г., 240с.

9. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду, под ред. Ветлугиной Н.А., Казаковой Т.Г., Пантелеевой Г.Н. и др., Москва 1989г., 79с.

10. Пантелеева Л.В. «Художественный труд в детских садах», Москва 1987 г., 287с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...