Готовящихся к освобождению из мест лишения свободы
Семинар 8. ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Социально-образовательные предпосылки адаптации лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы 2. Профессиональная подготовка и обучение осужденных. Образование осужденных (на примере России)
Социально-образовательные предпосылки адаптации лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы
В демократическом обществе принцип непрерывности образования распространяется не только на временное и пространственное измерение жизни человека, но и на те критические ситуации, в которых некоторым из людей приходится оказаться. Одна из таких ситуаций — пребывание в местах лишения свободы. Образовательная деятельность в исправительных и воспитательных колониях в первую очередь направлена на успешность социальной адаптации человека после его освобождения. Параллельно решаются задачи занятости осужденных. Не менее важна также воспитательная функция, связанная с тем, что в процессе обучения осваивается определенная система знаний, норм и ценностей, которая в будущем позволит людям, нарушившим закон, функционировать в качестве полноправных членов общества. Образование осужденных — проблема всего общества, которое заинтересовано в существовании механизмов и структур, способствующих эффективности и совершенствованию системы социальной реабилитации. В качестве таких структур могут выступать образовательные учреждения всех видов и типов, общественные и религиозные организации, государственные структуры при местных органах власти. В соответствии с Законом Украины «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (гл. 3, ст. 16) именно на уголовно-исполнительную систему возлагается задача обеспечения профессионального образования и профессионального обучения осужденных. Для ее решения в УИС Министерства юстиции Украины создана необходимая материально-техническая и учебная база. В 280 профессиональных училищах и 136 их филиалах функционируют 246 учебно-производственных мастерских, оборудовано 1740 учебно-технических классов и кабинетов, где осуществляется профессиональное обучение как для нужд собственного производства, так и для региональных рынков труда.
После освобождения из мест лишения свободы многим бывшим осужденным предстоит столкнуться с проблемой поиска работы. Особенно тяжело приходится молодым. Как правило, они сталкиваются с жесткими требованиями работодателей. Обычно это наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютером.
2. Профессиональная подготовка и обучение осужденных
Сегодня неотъемлемой составляющей трудового пути многих людей становится профессиональная переориентация и переподготовка. Поэтому человеку, отбывающему наказание, важно осознавать, что условия рынка потребуют от него овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для любой трудовой деятельности, а затем и готовности формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Психологическая готовность человека к смене профессии после освобождения (равно как и ее выбор, если она отсутствует) во многом зависит от правильной оценки своих сильных и слабых сторон, от умения оценить внешние обстоятельства. Это требует определенных психологических умений и достаточно высокого уровня самосознания, что невозможно без соответствующего обучения. (Характерно, что среди лиц, вновь совершивших преступления после освобождения из исправительного учреждения, 24% к этому моменту не работали.)
Для успешной социальной адаптации большое значение имеет не только полученная рабочая специальность, но и образовательный уровень, возможность повышения которого сохраняется в местах лишения свободы. Закон Украины «Об образовании» (ст. 5) гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от наличия судимости, при нахождении в исправительных учреждениях. Более того, Уголовно-исполнительный кодекс Украины (гл. 14, ст. 108; гл. 15, ст. 112) прямо предписывает организацию обязательного получения основного общего образования лицами, осужденными к лишению свободы и не достигшими 30 лет. Для определенной категории людей уголовно-исполнительная система становится единственным реальным местом, где они могут научиться читать, писать, приобрести начальные профессиональные навыки. По данным статистики, образовательный уровень лиц, поступающих в места лишения свободы, за последние годы сильно изменился. Все большее число из них не имеют основного общего образования. Однако увеличение количества наркоманов, особенно среди молодых осужденных, их социальная пассивность отрицательно сказываются на желании выйти за рамки получения обязательного основного общего образования. Тем, кто хочет продолжить обучение и получить среднее (полное) общее образование, администрация исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления создают необходимые для этого условия. В качестве примера можно сослаться на опыт Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где работу с осужденными на основе специальных педагогических программ ведут различные учебные заведения города. В 2000 г. осужденные обучались по программам: «Как начать свое дело», «Как управлять собой», «Как устроиться на работу». Такие образовательные программы имеют большое значение для трудоустройства после освобождения. Исправительные учреждения в ряде случаев обеспечивают возможность для получения осужденными высшего профессионального образования. Основным приоритетом служит профессиональное самоопределение.
Параллельно делается попытка решить важнейшую проблему смены социальных установок осужденных. Этому способствует включение в трудоемкий процесс усвоения фундаментальных дисциплин вузовского образования, содержание которых не только повышает культурный уровень, но меняет ценностно-смысловую направленность и структуру мышления человека, лишения. Использование в процессе обучения современных технологий, освоение навыков работы с компьютером и другими информационными средствами позволяют осужденным не чувствовать себя оторванными от окружающего мира. Возможно, в скором времени в местах отбывания наказания приобретет распространение обучение через Интернет. Право на качественное образование имеют все, вне зависимости от происхождения, места рождения, статуса и т.д. Доступ к качественному образованию имеют право также и осужденные. Доступ к качественному образованию может помочь в профориентации осужденных, в адаптации бывших заключенных на свободе после освобождения и т.п. Каждый осужденный – индивидуальность, и индивидуальный подход в образовании необходим для каждого. Это касается всех осужденных, в особенности – несовершеннолетних, у которых впереди вся жизнь и перевоспитание которых является основной задачей исправительных учреждений. Нет сомнения, что с указанным контингентом учащихся работают опытные педагоги. Но для каждой колонии своего Макаренко на каждый предмет не получишь. Тем более не секрет, что преподавание – это качество (даже талант), которое присуще далеко не каждому педагогу. В этой связи дистанционное обучение – та форма образования, которая может помочь осужденным в получении действительно качественного образования. Ведь компьютер сегодня – не редкость, компьютерные сети и Интернет – такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телефон и почтовое отделение связи. А в системе дистанционного обучения есть доступ к дистанционным курсам, составленным лучшими преподавателями. Через Интернет можно получить консультацию у высококлассных педагогов.
Те педагоги, которые работают с осужденными в исправительных учреждениях, получат в системе дистанционного обучения методическую поддержку, а также сами смогут повысить свой профессиональный уровень и получить помощь у своих коллег – преподавателей школ и университетов, а также психологов, методистов, инженерно-технического и другого персонала. Все это – весь комплекс очного и дистанционного обучения, это сочетание разных форм образования – даст возможность осужденным получить действительно лучшее образование. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы осужденный – будь то подросток или взрослый – получил качественное образование при индивидуальном подходе к каждому. Система дистанционного обучения позволит учесть специфику при образовании осужденных – от среднего до высшего образования. И это поможет осужденным успешно адаптироваться в жизни на свободе, получить аттестат о среднем образовании или диплом о высшем образовании, получить профессию или повысить квалификацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|