Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Готовящихся к освобождению из мест лишения свободы

Семинар 8.

ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ,

ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Социально-образовательные предпосылки адаптации лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы

2. Профессиональ­ная подготовка и обучение осужденных.

Образование осужденных (на примере России)

 

 

Социально-образовательные предпосылки адаптации лиц,

готовящихся к освобождению из мест лишения свободы

 

В демократическом обществе принцип непрерывности образо­вания распространяется не только на временное и пространствен­ное измерение жизни человека, но и на те критические ситуации, в которых некоторым из людей приходится оказаться. Одна из таких ситуаций — пребывание в местах лишения свободы. Образовательная деятельность в исправительных и воспитательных колониях в первую очередь направлена на успешность социальной адаптации человека после его освобождения. Параллельно решаются задачи за­нятости осужденных. Не менее важна также воспитательная функция, связанная с тем, что в процессе обуче­ния осваивается определенная система знаний, норм и ценно­стей, которая в будущем позволит людям, нарушившим закон, функционировать в качестве полноправных членов общества.

Образование осужденных — проблема всего общества, которое заинтересовано в существовании механизмов и структур, способ­ствующих эффективности и совершенствованию системы соци­альной реабилитации. В качестве таких структур могут выступать образовательные учреждения всех видов и типов, общественные и религиозные организации, государственные структуры при мест­ных органах власти.

В соответствии с Законом Украины «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде ли­шения свободы» (гл. 3, ст. 16) именно на уголовно-исполнитель­ную систему возлагается задача обеспечения профессионального образования и профессионального обучения осужденных. Для ее решения в УИС Министерства юстиции Украины создана необхо­димая материально-техническая и учебная база. В 280 профессио­нальных училищах и 136 их филиалах функционируют 246 учеб­но-производственных мастерских, оборудовано 1740 учебно-тех­нических классов и кабинетов, где осуществляется профессио­нальное обучение как для нужд собственного производства, так и для региональных рынков труда.

После освобождения из мест лишения свободы многим быв­шим осужденным предстоит столкнуться с проблемой поиска ра­боты. Особенно тяжело приходится молодым. Как правило, они сталкиваются с жесткими требованиями работодателей. Обычно это наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура об­щения, владение компьютером.

 

2. Профессиональ­ная подготовка и обучение осужденных

 

Сегодня неотъемлемой составляющей трудового пути многих людей становится профессиональная переориентация и перепод­готовка. Поэтому человеку, отбывающему наказание, важно осознавать, что условия рынка потребуют от него овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для любой трудовой деятельности, а затем и го­товности формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Психологическая го­товность человека к смене профессии после освобождения (равно как и ее выбор, если она отсутствует) во многом зависит от пра­вильной оценки своих сильных и слабых сторон, от умения оце­нить внешние обстоятельства. Это требует определенных психоло­гических умений и достаточно высокого уровня самосознания, что невозможно без соответствующего обучения. (Характерно, что среди лиц, вновь совершивших преступления после освобожде­ния из исправительного учреждения, 24% к этому моменту не работали.)

Для успешной социальной адаптации большое значение имеет не только полученная рабочая специальность, но и образователь­ный уровень, возможность повышения которого сохраняется в местах лишения свободы. Закон Украины «Об обра­зовании» (ст. 5) гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от наличия судимости, при нахождении в исправительных учреждениях. Более того, Уголовно-исполнитель­ный кодекс Украины (гл. 14, ст. 108; гл. 15, ст. 112) прямо предписывает организацию обязательного получения ос­новного общего образования лицами, осужденными к лишению свободы и не достигшими 30 лет.

Для определенной категории людей уголовно-исполнитель­ная система становится единственным реальным местом, где они могут научиться читать, писать, приобрести начальные профес­сиональные навыки. По данным статистики, образовательный уро­вень лиц, поступающих в места лишения свободы, за последние годы сильно изменился. Все большее число из них не имеют ос­новного общего образования. Однако увеличение количества нар­команов, особенно среди молодых осужденных, их социальная пассивность отрицательно сказываются на желании выйти за рам­ки получения обязательного основного общего образования.

Тем, кто хочет продолжить обучение и получить среднее (пол­ное) общее образование, администрация исправительного учреж­дения и соответствующие органы местного самоуправления со­здают необходимые для этого условия.

В качестве примера можно сослаться на опыт Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где работу с осужденными на основе специаль­ных педагогических программ ведут различные учебные заведения горо­да. В 2000 г. осужденные обучались по программам: «Как начать свое дело», «Как управлять собой», «Как устроиться на работу». Такие образователь­ные программы имеют большое значение для трудоустройства после ос­вобождения.

Исправительные учреждения в ряде случаев обеспечивают воз­можность для получения осужденными высшего профессиональ­ного образования. Основным приоритетом служит профессиональ­ное самоопределение.

Параллельно делается попытка решить важнейшую проблему смены социальных установок осужденных. Этому способствует включение в трудоемкий процесс усвоения фундаментальных дисциплин вузовского образования, содержание которых не только повышает культурный уровень, но меняет ценностно-смысловую направленность и структуру мышления человека, лишения.

Использование в процессе обучения современных технологий, освоение навыков работы с компьютером и другими информацион­ными средствами позволяют осужденным не чувствовать себя ото­рванными от окружающего мира. Возможно, в скором времени в местах отбывания наказания приобретет распространение обуче­ние через Интернет.

Право на качественное образование имеют все, вне зависимости от происхождения, места рождения, статуса и т.д. Доступ к качественному образованию имеют право также и осужденные.

Доступ к качественному образованию может помочь в профориентации осужденных, в адаптации бывших заключенных на свободе после освобождения и т.п.

Каждый осужденный – индивидуальность, и индивидуальный подход в образовании необходим для каждого. Это касается всех осужденных, в особенности – несовершеннолетних, у которых впереди вся жизнь и перевоспитание которых является основной задачей исправительных учреждений.

Нет сомнения, что с указанным контингентом учащихся работают опытные педагоги. Но для каждой колонии своего Макаренко на каждый предмет не получишь. Тем более не секрет, что преподавание – это качество (даже талант), которое присуще далеко не каждому педагогу.

В этой связи дистанционное обучение – та форма образования, которая может помочь осужденным в получении действительно качественного образования. Ведь компьютер сегодня – не редкость, компьютерные сети и Интернет – такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телефон и почтовое отделение связи.

А в системе дистанционного обучения есть доступ к дистанционным курсам, составленным лучшими преподавателями. Через Интернет можно получить консультацию у высококлассных педагогов.

Те педагоги, которые работают с осужденными в исправительных учреждениях, получат в системе дистанционного обучения методическую поддержку, а также сами смогут повысить свой профессиональный уровень и получить помощь у своих коллег – преподавателей школ и университетов, а также психологов, методистов, инженерно-технического и другого персонала.

Все это – весь комплекс очного и дистанционного обучения, это сочетание разных форм образования – даст возможность осужденным получить действительно лучшее образование.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы осужденный – будь то подросток или взрослый – получил качественное образование при индивидуальном подходе к каждому. Система дистанционного обучения позволит учесть специфику при образовании осужденных – от среднего до высшего образования. И это поможет осужденным успешно адаптироваться в жизни на свободе, получить аттестат о среднем образовании или диплом о высшем образовании, получить профессию или повысить квалификацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...