Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование осужденных (на примере России)

 

Дистанционные формы обучения прочно вошли в пенитенциарную практику России. Однако сегодня это в основном общеобразовательные и профессиональные курсы. Воспитательные программы еще единичны, хотя именно они должны являться основой процесса исправления осужденных.

Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.

Растущий уровень рецидивной преступности (сейчас рецидив равен 46 %) показывает, что пенитенциарная система пока недостаточно эффективно достигает вышеназванную цель. Это ведет к усилению криминализации общества, созданию опасного социального окружения, так как вернувшиеся из мест лишения свободы преступники не только продолжают совершать преступления, но и транслируют уголовные понятия и отношения. Последнее ведет к размыванию ценностей общества, принятию криминальных образцов поведения.

Следует признать, что УИС России имеет самый низкий в мире показатель рецидивной преступности. Причиной этого, на наш взгляд, является система А.С.Макаренко, положенная в основу пенитенциарной теории и практики, а также разработанность методов исправления осужденных, что закреплено на законодательном уровне. Так, уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (п. 2 ст. 9).

Пенитенциарная теория и практика признают обучение одним из главнейших средств исправления преступников. В УИС функционирует 338 профессиональных училищ и 664 школы и учебно-консультационных пунктов (число последних увеличилось за последний год на 148). Осужденные могут получать высшее и дополнительное образование. В исправительных учреждениях (ИУ) организуется заочное и дистанционное обучение (ДО).

Одним из перспективных направлений является дистанционное обучение. Казалось бы, зачем ИУ внедрять новые технологии в процесс исправления осужденных? Новые технические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов, которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся.

Кроме того, необходимость введения ДО было вызвано и еще несколькими причинами. Во–первых, отдаленностью ИУ от населенных пунктов, во–вторых, невозможностью оплатить поездки преподавателей, в–третьих, отсутствием необходимой материально-технической базы для организации очного обучения. В–четвертых, изменением качественного состава обучающихся: «взросление» осужденных и повышение их образовательного уровня. Основная масса лиц, находящихся в заключении, имеет среднее общее образование. Если сравнить показатели образовательного уровня осужденных начала 70-х годов XX в. и начала XXI в., то можно констатировать значительное увеличение доли лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование (во время специальной переписи осужденных 1970 г. таких было – 4,4 %, сейчас – 21,6 %).

В этой связи при обучении взрослых осужденных возникает объективная необходимость совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности и качества. Важная роль в решении этой проблемы отводится средствам обучения и организации процесса.

Кроме того, на расширение использования дистанционных форм обучения осужденных повлияли и общероссийские тенденции изменения образовательной среды, связанные с инновационными процессами компьютеризации общества, развитием новых телекоммуникационных технологий. Что позволяет получать информацию моментально, а также иметь инструменты для ее передачи, обработки и хранения. Основной идеей ДО является самостоятельность в обучении и создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, книги и учебные пособия.

Первым опытом ДО осужденных был совместный проект Московского государственного индустриального университета и Московского государственного института стали и сплавов. Учебный центр был создан в 1995 году в колонии общего режима (учреждение УУ–163/2) в городе Зеленограде. Главной целью была апробация заочного обучения осужденных с использованием элементов технологии ДО. Это позволило внести новые дополнительные элементы в методы исправления, а также облегчить последующую социальную адаптацию осужденных после освобождения. Обучение велось по специальности 0211 «Юриспруденция» и по специальности 0611 «Менеджмент организаций». Центр продолжает действовать до сих пор, совершенствуя технологическую базу и систему предоставления курсов.

Полностью обучение через Интернет одной из первых в России стала проводить Шаховская воспитательная колония (Орловская область). После закупки необходимого оборудования, создания компьютерного класса, обучения воспитанников элементарным навыкам работы на компьютерах, преподаватели городского социального техникума начали предоставлять обучение по специальности «Оператор ПЭВМ». Кроме того, параллельно шло освоение одной из систем бухгалтерского учета «1С Бухгалтерия» с целью повышения конкурентоспособности воспитанников при трудоустройстве.

В настоящее время уже многие учебные заведения сотрудничают с УИС и обучают осужденных, если их устав не запрещает прием лиц, имеющих судимость. В этом направлении успешно работают Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет, Московский государственный социальный университет и др. Осужденные обучаются по специальностям «экономика», «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит», «социология» и «социальная работа». Обучение положительно отражается на микроклимате в колониях, обеспечивает полезную занятость осужденных, делает содержательным их досуг, позитивно влияет на состояние дисциплинарной практики, а также способствует стабилизации оперативной обстановки. Результаты тестирования осужденных-студентов показали, что у них «развиваются и укрепляются целеустремленность, самостоятельное мышление, чувство ответственности, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается интеллект».

В УИС разрабатываются определенные меры по стимулированию осужденных к повышению образовательного уровня: перевод на лучшие условия содержания, поощрения, условно-досрочное освобождение.

Руководство системы находит дистанционные формы обучения достаточно перспективными. В настоящее время в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет колоний России. В соответствии с программой осужденные 303 вечерних образовательных школ при исправительных учреждениях получат доступ в Интернет. На сегодня подключены к сети уже 11 из них (ГУФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН РФ по Сахалинской области, ГУФСИН РФ по Приморскому краю, Кемеровской, Самарской, Томской областям, Пензенской, ГУФСИН РФ по Красноярскому краю). В Каннской воспитательной колонии в этом году даже прошел первый телемост между студентами Юридического института (г. Красноярск) и несовершеннолетними осужденными. Воспитанников интересовали возможность обучения в институте, вопросы молодежного досуга, ответственности родителей за воспитание детей. Помимо студентов Юридического института в беседе приняли участие английские преподаватели из Школы права университета г. Нью–Кастл, которые рассказали о проведении подобных мероприятий в своей стране. Сейчас принимаются меры по нормативному регулированию порядка подключения ИУ к сети Интернет, разрабатываются рекомендации по соблюдению оперативно-режимных требований в условиях функционирования сети, Инструкция о порядке защиты информации и исключению несанкционированного доступа осужденных к информационным ресурсам.

Таким образом, новые информационные технологии прочно вошли в практику исправительного процесса осужденных. Новые методы решают многие проблемы УИС, а, кроме того, расширяют круг обучающихся, что повышает шансы этих людей на последующую социальную адаптацию. Однако, главная цель внедрения новых технологий в методы исправления осужденных не только и не столько в повышении уровня образования (что так же необходимо), сколько в исправлении осужденного. Ведь основание существования исправительной системы – это возращение в общество правопослушных людей. Созидательных граждан, с готовностью вносящих свой вклад в развитие общества и соблюдающих закон не из страха наказания, а исходя из внутренней потребности. Другими словами, базовым действием в процессе исправления должно являться и является нравственное исправление. Поэтому важно рассмотреть то, насколько новые технологии используются в процессе коррекции нравственных начал осужденных. В этой связи представляется интересным опыт дистанционного предоставления воспитательных программ нравственной направленности. Такие программы отличаются от общеобразовательных и профессиональных программ прежде всего решаемыми задачами. Здесь на первое место выходит формирование нравственности и развитие социально полезных навыков осужденных.

Сегодня воспитательная работа с осужденными в дистанционной форме еще редкость. Поэтому интересен в этом плане опыт работы программы Криминон. Криминон (что значит «Нет преступности») – это лицензионная программа социальной реабилитации осужденных. Программа состоит из восьми разделов: «Дорога к счастью», «Улучшение способности к обучению», «Как справляться с подавлением», «Достоинство и целостность личности», «Общение», «Этика и состояния», «Понимание и преодоление наркотической зависимости», «Как жить с детьми». Разделы предоставляются на сегодня очно, заочно, дистанционно. Длительность изучения - от четырех до десяти недель. Но каждый осужденный проходит их в своем темпе. Разделы включают презентацию материалов, самостоятельную подготовку, практические задания, контроль знаний и коррекцию.

Материалы рассчитаны, с одной стороны, на обучающихся с различным уровнем образования (в т.ч. достаточно низким). Поэтому изложение материала простое. С другой, на обучающихся с деформированными системами ценностных ориентаций. Поэтому материалы содержат нравственные нормы, задания на переосмысления прошлого опыта, а также тренировки в повседневной жизни социально одобряемых форм поведения (доброжелательность, искренность, отзывчивость и т.д.). Основное правило программы - это применение человеком в текущей жизни изученных принципов. Каждый осужденный учится не только вести себя этично, но и знать, почему и зачем он это делает. До 2007 года программа предоставлялась с элементами ДО. Инструкторы программы пересылали осужденным материалы разделов, получали сделанные задания и осуществляли коммуникацию посредством электронной почты.

В настоящее время подготовлен сервис предоставления курсов через Интернет, а также апробируется бета(пробная) версия сайта. Это программный продукт для организации и управления прохождения разделов программы через Интернет. На сегодня созданы:

· Базовая виртуальная организация (представительство Криминон ON-Line, к нему возможен круглосуточный доступ. Представительство структурно включает взаимосвязанные группы администраторов, разработчиков, инструкторов программы (тьюторов и главного супервайзера) и осужденных;

· прикладное программное обеспечение;

· просветительские модули (глоссарий, правила изучения программы, раздел «Дорога к счастью» - моральный нерелигиозный кодекс). Важнейшая часть модулей - блок вопросов и/или упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала, развития практических умений и навыков. При создании модулей, с одной стороны, учитывались педагогические технологии, с другой, программные. Программные технологии разработаны М.Субботиным.

Сервис представляет собой интерактивный портал, в котором изначально заложена возможность не только размещения неограниченного количества разделов, но и многоязыковой интерфейс. Предоставление в будущем программы на многих языках позволит российской организации выйти на мировой рынок воспитательно-просветительсвких услуг.

В проекте используются наиболее развитые Интернет-технологии: World Wide Web («Всемирная паутина») - система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет иметь интерактивный доступ к материалам программы непосредственно в компьютерной сети;

E-mail - электронная почта. Используется для асинхронных во времени консультаций осужденных. Регистрация на программу происходит следующим образом: при входе на домашнюю страницу представительства и ознакомления с программой осужденный, изъявивший желание участвовать, подает заявку. После этого, ему присваивается логин и пароль, а также назначается персональный тьютор (супервайзер).

Запись на прохождение раздела, предоставление персонального пароля и организация индивидуального сопровождения через Интернет, выдача сертификата, подтверждающего успешное изучение материала, а также контроль работы тьюторов осуществляют со своего автоматизированного рабочего места администраторы и руководители программы.

В последующем осужденный работает в своем персональном интерфейсе (здесь, интерфейс – набор программных продуктов для каких либо целей). Разделы модуля предоставляются ему последовательно, каждый следующий – только после проверки супервайзером и положительной оценки. Тьютор, возвращает осужденного к недостаточно точно понятому материалу, при необходимости оставляет на сервере для этого осужденного комментарии. Тьютор также осуществляет и проверяет заключительное тестирование, на основании которого принимается решение о выдаче осужденному сертификата.

На сайте существует своя система сообщений, которая предполагает следующие линии общения: регистратор – осужденный; осужденный – супервайзер; регистратор – супервайзер – главный супервайзер – техподдержка и их варианты.

Общение тьютора с осужденным может проходить как в режиме ON-Line, так и асинхронно во времени. На сайте есть соответствующая система оповещения, которая информирует обе стороны о том, что они присутствуют на сайте одновременно, в этом случае они могут вступить в прямое общение. Иначе говоря, коммуникация осужденного со своим тьютором предполагает некоторый симбиоз Форума с чатом. Некоторые предпочитают скорость «чатов», некоторые очень успешно общаются в режиме Форума. Но Форума в общепринятом понимании (где много людей общается на различные темы) не предусмотрено. Внутри сайта Криминон одну тему могут обсуждать только два терминала: обучающийся и его тьютор. Никто другой не может вмешиваться в их цикл общения (кроме главного супервайзера). Тьютеры поочерёдно несут круглосуточное дежурство на сайте. Поэтому выполнения заданий проверяется очень быстро.

Таким образом, сайт позволяет осуществлять поливариантное общение, каждый осужденных может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант, главное, что переписка полностью сохраняется, и в последующем главный супервайзер может проинспектировать деятельность тьютора с каждым конкретным осужденным.

Следует отметить, что в отличии от обычных дистанционных программ, воспитательная программа не предусматривает обеспечение лабораторно–практической работы. Осужденные на основе заданий самостоятельно выбирают ситуацию и способы ее разрешения. Тьютор только по отчетам отслеживает, наращивает ли осужденный социально–полезные навыки и качества или нет.

Тренировки не только и не столько закрепляют учебный материал, сколько приучают осужденного совершать социальные поступки, дают ему новый опыт положительного взаимодействия с окружающим миром, укрепляют и повышают его самооценку и уважение к себе, на основе которых только и возможно спокойствие и уважение к другим людям.

Наращивание социального потенциала осужденных преодолевает и еще одну характерную черту осужденных – отсутствие веры в то, что они способны приносить пользу людям. Окружающие, в том числе и сотрудники ИУ, стремятся вызвать у преступников раскаяние, признание своей вины, т.е. неправоты. Но, обладая ничтожными социальными навыками, разуверившись, что могут вносить свой вклад, осужденные до последнего отстаивают свое право «быть правым», часто скрывая это за показным раскаянием, а дальше только совершенствуясь в лицемерии. Именно поэтому в ходе процесса исправления необходимо помочь осужденному нарастить свой социальный потенциал через созидательную деятельность, что поможет ему укрепить чувство собственного достоинства. Когда преступник видит, что еще способен делать что–то полезное и окружающие это оценивают и одобряют, у него хватит духа реально посмотреть на свое прошлое и сделать необходимый вывод на будущее.

Итак, мы имеем своего рода цепочку: знания – применение – привычка. Ни одно звено не может быть вырвано, все они взаимосвязаны. Поэтому упражнение в ходе исправления осужденного не есть дрессировка, а именно сознательная выработка определенного стандарта поведения, развитие нравственного способа решения проблем.

Так как ДО предполагает самостоятельность и инициативность обучающегося, то несколько смещаются акценты в деятельности тьюторов. Важной функцией тьютора становится поддержка осужденного, помощь в изучении разделов, способность подбодрить его, приложить усилия для его продвижения и окончания как отдельного курса, так и программы в целом.

Для более обобщенных выводов о специфике предоставления воспитательных программ нравственной направленности, как один из метдов исправления осужденных, в дистанционной форме еще не накоплено достаточно материалов в пенитенциарной практике. Поскольку, пожалуй, единственной на сегодня такой программой является программа Криминон. Пока апробируется бета версия, но в итоге проект будет представлять собой полноценную ON-Line организацию со всеми необходимыми структурами и инструментами.

Итак, исправительные учреждения России имеют положительный опыт дистанционной формы обучения осужденных, в т.ч. через Интернет. Однако до недавнего времени это были в основном общеобразовательные и профессиональные (среднего и высшего образования) программы. Теперь же появляются первые воспитательные программы нравственной направленности, что значительно повышает эффективность методов исправления осужденных в ИУ. Дистанционные формы воспитательной работы с осужденными позволяют добиться мобильности, сэкономить средства, обеспечивающие учебный процесс, а также предоставить обучение в не зависимости от местоположения ИУ. Кроме того, в субъектно–субъектных отношениях с тьютором осужденный формирует определенную самостоятельность и инициативность (он сам выбирает скорость изучения, время, инициирует общение, в т.ч. если что–то в материале вызывает затруднение). Развитие этих качеств помогает осужденному сохранить себя в условиях практически полной регламентации жизни в колонии. Предоставление материалов посредством сети Интернет также помогает осужденным закрепить и развить навык работы с компьютером и Интернетом, а также способствует расширению круга позитивного общения.

На наш взгляд, необходимо развивать предоставление программ нравственной направленности, поскольку такие программы дают возможность осужденному переосмыслить свой предыдущий способ поведения, перестроить систему ценностей, развить социально-полезные личностные качества. Последнее, в определенной мере, позволит решить проблему свободного доступа осужденных в мировую сеть (руководство системы сейчас прорабатывает вопросы, связанные с предотвращением выхода осужденных на порносайты, взламывания баз данных и т.п.).

Но остаются нерешенными еще ряд проблем организационного (в т.ч. освобождение осужденных, которые не закончили обучение) и финансового плана (во многих случаях осужденным предоставляется значительная скидка в оплате, а касательно воспитательных программ – осужденные проходят их бесплатно). Тем не менее, дистанционное обучение прочно входит не только в образовательное, но и в воспитательное пространство УИС. К положительным сторонам этого можно отнести:

· дополнительную возможность для осужденных сохранить себя в условиях изоляции от общества;

· развитие умственных способностей этих людей, а также навыков работы с компьютером и Интернетом;

· позитивную занятость свободного времени и, как правило, снижение антисоциальных действий со стороны обучающихся осужденных;

· малую похожесть на традиционные формы работы, что позволяет вовлечь в воспитательно-образовательный процесс осужденных, имеющих неудачный и болезненных опыт предыдущего обучения и общения с преподавателями;

· более эффективное и частое общение с тьютором через Интернет (Однако исследования показывают, что в этом вопросе не все столь однозначно - сами осужденные предпочитают живое общение с преподавателями);

· приобретение обучаемыми навыков самостоятельной работы и развитие позитивной инициативы;

· увеличение перспектив успешной ресоциализации осужденных, а значит снижение вероятности рецидива.

Кроме того, решается географическая проблема предоставления услуг как для тех, кто проходит обучение, так и для тех, кто его предоставляет.

Таким образом, современные тенденции компьютеризации, технологизации процесса обучения сказались и на образовательно-воспитательной среде исправительных учреждений России. Все больше общеобразовательных, профессиональных, воспитательных программ предоставляются в дистанционной форме. Исследователи отмечают, что «обучение оказывает положительное влияние на поведение осужденных в период отбытия наказания, облегчает их социальную адаптацию после освобождения, снижает социальную напряженность в местах лишения свободы, способствует формированию трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции». А это значит, что осужденные получают возможность жить на свободе без преступлений, а законопослушные граждане – надежду на более спокойное и безопасное социальное окружение.

 

 

Задание для самоконтроля

На основе рекомендуемой литературы попробуйте дать оценку эф­фективности влияния образования на смену социальных установок ли­цам, находящимся в местах лишения свободы.

Рекомендуемая литература

Волов В. Т. Дистанционное образование как основная технология выс­шего образования в пенитенциарных учреждениях // Открытое образо­вание. — 2001. — № 6.

Закон Украины «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы». — К., 2000.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб. для слушателей и курсантов учебных заведений МВД / Под ред. А. И.Зубкова, М.П.Стуровой. — Рязань, 1993.

Миловидов Г. Е., Михайлов А. С. Спецшкола: Социально-психологиче­ские особенности подростков и рецидивы // Социологические исследо­вания. — 1992. — № 9.

Павлова Е.А. Гуманизация воспитательного процесса в ИТУ: (О про­блемах исправительно-трудовой школы) // Вечерняя средняя школа — 1993. - № 5.

Положение о порядке организации получения основного общего и сред­него (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах. — К., 1999.

Сломчинский А. Г. Школа при ИТУ: Кризис или тупик? // Вечерняя средняя школа. — 1993. — № 1.

Уголовно-исполнительный кодекс Украины. — К., 1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...