Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация демографических прогнозов




БИЛЕТ №45

1.Государственное управление образованием.

Главной целью развития образования являются гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.

Государство провозглашает гуманистический характер образования, общедоступность и адаптивность его к особенностям развития обучающихся, светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений, плюрализм в образовании, демократизм в управлении им.

Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Комплексы среднего профессионального образования ориентируются на запросы населения и местные рынки труда. Система высшего профессионального образования учитывает потребности в специалистах и интересы отдельной личности.

Образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Они являются основой объективной оценки квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральные компоненты, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, устанавливают федеральные органы государственной власти.

На ведение образовательной деятельности необходимо получение лицензии. Она выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой этими органами.

Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает после его государственной аккредитации. Государственная аккредитация проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием и удостоверяется свидетельством о государственной аккредитации, подтверждающим государственный статус учреждения, соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет. Она является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Ее целью служит установление соответствия содержания и качества обучения требованиям государственных образовательных стандартов. Положительное заключение аттестационной комиссии служит основанием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Основанием для отказа в государственной аккредитации может быть несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям и критериям, предъявляемым к ним.

Состояние образования небезразлично для каждого гражданина, каждой семьи, так как от него зависит будущее сегодняшних детей, будущее страны. Поэтому население всегда готово участвовать в его проблемах вплоть до финансирования учебного процесса. Для бизнеса тоже важно качество будущей рабочей и интеллектуального уровня. Всеобщая заинтересованность в развитии образования наглядно реализуется стимулированием государством семейных, корпоративных, спонсорских вложений льготами по налогам на доходы, прибыль.

Россия пока поддерживает достаточно высокий уровень образования нации, авторитет системы образования, завоеванный в советские годы. Обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное, бесплатное образование на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду учреждений. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов аналогичных государственных и муниципальных учреждений на данной территории. Негосударственные учреждения после их аккредитации получают право на государственное или муниципальное финансирование.

Учебные центры Минобразования и профессиональные курсы обучения и переподготовки населения предоставляют услуги по договорам и на конкурсной основе. Заказчиками подготовки выступают службы занятости, союзы предпринимателей, отдельные предприятия. ПТУ преобразуются в профессиональные лицеи (начальное профобразование) и передаются для управления на региональный уровень.

Образовательные учреждения могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. Доходы от такой деятельности реинвестируются в образовательное учреждение по его усмотрению. Такая деятельность не относится к предпринимательству. Платные образовательные услуги не могут оказываться вместо образовательной деятельности, финансируемой бюджетом. Заработанные таким способом средства изымаются в бюджет. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, его родителей (представителей) регулируются договором.

Рыночное финансирование проявляется, например, в деятельности попечительных советов. Родители и работодатели, хорошо представляя потребности рынка, оказывают влияние на учебные программы, устанавливают доплаты учителям из внебюджетных источников.

Управление образованием построено на государственно-общественных началах. Функции Минобразования России ограничены, управленческая вертикаль не действует. Федеральные государственные органы управления образованием в пределах своей компетенции могут инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, но они не могут самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов управления образованием субъектов РФ и местных органов управления.

Не развиты организационные формы и общественного управления: попечительные советы, самоорганизация родителей и другие, хотя законом об образовании школе предоставлена широкая автономия.

Деятельность органов управления образованием в целом направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования. Чтобы сделать образование доступным, качественным и эффективным, предстоит в первую очередь поднять социальный статус учителя, перевести учебные заведения в ведение субъектов РФ, возвратить школу в лоно государства.

2. Цели, задачи и основные методы демографического прогнозирования.

Демографический прогноз - это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации.

Прогноз делается в трех вариантах, которые принято называть «нижним», «средним» и «верхним».

Условием точности прогноза являются правильные, научно обоснованные предположения о тенденциях изменения репродуктивного, самосохранительного и миграционного поведения населения, данные о которых можно получить с помощью специально организованных социолого-демографических исследований.

Цели демографического прогнозирования связаны с потребностями экономического планирования (необходимостью предвидения динамики численности и структуры трудовых ресурсов); необходимостью оценки будущей динамики потребительского спроса на те или иные виды товаров и услуг, в т.ч. для решения задач маркетинга; потребностями планирования жилищного строительства; потребностями планирования социальной сферы (образование, здравоохранение, пенсионная система); геополитическими задачами и многими другими.

 

Классификация демографических прогнозов

 

По длине прогнозного горизонта

Первым критерием классификации демографических прогнозов является длина прогнозного горизонта, или длительность прогнозного периода.

По длине прогнозного горизонта различают демографические прогнозы:

· краткосрочные (5- 10 лет),

· среднесрочные (25-30 лет),

· долгосрочные.

 

По целям прогнозирования

По целям прогнозирования все демографические прогнозы делятся на:

· аналитические,

· прогнозы-предостережения,

· нормативные прогнозы,

· функциональные прогнозы.

Аналитический прогноз

Целью аналитического прогноза является исследование современных тенденций воспроизводства населения путем оценки их возможного влияния на будущую численность и состав населения, а также на социально-экономическое развитие в целом.

Для аналитического прогноза характерно изучение реальной ситуации для выявления в ней «проблемных ситуаций», сохранение которых может так или иначе повлиять на будущую динамику различных процессов, обострить уже существующие или привести к возникновению новых проблем и проблемных ситуаций.

 

Прогноз-предостережение

Целью прогноза-предостережения является показ возможных неблагоприятных или опасных последствий сложившейся демографической ситуации, во избежание которых необходимо принять соответствующие меры.

Одним из самых известных демографических прогнозов-предостережений является закон народонаселения Т.Р. Мальтуса. Выдвигая тезис о том, что население растет в геометрической прогрессии (экспоненциально), а средства существования в арифметической прогрессии (линейно), он описывал последствия (нищета, эпидемии, беспорядки, войны), к которым ведет быстрый рост населения.

Нормативный прогноз

Основной целью нормативного прогноза является выработка конкретных рекомендаций для достижения некоторого желаемого состояния демографических процессов.

При нормативном прогнозировании формулируется ряд высказываний о желаемых характеристиках демографической ситуации и демографических процессов: желаемая численность населения, предпочитаемые уровни рождаемости, смертности. После чего намечаются меры, которые необходимо предпринять, чтобы достичь этих желаемых, целевых параметров.

Функциональный прогноз

Целью функционального прогнозирования является получение прогнозной информации о населении, необходимой для принятия решений в экономической, социальной, политической и других сферах деятельности государственного и социального управления.

Функциональный прогноз представляет собой определение будущих численности и состава тех групп населения, семей и домохозяйств, которые обеспечивают функционирование социальных институтов, организаций и других структур.

Выделяют два класса функциональных прогнозов: «прогнозы предложения населения» ( прогнозы численности и структуры населения, отдельных возрастно-половых групп, которые являются как бы результатом функционирования демографической системы) и «прогнозы спроса на население» (о численности и составе населения, субъектов социальной деятельности, исполнителей социальных ролей.)

Примерами функциональных прогнозов являются:

· прогноз спроса на те или иные виды товаров и услуг.

· электоральный прогноз.

· прогнозирование численности и состава учащихся на разных ступенях системы образования.

· прогнозирование потребностей в услугах здравоохранения на основе прогноза численности и половозрастной структуры населения, динамики заболеваемости.

· прогноз динамики численности пенсионеров и клиентов других социальных служб;

· определение численности и состава лиц, которые могут быть привлечены в вооруженные силы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...