Методы перспективного исчисления населения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основными методами демографического прогнозирования являются: методы, основанные на применении математических функций, метод передвижки возрастов, или метод компонент.
Методы, основанные на применении математических функций Основной сферой применения является прогнозирование численности населения небольших территорий, регионов страны. Математические методы иногда применяются также для анализа исторической динамики и прогнозирования численности населения на глобальном уровне. Позволяют получить прогноз общей численности населения. Для прогнозирования могут применяться: Экстраполяционный метод · Линейная функция · Экспоненциальная функция Аналитический метод · Логистическая функция Экстраполяционный метод Метод основан на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за период или о среднегодовых темпах роста или прироста. Если эти показатели известны, то можно рассчитать численность населения на любое число лет вперед, просто предположив их неизменность на протяжении всего прогнозного периода. Линейная функция. Способ прогнозирования с использованием линейной функции основан на предположении о том, что среднегодовые абсолютные приросты численности населения, рассчитанные для периода времени, сохранятся и в будущем. Pt = P0 + Δ t Где: Р0 и Рt - численность населения; Δ - абсолютный среднегодовой прирост, t - время в годах. Экспоненциальная функция Основана на предположение о неизменности среднегодовых темпов прироста численности населения, особенно при допущении неизменных уровней рождаемости и смертности и отсутствии миграции.
Pt = P0 ert Где: r - среднегодовые темпы прироста, t - время в годах, е - основание натуральных логарифмов.
или Аналитический метод Метод основан на том, что исходя из прошлой, демографической динамики подбирается функция, наиболее близко ее описывающая. В принципе это может быть любая функция. Однако в любом случае эта функция носит эмпирический характер, и не существует никакого общего математического закона демографической динамики. Конкретный вид функции подбирается исходя из вида эмпирической кривой, а также гипотезы о связи численности населения с временем как независимой переменной. При построении уравнения или кривой, соответствующих данным переписей населения, в одном случае исходят из предположения, что численность населения является полиномиальной степенной функцией от времени: Pt=a + bt+ct2 +dt3 +...,
где константы а, b, с, d,...оцениваются с помощью подходящей техники, например, с помощью метода наименьших квадратов. Если оцениваются только константы а и b, то получаем просто линейную функцию; добавление других констант означает переход к квадратичной параболе или к параболам более высоких порядков. Если же предположить, что изменение численности населения за бесконечно малый промежуток времени является функцией численности населения, то получают другие математические выражения. Одним из них является экспоненциальная функция с ненулевым постоянным членом, или рост (убыль) населения в геометрической прогрессии. Другим примером такого рода функций является широко применяемая в перспективном исчислении численности населения логистическая функция, особенность которой состоит в том, что ее приращение уменьшается по мере роста численности населения.
Где: Pt - численность населения в момент времени t, b - постоянная интеграции,
1/a - некая предельная численность, к которой асимптотически приближается численность населения с ростом t, u - параметр, определяющий конкретный вид кривой. Логистическая кривая симметрична относительно точки перегиба, которая равна 1/2а. При малых значениях Р темпы его прироста практически постоянны и равны приблизительно и. Сдругой стороны, если значения Р велики и близки к 1/а, темпы его прироста стремятся к 0. Билет №46 1. Государственное управление здравоохранением. Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в стране. Всемирная организация здравоохранения реализует глобальную стратегию "Здоровье для всех", предусматривающую гарантии и доступность медицинской помощи. Согласно концепции ВОЗ здоровье не является объектом рыночных отношений. Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Кроме государственного развивается муниципальное и частное здравоохранение. Задачей здравоохранения является более полное удовлетворение потребностей населения в качественной доступной медицинской и лекарственной помощи, создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения. Наиболее общим показателем развития здравоохранения служит доля ассигнований на медицинскую помощь по отношению к ВВП. В России они составляют 2%, что значительно меньше, чем во многих других странах. Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения составляют300 долл. в год, что в 13 раз меньше, чем в США. Показателями деятельности учреждений здравоохранения являются объемы медицинской помощи (количество посещений амбулаторий и поликлиник, дней лечения в стационаре, койко-дней, вызовов "скорой помощи" и т.д.). Разрабатываются нормативы видов медицинской помощи в расчете на 1000 человек, обслуживаемых учреждением здравоохранения в год.
Финансирование медицинских учреждений осуществляется по наличию персонала и койко-мест. Органы исполнительной власти субъектов РФ используют подушевые нормы финансирования здравоохранения, отражающие размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел. Показатели стоимости медицинской помощи по видам определяются ими самостоятельно в соответствии с методическими рекомендациями. За счет бюджетных средств должна оплачиваться гарантированная бесплатная медицинская помощь при условии сохранения ее доступности для всех граждан. Платными могут быть услуги в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Они осуществляются по договорам с гражданами или организациями. Государство регулирует предоставление платных медицинских услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Контролируются их организация, качество выполнения, правильность взимания платы. Большие надежды возлагаются на обязательное медицинское страхование (ОМС). Образуются федеральный и территориальные фонды ОМС. Средства в них поступают из двух источников.
Обязательное медицинское страхование обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг (не разрешено их использовать на развитие материальной базы). Их доля в общем объеме финансирования составляет 1/3.
Однако законодательная база ОМС недостаточная; децентрализация фонда ОМС при существенных различиях в финансовых возможностях регионов не позволяет оказывать гарантированно медицинскую помощь всем гражданам. Механизм выплат за неработающих граждан не отработан: регионы перечисляют в фонды ОМС не более 25% требуемых сумм, что оборачивается отсутствием самых необходимых лекарств, задержками в выдаче заработной платы медикам. Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России). Минздрав России решает комплексные проблемы здравоохранения: профилактика заболеваний, медицинская помощь, проблемы инвалидности, медицинская экспертиза; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; охрана семьи, материнства, отцовства и детства; контроль качества лекарственных препаратов и медицинской техники; подготовка кадров и научно-исследовательская деятельность; медицинское страхование. Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются на основе сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам лицензионными комиссиями, создаваемыми органами государственного управления субъекта РФ или местной администрацией по их поручению 2. Методика расчета младенческой смертности. Социальное значение младенческой смертности. Младенческая смертность – это смертность детей в течение первого года жизни. Регистрация, учёт её структуры связан с представлением о так называемой «перинатальной смертности» (введённом в 1940-х годах). На русский язык термин этот переводится как «смертность вокруг родов». В связи с тем, что в мировой статистике населения к «перинатальной смертности» стали относить и мертворожденных, учётное и фактическое представление о младенческой смертности стали несколько различаться (см. рис. 15.1.). Рис.15.1. Структура совокупности смертей, учитываемых как младенческая смертность.
В таблице 15.1 приведены сведения о динамике смертности, распределённой по трём только что описанным периодам первого года жизни ребёнка (без учёта мертворождённых).
Таблица 15.1 Смертность на первом году жизни распределённая по 3 его периодам (на 1000 живорождённых, по данным [1,с. 170])
Новый порядок вычисления и учёта младенческой смертности – с учётом мертворождённых – стал применяться в мировой статистике населения в 1970-е годы. В России (СССР) – с 1 января 1981 г., когда была введена форма статистического учёта под названием «Сведения о числе мертворождений и числе умерших в возрасте 0 – 6 дней по полу, причинам мертворождения и смерти». Показатель перинотальной смертности рассчитывается как отношение числа мертворождений и числа умерших на первой неделе жизни к числу родившихся в тот же период живыми. Этот показатель входит составной частью в коэффициент младенческой смертности m0. В литературе сообщается, что при низкой младенческой смертности принотальная смертность относится к ней – общей младенческой смертности как 4:1. (Это требуется уточнить, полагаем значительно преувеличен «вклад» мертворожденных). Способы расчёта коэффициента младенческой смертности имеют некоторое разнообразие; в них по разному учитывается число родившихся младенцев в предшествующем году (Г.С. Кильдишев и др. [1,с. 168]), отмечают и другие особенности используемых формул (см. А.С. Семёнова [35]). Большинство демографов предпочтение отдают следующей, предложенной Ратсом, формуле: (15.1.) где m0 – коэффициент младенческой смертности; M0 – число детей возраста до 1 года, умерших в данном году; N0 – число родившихся в данном году; N1 – число родившихся в прошлом году. В некоторых работах в знаменателе формулы Ратса меняется соотношения между долями N0 и N1 на: 3/4N0+1/4N1 (см. [35]). Младенческая смертность составляет до 30% общего показателя смертности. По одной этой причине учёт показателя m0 весьма важен.
Билет №47 1. Государственное управление ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство - самая жизненно важная, капиталоемкая и трудоемкая отрасль социальной сферы. Здесь трудятся около 4 млн. чел. Характерная ее черта состоит в централизации финансирования и децентрализации управления. ЖКХ тесно связано с местным самоуправлением, не имеющим, как правило, надежных собственных источников финансирования. С 1997 г. Правительство РФ проводит реформу жилищно-коммунального хозяйства, она имеет ключевое значение и затрагивает интересы смежных отраслей, например, энергетики. Предполагается перевести отрасль на коммерческую, рыночную основу, провести демонополизацию организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Это увязывается прежде всего с изменением порядка оплаты услуг. Правительство РФ ежегодно принимает постановление "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", повышая планку уровня платежей. Федеральный стандарт платежей граждан во всех затратах по оказанию услуг на 2004 г. составляет 90%. Другой стандарт - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг) - 22%. Федеральный стандарт предельной стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц в среднем по стране составляет 26,4 руб. и дифференцируется по субъектам РФ. Введен новый стандарт - стоимость капитального ремонта жилого фонда в расчете на 1 м2 общей площади - 2,6 руб./мес. (в среднем по стране). Суммарная стоимость жилищно-коммунальных услуг составляет около 360 млрд руб. в год, из которых 129 млрд покрывает консолидированный бюджет, 173 млрд руб. - платежи населения (48%), а 58 млрд руб. составляют недофинансирование, неплатежи, и в основном должниками являются государственные потребители услуг, финансируемые из бюджета. Таким образом, сейчас государство и население на равных оплачивают жилищно-коммунальные услуги. В 1993 г. население оплачивало лишь 10% затрат на ЖКХ. Однако государственный бюджет России по сравнению с 1990 г. сократился в несколько раз. Из-за недофинансирования ЖКХ оказалось в кризисе, средств не хватает даже на текущие ремонты сетей. Износ основных фондов составляет 60%, 25% коммуникаций полностью отслужили срок, хотя и эксплуатируются, 10% требуют немедленной замены. Потребность в средствах для модернизации на период до 2010 г. составляет 554,7 млрд руб. или в среднем 55 млрд. руб. ежегодно. Сейчас кроме ограничителя 22% к семейному бюджету действует и другая мера защиты населения от роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги: платежи не могут быть больше 0,5 МРОТ, если доходы семьи в расчете на члена меньше прожиточного минимума. Численность такого слоя населения составляет 38,5 млн чел., или 27%, субсидии им составляют около 20 млрд руб., а общая сумма субсидий 50-55 млрд руб. ежегодно. Для того чтобы жилищно-коммунальное хозяйство стало коммерчески привлекательным, кроме перехода на 100%-ную оплату услуг потребителями, нужно нормализовать экономические отношения по эксплуатации и управлению жилым фондом. Объекты сетевой инфраструктуры, как правило, должны оставаться в ведении муниципальных образований. Обслуживание жилищно-коммунального хозяйства можно организовать на частной, в том числе кооперативной, основе. Для этого приватизируются муниципальные предприятия, осуществляющие подрядные работы в ЖКХ. Они заключают договоры с потребителями услуг, в которых оговариваются их качество, оплата. Создаются товарищества собственников и управляющих жильем (кондоминиумы). Они берут в управление весь комплекс: дом с земельным участком, бойлерная, мастерские, стройцеха, склады, трубопроводы. Им нужно передавать и управление средствами, выделяемыми на дотирование затрат на услуги ЖКХ. 2. Цели, принципы и методы проведения переписи населения. Категории учета при проведении переписи населения. Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|