Личность как субъект и объект социальных отношений
Личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Каждый чел явл-ся эл-том устойч сис-мы взаимод-ий, хар-ся как соц отнош-я. В этом случае личность может выступ как объект и как субъект соц отнош-й. Ч-к взаимод-ет с различ соц инстит-ми, выполн-т разные соц роли, заним-т разн статусы – это хар-т личность как объект соц отнош-й, т.е. обезличивание ч-ка, рассмотр-е лишь соц хар-к личности. Личность как субъект соц. отношений, прежде всего, харак-тся автономностью, опр. степенью независимости от общ-ва, способной противопоставить себя общ-ву. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, соц. ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Диспозиционная теория позволяет установить связи между соц-м и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к опр-му восприятию условий деят-ти и к опр-му поведению в этих усло-х. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие — поведение в опр-х сферах деят-ти, направ-ти поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих соц-х условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с общ-вом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
21.Субъект, индивид, личность. Противоречивый характер личности. Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс) Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность —термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям Структура личности В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества 1. направленность личности - потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);- мотивы поведения; - цели человека;- ценностные ориентации; - иные установки человека;- интересы личности;- убеждения;- идеалы Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. жизненный опыт личности - умения;- навыки;- привычки; Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3. особенности психический процессов. - чувства;- восприятие;- мышление;- память;- воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства - строение тела;- патологические свойства в строении тела;- темперамент (тип нервной системы);- половые и возрастные свойства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|