Особенности проведения ревизий по требованию правоохранительных органов
В случае выявления ревизорами признаков преступления материалы ревизий передаются правоохранительным органам и могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Учитывая широкие возможности относительно выявления и Предупреждение преступлений, следственные органы часто прибегают к организации ревизии во время расследования преступлений, содеянных в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Порядок их проведения регламентируется соответствующими предписаниями следственных работников. При возникновении необходимости проведения документальной ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление соответствующим органам экономического контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о ее назначении. В постановлении кратко указывается суть дела, объем ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответственных лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке. Срок проведения ревизии не должен превышать одного месяца, поскольку промедления с расследованием уменьшает актуальность и вероятность полного выявления всех злоупотреблений. Задание следственных органов затем принимается в качестве программы ревизии, план проведения которой разрабатывается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами. В ходе проведения такой ревизии контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следственными органами. То есть работать с ними в постоянном контакте, уточняя при необходимости объем проверяемых объектов, приемы контроля, состав привлекаемых лиц для получения информации или экспертизы контрольных данных. Большое внимание должно уделяться точности определения характера нарушения, размера материального ущерба, виновных лиц, ссылок на законодательные и нормативные акты и документальному подтверждению ответов на вопросы следователя.
Будучи бухгалтером, строителем, технологом, менеджером или другим специалистом, ревизор не только исследует представленные ему материалы и строит заключения на основании специальных знаний, а и сам активно собирает материалы, проводит инвентаризации, обследования, обмеры выполненных работ, запуски сырья и материалов в производство, встречные проверки в других организациях и т.п. Другими словами, ревизор не только применяет специальные знания, опыт, но и выполняет функции, присущие в криминальном процессе лишь следователю. Как результат, следователь получает акт ревизии с приложенными к нему документами и другими материалами (изъятые документы, письменные объяснения материально ответственных лиц, свои заключения на них, промежуточные акты инвентаризации, расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, расчеты материального ущерба и т. д.). С его помощью следователь устанавливает фактические данные, которые важны для дела, и использует их для обоснования соответствующих обстоятельств. Как и при обычных ревизиях, в акте данной ревизии не допускаются правовые и морально-этические оценки и формулировки, квалифицирующие действия должностных и материально ответственных лиц. В качестве приемов контроля широко используются изучение документов, их встречная сверка, письменные объяснения соответствующих лиц, инвентаризация, а при необходимости экспертная оценка бухгалтерских документов и записей, письменный запрос соответствующих организаций. Как правило, подлежащие проверке вопросы, изучаются сплошным методом, что позволяет более точно определить сумму материального ущерба.
При поиске подложных (недоброкачественных) документов необходимо учитывать следующие обстоятельства: - при попытке сокрытия в учете следов преступления интеллектуальный подлог совершается более простым способом, т.е. путем «подгонки» и информационной увязки данных в документах, «наглядно» связанных между собой и, как правило, в пределах непосредственной доступности исполнителя; - ряд взаимосвязанных документов по времени составляется раньше сомнительного, следовательно, для «увязки» их исправляют задним числом. Это может вызвать потребность в проведении криминалистической экспертизы по техническому исследованию документов; - часть документов защищена системой нумерации в прошнурованных журналах, которая затрудняет приведение всей системы документальных данных в состояние взаимоувязки. В связи с этим возможны технические подделки, т.е. материальный подлог, также требующий проведения криминалистической экспертизы; - так называемые первичные документы в общей информационной цепи не являются истинно первичными, т.е. изначальными (у первичного документа - расходного кассового ордера на выплату перерасхода подотчетной суммы - обязательно должен быть источник информации: запись в сводном учетном регистре, авансовый отчет, приказ на командировку). Поэтому все указанные связи должны быть проверены. При обнаружении разрыва цепи последовательного оформления документов встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В тоже время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было. Документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены. Криминалистическая экспертиза документов осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в будущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваньях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц.
Подчисткой называют механическое изъятие штрихов текста путем вытирания или соскребания острым предметом. Основные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшения толщины бумаги в месте подчистки, расплыв чернильных штрихов, повреждения знаков, линовки. Вытравлением называется изъятия штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернила. Ревизор может установить признаки вытравления путем внимательного обзора документа. Основные признаки вытравления: матовые пятна на бумаге, пожелтелые, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывания штрихов. Документы, подлинность или правильность составления которых вызывает сомнения либо требует дополнительной проверки, подлежат изъятию. При необходимости изъятия документов из дел ревизуемой организации контролеры должны получить письменное распоряжение соответствующих судебно-следственных органов и проводить указанное изъятие с разрешения руководителя этой организации. В соответствием с «Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и организаций», утвержденном Министерством финансов СССР 18 октября 1983 г. изъятие может проводиться двумя способами: путем помещения на место изъятого документа его машинописной или фотографической копии с указанием на обороте основания и даты изъятия данного документа, либо путем составления акта на изъятие тех или иных документов с указанием их вида, даты, номера и суммы. Изъятые документы прилагаются только к первому экземпляру акта ревизии, направляемому судебно-следственным органам. Передача ревизионных материалов осуществляется органом, назначившим данную ревизию, путем направления письма с указанием в нем перечня документов. Так как ревизионные материалы приобщаются к уголовному делу, контролеры должны особенно тщательно проверять все сомнительные операции, имеющие различное толкование проверяющих и проверяемых лиц. В ходе проведения этой ревизии в обязательном порядке должно быть обеспечено присутствие материально ответственных лиц, деятельность которых подвергается проверке. При наличии у них возражений или замечаний по существу проверяемых вопросов контролеры должны провести повторную проверку, ознакомив эти лица с ее результатами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|