Художественно-творческая изобразительная деятельность
Трудовая (технико-технологическая) деятельность
I
Синтетические материалы. Пенопласт и поролон как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.
Общее представление о художественных материалах.
1. О материалах.
Общее представление об искусственных материалах, несколько примеров искусственных материалов их свойства.
2. Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.
II
Основы композиции.
Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура).
О конструкции.
Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
III
Компоненты изобразительной деятельности.Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень). Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, линейная перспектива, колорит, композиция, фактура.)
Компоненты технологии. Знание особенностей технологического процесса в зависимости от используемого материала.
IV
Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.
Простейший анализ художественного произведения (художественный образ как единство формы и содержания)
Ассоциативные связи в работе с различными материалами
V
О профессиях, связанных с современными технологиями.
Роль эмоционального состояния при создании художественного образа, изделия. Восприятие художественного образа как средство гармонизации личности и человека.
Понятия: 1. Культурологические: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, анализ художественного произведения.
2. Художественно-изобразительные: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре, ассоциации, свет и тень.
3. Технико-технологические: конструктивные особенности,технологический процесс, технологические операции.
VII. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности учащихся
Класс
Раздел
Темы
Примерное количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю
2 часа в неделю
ЖИЗНЬ И
ИСКУССТВО
Человек и жизнь
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью учителя
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
- определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Отношение человека к природе
Разные люди - разные культуры
Мудрость народа
Идеал в жизни и в искусстве
Мой идеал
Художественная мастерская
гармония во
всем
Человек-художник
Природа и изделие
Художественное изделие
Гармония
Симметрия
Орнамент
Плоскость и объем
Художественная мастерская
Часть и целое
Мозаика
Сюжет
Разыгрываем сказку!
давным-давно
Человек изобразил мир
Родилась живопись
Родилась скульптура
Родилась музыка
Родился театр
Итого
Класс
Разделы
Темы
Примерное количество
часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю1
2 часа
в неделю2
ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО
Вспомни!
- Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов);
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы.
С помощью учителя
- исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализироватьи читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;
- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
- с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата;
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
- сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);
- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;
- осуществлять самоконтроль;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыть и усвоено на уроке.
С помощью учителя:
- наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлятьматериальные и информационные объекты;
- выполнять предложенные на цифровых носителях задания.
Прекрасное в природе
Прекрасное в человеке
Прекрасное в труде
Возвышенное в жизни
Возвышающее искусство
Трагическое переживание
Очищающее страдание
Комическое вокруг нас
Художники шутят
Вечное движение жизни
Подражание в искусстве
Цвет и звук вокруг нас
Настроение в искусстве
ВЕЛИКАЯ
СИЛА
ИСКУССТВА
Человек в искусстве
Природа в искусстве
Загадочный мир предметов
ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДМЕТА
Лампа
Натюрморт
Изображение события в искусстве
Чудесные превращения
Разыгрываем песню!
ДАВНЫМ- ДАВНО...
Человек создал искусство для вечности
2 (коллек-
тивная)
4 (коллективная)
Архитектура на все времена
2 (коллек-тивная)
4 (коллективная)
Человек запечатлел движение
по усмотре-
нию учителя
Театр стал искусством
} 1
Haш театр
Итого
Класс
Разделы
Темы
Примерное количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю
2 часа в неделю
ЖИЗНЬ, труд,
ИСКУССТВО
Вспомни!
Под руководством учителя:
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения.
Самостоятельно:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов).
С помощью учителя:
- проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в подобранном материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;
- обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
С помощью учителя:
- наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;
- исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):
· предложенные материальные и информационные объекты,
· инструменты материальных и информационных технологий;
- проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды;
- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
- обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.
Все начинается с замысла
Воплощение замысла
Роль фантазии в реализации замысла
О чём могут рассказать игрушки
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Переосмысление жизни в творчестве
2 (коллективная)
4 (коллективная)
Переосмысление жизни в искусстве
ОТРАЖЕНИЕ
ЖИЗНИ
В ОБРАЗАХ
Народное искусство
Живопись
Архитектура
Вещи века
Компьютер
Материал и образ
Гармония образа
Отражение времени в творчестве
Единство человека и природы
Архитектурные образы
4 (коллективная)
Мастерство обобщения
Личность автора в творчестве
Мысли и чувства
Многообразие проявления гармонии
Цвет в природе и творчестве
Образ художника в его творчестве
Образ ученого, исследователя, изобретателя
2 (коллективная)
давным-давно
Человек вознесся к небесам
Образ нового человека
Из тьмы явился свет
Весь мир - театр
6 (внеурочное время)
6 (внеурочное время)
Наш театр
Разыгрываем басню
Итого
Класс
Разделы
Темы
Примерное количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1 час в неделю
2 часа в неделю
ЖИЗНЬ, и деятельность человека
Вспомни!
Под руководством учителя:
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.
Самостоятельно:
- проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;
- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
- создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;
- организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
- работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
- оценивать результат своей деятельности и одноклассников;
- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.
Прикладное искусство. Архитектура
Мода и моделирование
Интерьер
Книга в жизни человека
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Фотография
Компьютер - помощник человека
Изобразительное искусство как свидетельство времени
Реальный и фантастический мир
В МАСТЕРСКОЙ ТВОРЦА
Название
Конструкция
2 (коллективная)
Композиция
Композиция в музыке и живописи
Пропорции
Ритм
Перспектива
Воздушная перспектива
Колорит
Материал и фактура
В залах политехнического музея
давным-давно
Классицизм
4 (коллективная)
Романтизм
Реализм
Модерн
Конструктивизм
в поисках совершенства
Современный дизайн
Театр – коллективный вид деятельности
4 (внеурочное время)
4 (внеурочное время)
Театр – синтетический вид искусства
Разыгрываем сказку
Итого
VIII. Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям [5]);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).