Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из этнической истории населения Юго-Восточной Прибалтики XII—XX веков




НАРОДЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (ПРИБАЛТИКА)

Заселение Юго-Восточной Прибалтики. Размещение летто-литовских и финских племен.

В Юго-Восточной Прибалтике еще с глубокой древности сосуществовали два этнических массива. В III тыс. до н.э. с востока сюда проникли протофинские племена — предки современных эстонцев и ливов. В конце III — начале II тыс. до н.э. на территории Юго-Восточной Прибалтики появились пришедшие с юга балтийские (летто-литовские) племена — предки латышей и литовцев. Длительное время финские и балтийские племена жили чересполосно. Постепенно на юге и в средней части региона получили преимущественное распространение балтийские языки, в северной — финские. На рубеже I и II тыс. между Вислой и Неманом жили древние прусские племена. К югу от них, между Западным Бугом к Неманом, обитали ятвяги. Их южными соседями были восточнолитовские племена — аукштайты. По нижнему течению Немана расселились западнолитовские племена — жемайты. По соседству с ними, на северо-западе современной Литвы и западе современной Латвии, обитали курши. На территории Центральной и Восточной Латвии размещались племена земгалов, селов и латгалов. Севернее всех этих летто-литовских племен обитали финноязычные ливы, а еще севернее ливов — древнеэстонские племена.

В IX—XII вв. началось постепенное формирование литовской, латышской и эстонской народностей.

 

Из этнической истории населения Юго-Восточной Прибалтики XII—XX веков

В начале XIII в. в Юго-Восточную Прибалтику вторглись немецкие рыцари, а в ее северную часть — датские феодалы; кроме того, в северную часть области расселения эстов проникли шведы. К концу XIII в. немцы овладели уже всей территорией современной Латвии и большей частью территории Эстонии. На завоеванных землях немецкие рыцари создали несколько государственных образований, крупнейшим из которых стал основанный в 1237 г. при поддержке Римско-католической церкви Ливонский орден (отделение ранее созданного на территории Южной Прибалтики Тевтонского ордена). Земли в Ливонии (от этнонима ливы), как стала именоваться страна, вместе с жившими на них крестьянами перешли в феодальную собственность немецким феодалам. В городах поселились значительные группы немцев. Со временем — преимущественно из местных (так называемых остзейских) немцев — сформировались привилегированные слои населения Ливонии: помещики, духовенство, [цеховые ремесленники. Коренные жители оставались в основном крестьянами.

Со времени подчинения летто-литовских и эстских племен немцами среди [них стало распространяться христианство в форме католицизма; введение новой религии носило насильственный характер. С 20-х гг. XVI в. в Ливонию начали проникать зародившиеся в Центральной Европе идеи Реформации, и к сере­дине XVI в. подавляющее большинство ливонских помещиков перешло в лю­теранство. Лютеранами стали и местные крестьяне — латыши и эстонцы.

Из трех наиболее крупных прибалтийских народов только литовцы смогли противостоять иноземной экспансии и создать свое независимое государство. Оно было образовано в 1240 г. князем Миндаугасом (Миндовгом). Однако часть западных литовских земель все же была завоевана в XIII в. рыцарями немецкого Тевтонского ордена.

Общность целей в борьбе с немецкими рыцарями сблизила Литву с Поль­шей. В 1385 г. между этими государствами была заключена Кревская уния, в соответствии с которой великий князь литовский Ягайло стал одновременно польским королем. В 1410 г. в битве под Грюнвальдом (по-литовски Жальги-рис) польско-литовские войска, включавшие и белорусские воинские форми­рования, нанесли Тевтонскому ордену тяжелое поражение. В результате Литва с Польшей отстояли свою независимость. Правда, часть Жемайтии (террито­рия нынешнего Клайпедского края) осталась в руках немецких рыцарей.

Уния с Польшей и официальное принятие Литвой в 1387 г. христианства в форме католицизма привели к тому, что начался процесс постепенного опо­лячивания части литовцев, в первую очередь феодалов. Полонизация литовской феодальной верхушки особенно усилилась после заключения в 1569 г. Люб­линской унии, в соответствии с которой Польша и Литва объединились в единое государство — Речь Посполитую (просуществовавшее до 1795 г.). Люблинская уния закрепила привилегированное положение польских феодалов (шляхты) в новом государстве. Что же касается литовских феодалов, то многие из них к середине XVII в. были полонизированы. Литовского крестьянства полониза­ция на первых порах не коснулась.

С установлением в XVI в. крепостного права переселение литовских кресть­ян и сельских ремесленников в города было сильно затруднено. В связи с этим городское население формировалось в основном за счет представителей ино-этничных групп — поляков, белорусов, евреев, татар и др.

Политическую карту Юго-Восточной Прибалтики сильно изменила Ли­вонская война (1558—1583), которая повлияла и на этническое развитие края. В ней участвовали, с одной стороны, Россия, с другой — Ливонский орден, Швеция, Дания, а также Польша и Великое княжество Литовское, объединив­шиеся в 1569 г. в Речь Посполитую. В ходе Ливонской войны созданные на территории Латвии и Эстонии немецкими рыцарями государственные образования распались и прибалтийские земли оказались поделенными между Речью Посполитой, Швецией и Данией, причем большая их часть оказалась под вла­стью Речи Посполитой. Ливонская война вызвала опустошение латышских я эстонских земель. За время войны несколько изменился и этнический состав населения городов, в которых прежде резко преобладали иноземцы. Благодаря некоторому ослаблению крепостного гнета большое число эстонских и ла­тышских крестьян переселилось из сельской местности в города.

Мир, положивший конец Ливонской войне, оказался непрочным и вскоре был прерван (из-за территориального спора по поводу Лифляндии) войной (1600-1629). В результате этой войны Швеция получила всю территорию Эстонии (кроме о-вов Сааремаа и Муху, которые до 1645 г. принадлежали Дании), а также область Видземе — часть Лифляндии, находящуюся в границах современной Латвии. Речь Посполитая сохранила за собой лишь восточную область Латвии — Латгалию (Латгале). Западная Латвия (Курляндия, или Курземе) осталась в вассальной зависимости от Речи Посполитой. В этих районах постепенно сформировалась довольно значительная группа поляков. Под властью Польши на территорию Латгале распространилась контрреформация, и большинство ее населения вернулось к католицизму. Католицизм вновь утвердился и в отдельных приходах Курляндского герцогства. На территории, отошедшей к Швеции, господствующее положение сохранили немецкие помещики, так как получившие там земли шведские дворяне предпочитали жить на родине. Немцами оставались также лютеранские пасторы и большинство городских цеховых ремесленников. Те же эстонцы и латыши, которым все-таки удавалось стать ремесленниками, со вре­менем переходили на немецкий язык и постепенно ассимилировались немцами.

В пограничных районах Юго-Восточной Прибалтики (таких, как западное побережье Чудского озера) еще с X—XI вв. жили немногочисленные группы древнерусского населения. Со временем они растворились среди местного на­селения. Небольшое число русских переселилось в Прибалтику в XIV—XVI вв. и более значительные группы — в XVII—XVIII вв. В основном это были старо­обрядцы-беспоповцы, подвергавшиеся преследованиям в России за свою веру. Они расселились на северо-востоке Литвы, в Латгалии, Курляндии, Риге, в за­падном Причудъе. Во второй половине XVIII в. в некоторых восточных районах края осело немало беглых крепостных крестьян из России, которых охотно принимали местные помещики, нуждавшиеся в рабочей силе. Потребность в дешевых работниках испытывало и зарождавшееся капиталистическое про­изводство, которое особенно быстро развивалось на территории Латвии.

В XVIII — начале XIX в. почти вся Юго-Восточная Прибалтика (кроме Мемельской области — нынешний Клайпедский край) была постепенно при­соединена к России. В 1721 г. после победы России над Швецией в Северной войне Россия получила Эстляндию и Лифляндию (т.е. всю территорию Эсто­нии и северную часть Латвии). В результате первого раздела Речи Посполитой (1772) к России отошла Латгалия, а в результате третьего раздела (1795) — Курляндия. Таким образом, вся территория Латвии оказалась в составе Россий­ской империи. После присоединения латышских и эстонских земель русское правительство признало все прежние права и привилегии немецкого дворянства и горожан. В 1795 г. Россия также получила большую часть литовских земель. В 1815 г. территория Занеманья (юго-западная часть современной Литвы), прежде принадлежавшая Пруссии, была включена в состав так называемого Королевства (Царства) Польского, вошедшего в том же году в Российскую империю.

С присоединением Юго-Восточной Прибалтики к России усилилось пере­селение русских в этот регион. Отношение к коренному населению русских властей на первых порах было относительно лояльным. Однако после подав­ления в Литве восстания 1863—1864 гг. власти начали проводить политику ру­сификации. С 1865 г. было запрещено использовать латинский алфавит при печатании литовских книг и обучать детей в школах литовскому языку (запрет был отменен лишь в 1904 г.). В более умеренных формах русификаторская по­литика коснулась также Латвии и Эстонии.

С середины XIX в. в Латвии и Эстонии стала бурно развиваться промыш­ленность. Из-за нехватки местной рабочей силы в крупные индустриальные и портовые города направлялся массовый приток населения из соседних регио­нов. Приезжали прежде всего русские, а также белорусы, украинцы и предста­вители других национальностей Российской империи. В результате городское население края становилось все более пестрым (исключая Литву). Одновремен­но часть эстонцев, латышей и особенно литовцев покидала родину и уезжала

за границу в поисках работы и лучшей доли. Большое влияние на из­менение численности и этни­ческой структуры населения Юго-Восточной Прибалтики оказали Первая мировая, а затем и Гражданская войны. Значительная часть промыш­ленных рабочих из Латвии и Эстонии подверглась эвакуа­ции в глубь России вместе с перебазированными туда пред­приятиями. Это, в частности, привело к заметному сокра­щению численности русских в этом регионе. В годы Первой мировой войны уменьшилась также и численность немцев в Юго-Восточной Прибалтике.

В 1918 г. Литва, Эстония и Латвия провозгласили себя независимыми го­сударствами. В 1920 г. их независимость была признана Россией. Литва уже вскоре после провозглашения независимости потеряла значительную часть территории — так называемый Вильнюсский край, аннексированный Поль­шей. В 1920—1930-е гг. в прибалтийских государствах несколько увеличилась доля лиц коренных национальностей. Это произошло прежде всего за счет эмиграции части иноэтничных групп. Так, в 1939 г. подавляющее большин­ство немцев выехало из Прибалтики в Германию. В Вильнюсском крае проис­ходила языковая и этническая ассимиляция местного населения поляками.

В августе 1940 г. Литва, Латвия и Эстония были присоединены к СССР. За время пребывания в составе Советского Союза этнический состав их насе­ления (особенно в Латвии и Эстонии) претерпел значительные изменения. Прежде всего это было связано с прибытием в регион для работы на новых промышленных предприятиях большого числа переселенцев из России и дру­гих республик СССР. В результате в Латвии и Эстонии сложились значитель­ные группы так называемого русскоязычного населения (в основном русские, а также белорусы, украинцы и др.). В Литве этническая ситуация складывалась несколько иначе, чем в Латвии и Эстонии. Хотя доля миграционного прироста в общем приросте населения постепенно увеличивалась и здесь, население Литвы росло в первую очередь за счет естественного прироста. Дело в том, что для литовцев в отличие от латышей и эстонцев вплоть до недавнего вре­мени была характерна довольно высокая рождаемость, и Литва могла в значи­тельной мере обходиться в процессе индустриализации собственными трудовы­ми ресурсами. Свою роль сыграло и то, что сама индустриализация на первых порах осуществлялась в Литве более медленными, чем в Латвии и Эстонии, темпами, и поэтому именно последние были главными объектами притяжения мигрантов.

В 1991 г. Литва, Латвия и Эстония снова стали независимыми государст­вами. Современные межэтнические отношения в этих странах определяются прежде всего позицией властей к русскоязычному населению (составляющему в Латвии и Эстонии почти половину населения). Эта позиция в трех прибал­тийских государствах существенно различается. Более лояльно относится к мест­ным русским руководство Литвы. Когда после достижения независимости этой страной в ней встал вопрос о получении литовского гражданства, руководство Литвы выбрало так называемый нулевой вариант, согласно которому местное гражданство могли получить все лица, имевшие на момент принятия закона постоянную прописку в Литве. И большинство населения Литвы воспользовалось этим правом.

Правительства Латвии и Эстонии отказались от принятия «нулевого» вари­анта. Гражданство в этих странах автоматически предоставлялось лишь людям, жившим в них до 1940 г., и их потомкам (среди русских, живущих в прибал­тийских странах, эта категория населения составляет меньшинство). Для всех остальных жителей Латвии и Эстонии возможность получения гражданства была обусловлена жесткими требованиями (в том числе сдачей экзаменов по госу­дарственному языку, истории страны и основам ее конституции и др.). В ре­зультате значительная часть населения Латвии и Эстонии оказалась лицами без гражданства, что повлекло за собой ограничение их политических, эконо­мических и социальных прав. Большинство же самих русскоязычных жителей, пустивших в Латвии и Эстонии достаточно глубокие корни и насчитывающих не одно поколение, безусловно хотели бы стать полноправными гражданами стран своего нынешнего проживания. Имеет место дискриминация русско­язычного населения в языковой области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...