Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальная культура эстонцев, латышей и литовцев




Многие города Юго-Восточной Прибалтики имеют многовеко­вую историю, но на протяжении долгого времени значительную часть их жи­телей составляли иноземцы. Коренное население в прошлом в основном про­живало в сельской местности. Там имели распространение как однодворные поселения (хутора), так и многодворные (деревни). Деревни обычно бывали небольшими.

Крестьянские жилища были в основном срубными. Встречались дома нескольких типов.

В Эстонии и на севере Латвии основной традиционной жилой постройкой была жилая рига. Она состояла из собственно риги, к которой по одну сторону пристраивалось гумно для обмолота снопов, по другую — коморы. Рига служи­ла основным жилым помещением, а осенью в ней сушили снопы. В заднем углу риги сооружалась печь, которая топилась по-черному (т.е. не имела ды­мохода). С середины XIX в. печь стали делать с дымоходом. Холодные коморы стали отапливаться и использоваться для жилья не только летом, но и в хо­лодное время года. В число надворных построек обязательно входили хлев, клеть, баня. Баня нередко использовалась как жилье для батраков.

У сету ригу почти повсемест­но вытеснила изба восточносла­вянского типа. Дома, сходные с избами восточных славян, были также распространены на восто­ке Латвии и Литвы. В Литве они получили название пиркя, или истаба. В Юго-Западной Латвии и на большей части территории Литвы крестьянские жилища во многом сходны. Литовцы назы­вали такое традиционное жили­ще намас (нумас), латыши — намс. Оно представляло собой однокамерный сруб с открытым очагом посередине. В западных районах Литвы эти дома преоб­ладали до XVI в. Затем намас стал постепенно обрастать до­полнительными помещениями и из однокамерной постройки пре­вратился в многокамерную. Очаг стали огораживать и устанавли­вать над ним вытяжку — трубу. Помещение с очагом получило название каминас. Латышский намс в XVIII—XIX вв. также пре­вратился в многокомнатный дом с каминной кухней в центре.

В настоящее время боль­шинство литовцев, латышей и эстонцев живут в домах совре­менного типа, хотя в них неред­ко сохраняются отдельные черты

традиционной архитектуры. Для интерьера домов прибалтийских народов очень характерны декоративные ткани и другие предметы прикладного искусства.

В рационе питания народов Юго-Восточной Прибалтики в прошлом пре­обладали растительные и молочные продукты. Широко, особенно в прибреж­ных районах, в пищу использовалась рыба.

У эстонцев основу питания в прошлом составлял хлеб (преимущественно ржаной). Поэтому слово лейб (хлеб) в эстонском языке — как и в русском -означает и пишу (еду) вообще. Всю остальную еду (мясо, рыбу, молоко и т.д.) раньше называли лейвакырване — добавка к хлебу. Молоко чаще употребляют в кислом виде. Традиционные эстонские блюда — ячменная каша, похлебки (из капусты, картофеля, крупы), гороховый суп со свиными ножками, соленая салака, сельдь. На юге Эстонии довольно популярно было толокно, у сету -кислый овсяный кисель. Еду принято было запивать квасом (сету готовят можжевеловый квас). Мясо, преимущественно свинина, служило праздничной [едой. Очень характерно для эстонцев приготовление кровяных колбас (воз-|можно, немецкое заимствование). Кровяные колбасы — обязательное блюдо I Рождество.

Основу традиционной кухни латышей составляют блюда из муки, круп, [гороха, картофеля, а также различные молочные продукты (простокваша, тво-I рог, домашний сыр и др.). Из мясных продуктов предпочитают свинину. Ла­тыши едят также много рыбы — сельди, кильки, салаки, В качестве первых блюд особенно популярен кислый молочный суп. Распространенным кушань-I ем является путра — густая крупяная похлебка (обычно из перловой крупы), I заправленная молоком или мясом с салом. Часто готовят отварной горох с жа-I реным шпиком. Среди праздничных блюд можно отметить свиную голову с кислой капустой на Новый год, янов сыр из творога на Иванов день (праздник Лиго). Традиционые напитки латышей — сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, березовый и кленовый соки.

У литовцев в обычае продукты из ржаной, реже пшеничной муки, ячменной и овсяной крупы, гороха, блюда из овощей (прежде всего свеклы и капусты), молочные продукты (творог, простокваша, сметана, сыр с тмином). С конца XVIII — начала XIX в. стали очень распространенными блюда из картофеля. В качестве первого блюда литовцы обычно подают щи или борщ, летом — хо­лодный борщ со сметаной. На второе часто предлагаются блюда из тертого картофеля: оладьи, блины, зразы. Во многих районах Литвы готовят ведерай — толстые свиные кишки, начиненные тертым сырым картофелем или крупой с жиром. Из мясных продуктов особенно распространена свинина. Традици­онными напитками были хлебный квас и домашнее пиво из ячменного солода.

У народов Юго-Восточной Прибалтики популярны и разные блюда других европейских народов, особенно много заимствований из русской, немецкой и польской кухонь.

Одежда народов края хорошо приспособлена к местному влажному про­хладному климату. В традиционный комплекс одежды входят полотняная ту-никообразная рубаха, длинная шерстяная юбка, шерстяные кофты или лифы, шерстяные или льняные наплечные покрывала (кстати сказать, в прошлом на­плечные покрывала могли использоваться и как юбки — их обвертьгаали вокруг пояса). При наличии местных вариантов традиционная одежда народов Юго-Восточной Прибалтики во многом сходна. Праздничная женская и девичья одежда состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, безрукавки или кофты, пояса, передника, наплечного покрывала, головного убора, чулок или онуч. В костюме девушек и замужних женщин различались прежде всего головные уборы. Девушки носили (летом) головные уборы с открытым верхом: венки, обручи, повязки из лент. Женщины должны были полностью закрывать волосы, и их головные уборы были глухими (полотенчатые уборы, чепцы, шапочки). Дома девушки обычно ходили с непокрытой головой, а замужние женщины и дома должны были носить платки или чепцы. Кроме того, праздничный костюм замужней женщины обязательно дополнял красивый передник.

Костюмы каждого из трех основных народов Юго-Восточной Прибалтики имели свои особенности. В эстонский женский комплекс одежды на севере входили туникообразная рубаха без рукавов, поверх которой надевали корот­кую богато вышитую блузку (кяйсед) и юбку, обычно в продольную полоску На западе Эстонии поверх рубахи с рукавами носили продольно-полосатые или клетчатые юбки, на плечах — шелковые платки. На юге Эстонии носили рубахи, юбки, шерстяные кофты или безрукавки. Своеобразием отличался ко­стюм сету. Женщины сету носили глухие темные сарафаны (типа старинной русской ферязи} и рубахи русского типа с орнаментированными рукавами. Ко­стюм сету дополняли очень крупные круглые конусообразные нагрудные пряжки и многочисленные серебряные цепочки. Устойчиво сохранялся поло-тенчатый головной убор.

Латышки носили преимущественно туникообразные рубахи, клетчатые или полосатые юбки (встречались юбки как в продольную, так и в поперечную полоску), шерстяные безрукавки или кофты. В некоторых районах (прежде всего на северо-западе) лиф пришивался к юбке. Поверх надевали шерстяные или льняные наплечные покрывала, обычно белые, но в Западной Латвии они изготовлялись из темной шерсти. Здесь в женский костюм входили также ме­таллические пояса.

Латгальские женщины носили туникообразные рубахи с красным узором и клетчатые или белые юбки. Из наплечных покрывал преобладали льняные — клетчатые или белые. Существовали региональные различия и в способах но­шения одежды. Например, в Видземе шерстяные наплечные покрывала носили на обоих плечах и застегивали серебряной пряжкой (сактой) на груди; в Кур­земе покрывало носили на правом плече, туда же прикалывалась и пряжка.

Литовский женский костюм также включал туникообразную рубаху, без­рукавку, продольно-полосатую юбку и наплечное покрывало. Для западных районов Литвы более характерны контрастные, хотя и довольно темные цвета юбок и обилие платков (их накидывали на плечи, повязывали на шею, наде­вали на голову). В одежде Восточной Литвы преобладали светлые тона и осо­бенно белый цвет.

Мужская традиционная одежда была менее разнообразна, чем женская. Основу мужского костюма всюду составляли полотняная рубаха, короткие или длинные штаны, куртка. Верхнюю одежду подвязывали шерстяным или кожаным поясом.

Традиционной повседневной обувью служили кожаные постолы и лапти, у западных литовцев — также деревянные башмаки (клумпяй). В праздники женщины надевали туфли, мужчины — сапоги.

С середины XIX в. в Юго-Восточной Прибалтике у женщин постепенно распространился так называемый городской костюм, и к концу XIX — началу XX в. городская одежда стала преобладающим типом женской одежды во всем регионе. У мужчин традиционная одежда была вытеснена городским костюмом еще раньше — к середине XIX в.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...