Состав и структура расходов федерального бюджета
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти. В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 2) функционирование федеральной судебной системы; 3) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности; 4) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 6) государственная поддержка атомной энергетики; 7) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 8) исследование и использование космического пространства; 10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 10) формирование федеральной собственности; 11) обслуживание и погашение государственного долга РФ; 10) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 11) проведение выборов и референдумов Российской Федерации и т.д. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов: 1) государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
1) обеспечение правоохранительной деятельности; 2) обеспечение противопожарной безопасности; 1) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; 1) обеспечение социальной защиты населения; 1) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; 2) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; 1) развитие рыночной инфраструктуры; 1) обеспечение развития федеративных и национальных отношений и т.д. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.
Практическое задание
Рассчитать структуру доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по данным, приведенным в таблице 5.
Таблица 5 - Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
Г. | |||||||||||
сумма, млн. руб. | структура, % к итогу | ||||||||||
Доходы | |||||||||||
Страховые взносы, зачисляемые в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии | 558440,0 | 43,15 | |||||||||
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии | 80170,0 | 6,19 | |||||||||
Страховые взносы в виде фиксированного платежа | 4500,0 | 0,35 | |||||||||
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации | 861,5 | 0,07 | |||||||||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 9900 | 0,76 | |||||||||
Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ | 10780,0 | 0,83 | |||||||||
Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ | 509437,1 | 39,36 | |||||||||
в том числе: | 0,00 | ||||||||||
средства поступившие из федерального бюджета | 341170,0 | 26,36 | |||||||||
средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ в соответствии с законодательством РФ | 64999,2 | 5,02 | |||||||||
средства федерального бюджета, перечисляемые Пенсионному фонду РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам и инвалидам | 93064,0 | 7,19 | |||||||||
Средства пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд РФ из негосударственных пенсионных фондов | 196,4 | 0,02 | |||||||||
Сумы пеней и иных финансовых санкций | 120000,0 | 9,27 | |||||||||
Итого: | 1294285 | 100,00 | |||||||||
Расходы | |||||||||||
1. Выплаты трудовой пенсии | 943939,3 | 80,26 | |||||||||
2. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии | 370,8 | 0,03 | |||||||||
3. Выплаты пенсий гражданам, получающим пенсии за счет средств, поступивших в Фонд на обязательное страхование, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации | 680,3 | 0,06 | |||||||||
из них: | |||||||||||
пенсии, установленные в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. №4461-1 «О выплат пенсий, назначенных по нормам ранее действующего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу» | 22,0 | 0,002 | |||||||||
4. Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения | 5,8 | 0,0005 | |||||||||
5. Выплаты социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям трудовых пенсий | 1681,4 | 0,14 | |||||||||
6. Расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий | 12594,9 | 1,07 | |||||||||
7. Выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, компенсационных выплат и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета | 61249,0 | 5,21 | |||||||||
8. Расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета | 815,5 | 0,07 | |||||||||
9. Прочие расходы | 154794,3 | 13,16 | |||||||||
Итого: | 1176131,3 | 100,00 | |||||||||
Превышение доходов над расходами | 118153,7 | Х |
|
|
|
|
Из произведенных расчетов видно, что за 2005 г. произошло превышение доходов Пенсионного фонда РФ над его расходами на 118153,7 млн.руб. На данный показатель оказало влияние доходы и расходы, размер которых в 2005 г. составил 1294285 млн.руб. и 176131,3 млн.руб. соответственно. Основная масса всех доходов формируется за счет страховых взносов, зачисляемых в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии (558440 млн.руб.) и средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ (509437,1 млн.руб.), на них в совокупности приходится 82,5% от общего объема доходов Пенсионного фонда РФ. Размер доходов, поступающих за счет сумм пений и иных санкций, а также страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии составляет 120000 млн.руб. и 80170 млн.руб. соответственно. Доля остальных доходов не значительна, на них в совокупности приходится 2% от общего объема доходов.
Основная статья расходов Пенсионного фонда РФ в 2005 г. - выплаты трудовой пенсии, ее размер составил 943939,3 млн.руб., что составляет 80,3% от общего размера расходов. Доля выплат пенсии по государственному пенсионному обеспечению и прочих расходов во всей совокупности составляет 5,2% и 13,2% соответственно. Размер расходов по остальным статьям незначителен, на них в совокупности приходится 1,3%.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 N 265-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3823.
2. Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова; С. Ф. Серегина; общ. ред. А. В. Сидорович. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ДИС, 2001. - 447 с. - (Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова).
3. Боровиков В. И. Денежное обращение, кредит и финансы: курс лекций / В. И. Боровиков. - М.: Центр, 2002. - 221 с. - (Alma mater).
. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / ред. О. В. Врублевская; М. В. Романовский. - 3-е изд., испр. и. перераб. - М.: ЮРАЙТ, 2003. - 837 с.
. Бюджетное право: учебное пособие для вузов / Н. Д. Эриашвили; [и др.]; ред. А. М. Никитин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - (Профессиональный учебник. Отрасли российского права).
. Дементьев Д. В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для ВУЗов / Д. В. Дементьев. - М.: КноРус, 2008. - 248 с.
7. Федулова С. Ф. Финансы: учебное пособие для вузов / С. Ф. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 393 с.
|
|
8. Финансы: учебник / ред. В. П. Литовченко. - Изд. 2-е, перераб. и испр. - М.: Дашков и К', 2006. - 587 с.
9. Финансы: учебное пособие / ред. А. М. Ковалева. - Изд.5-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 415 с.
|
|