Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели обучения письменной речи




ВВЕДЕНИЕ

Содержание обучения иностранным языкам в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи. Предлагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие социо-культурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

Целью исследования данной работы является обучение письменной речи на старшем этапе потому, что уровень языковой компетенции старших школьников позволяет использовать наибольшее разнообразие методов обучения.

В 10-11 классах обучение иностранному языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания – развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.

Обучение иностранному языку на старшей ступени направлено на:

1. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправными партнёрами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой культурной и учебно-профессиональной сферах;

2. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке;

3. Обсуждение культуры, стилей и образа жизни людей;

4.    Развитие общеучебных явлений, собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;

5. Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком;

6. Развитие умений представлять родную страну и культуру, образ жизни людей в процессе иноязычного межкультурного общения;

7. Использование иностранного языка в профессионально ориентированном образовании;

Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность. Исходя из этого, целью данной работы является определение сущности и особенностей письменной речи, и специфики обучения ей на старшем этапе обучения. Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:

1. изучение теоретических положений по  проблеме обучения письму;

2. изучение и разработка упражнений для овладения иноязычной письменной речью.

      Цели и задачи данной работы определили выбор таких методов исследования, как изучение психолого-педагогической и методической литературы.

 

 

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Роль письменной коммуникации в современном мире чрезвы­чайно велика, едва ли не больше, чем роль устного общения. Письменное общение значительно шире рас­пространено в рецептивном плане (чтение). Тем не менее, необходимость письма также неоспорима. Письмо служит нам незаметно, но верно.

Как и говорение, письмо является продуктивным видом деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

Между говорением и письмом есть существенные раз­личия и в психологическом, и в лингвистическом планах.

Прежде всего, следует отметить отсутствие непосредст­венного реципиента и промежуточной обратной связи. Го­ворящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована, развернута.

Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это также заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий лишен возможности выразительно интони­ровать свою речь. Поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекват­ные средства.

Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени; пишущий практически во времени не ограничен. Поэтому его внимание направлено не только на содержание, но и на форму речи. Перечитывая напи­санное, мы всегда проверяем, насколько адекватно исполь­зованная форма передает задуманное содержание, смысл. Пишущий часто пользуется, так сказать, долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична. Он может подобрать точное слово, разнообразить лексический состав своей речи.

Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать фразы; поэтому его речь грамма­тически оформлена всегда более строго.

Все условия функционирования письменного общения и качества письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость усвоения, но и спе­цифику работы по обучению письму.

 Уточним  понятия «письмо» и «письменная речь», по­скольку не везде они понимаются одинаково.

Авторы «Общей методики...» различают умения двух порядков:

1) владение графической и орфографической системами языка для фиксирования отдельных слов; 2) умение сочетать эти слова в письменной форме для вы­ражения мыслей, причем безотносительно к тому, какие стилистические средства при этом используются. Факти­чески под письмом у них понимается техника письма и гра­мотность (навыки каллиграфии и орфографии в написании слов), а под письменной речью — умение сочетать эти слова. Но если письменная речь в лингвистическом отношении (по языковым средствам) не отличается от устной, то, что же тогда остается на ее долю? Умение сочетать слова? Но ведь это уже освоено в устной речи (в говорении), на которой базируется письменная речь.

Т.В. Медведева считает, что письмо — это способ общения посредством языка, для овладения которым необходимо наличие целого ряда сложных умений и навыков; а письменная речь — составной компонент этого понятия, сам процесс "общения при помощи специальной системы выражения.

Определить письмо как способ общения, а письмен­ную речь как процесс общения — значит вовсе не дать дифференцировочного признака: разве письмо не является также процессом?

Б.В. Беляев вообще не дифференцирует «письмо» и «письменную речь», используя их как синонимы (в опреде­ленных контекстах). Но он, зато различает речь письменную и книжную. Ход рассуждений Б. В. Беляева таков. Пись­менная речь есть не вид, а форма речи, ибо без устной речи
она существовать не может. Письменная речь связывается
с мышлением не обособленно, а через устную речь. Форма эта более сложная, так как к динамическому стереотипу устной речи присоединяются и зрительный анализатор, и двигательный анализатор руки. Следовательно, письменная речь — не что иное, как фиксированная устная речь. Ей свойственны те же психологические особенности и закономерности, что и устной речи. Дальше, однако, Б. В. Бе­ляев отмечает, что продуктивное письмо представляет собой самостоятельное речевое творчество.

Несмотря на отдельные правильные суждения, полу­чается следующее: с одной стороны, письменная речь — лишь фиксация устной речи, с другой — речевое творчество.

Б. В. Беляев замечает, что письменную речь нельзя смешивать с книжной: разговорная и книжная речь — это
стили, и оба они могут быть представлены как в устной, так и в письменной форме.

Из этих рассуждений Б. В. Беляев делает вывод о том, что книжную лексику и книжную грамматику нужно усваивать также и через устную речь, потому что в письменной речи содержится лишь то, что есть в речи устной. В этом высказывании отож­дествлена письменная речь с книжной лексикой и грамма­тикой. И эта оговорка не случайна, ибо в действительности
настоящая письменная речь отличается от устной своим языковым материалом и структурой, следовательно, никак не может быть простой фиксацией устной речи.

 

В результате анализа различных толкований интересую­щих нас понятий мы приходим к следующим выводам.
Существует лишь одна деятельность по передаче мыслей в письменной форме — письмо. Она может осуществляться на двух уровнях:

1) уровень А — грамотная графически и орфографически фиксация собственно устной речи при сохранении всех ее особенностей (за исключением, разумеется, интонационных);

2) уровень Б — продуцирование письмен­ной речи со всеми присущими ей особенностями (пол­нота, синтаксическая сложность, логичность, разверну­тость, лексическое разнообразие, грамматическая норматив­ность и т. д.).

Различие между уровнями А и Б лежит не в психоло­гической, а в лингвистической сфере. И тот и другой уро­вень используются в коммуникативных целях, т. е. их функционирование стимулировано какими-то речевыми (ком­муникативными) задачами.

И тот и другой уровень можно в принципе использовать в качестве цели обучения и в качестве средства обучения. Конечно, уровни А и Б нельзя разделить абсолютно четкой границей, тем не менее только такое деление оказывается методически плодотворным. Для удобства пользования можно принять термины «уровень собственно письма» и «уровень письменной речи».

Вместе с тем возможна и запись речи, которая осуществляется также на двух уровнях:

уровень А — запись букв, слов, фраз, но без ком­муникативной цели (например, списывание) или запись чужой речи под диктовку (дословно);

уровень Б — запись чужой речи в виде ее конспекти­рования, реферирования.

Запись уровня А — это запись-репродукция; ее можно назвать писанием. Запись уровня Б — это запись-продукция, деятельность чрезвычайно слож­ная, так как предполагает прекрасное владение и аудированием (чтением), и говорением, и особыми умениями трансформации текста, и письменной речью (письмо уров­ня Б).

Важно отметить, что писание и письмо различаются именно в коммуникативном плане: у писания нет речевой цели [9, с. 203 - 206].

 

 

Цели обучения письменной речи

 

Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения.

В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.

По окончании обучения на начальном этапе (II — IV классы) дол­жны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи.

На материале предложений и несложных текстов учащиеся дол­жны научиться:

1. поздравлять с праздниками, днем рождения;

2. правильно писать свое имя, имя адресата, дату и адрес;

3. начинать и заканчивать письмо;

4. использовать печатный текст как основу для составления пла­на, вопросов и др.;

5. описывать несложные рисунки в учебнике.

Средний этап (V—VII классы) должен обеспечить более интен­сивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуаци­ях общения. Расширяются тематика и объем письменных выска­зываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содер­жание обучения на данном этапе должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа — тексты писем, открыток, а также статьи из газет и журналов для подростков с целью исполь­зования их в качестве образцов для развития следующих умений:

1. сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, городе, о своих интересах и увлечениях;

2. запрашивать информацию о том же у своего адресата;

3. написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая при­нятые в стране изучаемого языка нормы;

4. сообщать в анкете/формуляре основные сведения личного ха­рактера;

5. делать рабочие записи после чтения печатного текста (состав­лять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы и др.)с целью последующего использования их в письменном высказы­вании.

Обучение на старшем этапе (VIII — IX классы) предполагает достижение высокого уровня в области письма, что выражается в улуч­шении качественных характеристик письменного текста, в расши­рении тем и проблем общения, в увеличении степени самостоятель­ности учащихся.

Программа школ с расширенной сеткой часов предусматривает развитие социокультурных знаний и понятий о культуре письмен­ного общения на изучаемом языке (см.: Программа обучения ино­странным языкам..., 2000, с. 41).

Основными письменными произведениями учащихся будут: личное подробное письмо другу; письмо в газету или подростко­вый журнал, логически организованное и правильно оформленное; анкеты/формуляры с целью запроса информации и сообщения све­дений личного характера.

При опоре на печатный текст или устное сообщение школьни­ки должны научиться делать рабочие записи, писать изложение или сочинение. Кроме того, формируются следующие умения:

1. сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение/оценку событий и т. д.;

2. фиксировать письменно основные сведения/фактические дан­ные из прочитанного или прослушанного текста;

3. составлять письменные планы или тезисы устных высказыва­ний;

4. логично излагать суть обсуждаемой темы/вопроса в письмен­ном виде.

По окончании обучения на профильно-ориентированном этапе (X—XI классы) уровень развития коммуникативной компетенции в области письменной речи должен обеспечить более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профес­сионально ориентированной и самообразовательной деятельности, что выражается в разнообразии привлекаемых ситуаций официаль­ного и неофициального характера, большей сложности продуцируе­мых текстов, высокой степени самостоятельности и активности уча­щихся. Профильный характер данного этапа следует трактовать как дальнейшее обучение языку в плане общения, в том числе и в меж­культурной коммуникации, как средству учебно-профессиональ­ной деятельности в различных областях специализации (см.: Про­грамма обучения иностранным языкам..., 2000, с. 50, 51).

Основными письменными произведениями учащихся будут: личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотация, рефераты, проектная и курсовая работы.

Учащиеся должны уметь:

1. описывать события, факты, явления;

2. сообщать, запрашивать информацию развернутого плана;

3. выражать собственное суждение, мнение;

4. комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументацию и эмоционально-оценочные языковые сред­ства;

5. составлять развернутый план или тезисы для устного сообще­ния;

6. создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации);

7. фиксировать фактическую информацию при восприятии уст­ного или печатного текста;

8. делать учебные записи, т. е. составлять письмо «самому себе» с целью организации собственной речевой деятельности (см.: Мусницкая Е.В., 1983, с. 6).

На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:

1. использовать текст-образец в качестве информационной и язы­ковой опоры;

2. сверять написанное с образцом;

3. обращаться к справочной литературе и словарям;

4. пользоваться перифразой;

5. упрощать письменный текст;

6. использовать слова — описания общих понятий;

7. прибегать к синонимическим заменам;

8. связывать свой опыт с опытом партнера по общению [3, с. 250 - 252].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...