Характеристика криминального поведения у лиц с умственной отсталостью.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Общественно опасное поведение больных с умственной отсталостью обусловлено дефектом в эмоционально-волевой сфере. У них преобладают непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации, актуальные в данный момент Также, от психического состояния зависит лишь готовность воспринимать отрицательное влияние и подчиняться ему. Нередко ключевую роль в совершении преступлений умственно отсталыми лицами играют те, кто оказывается в их ближайшем окружении. Выделяют следующие три типа правонарушителей с умственной отсталостью связанных с агрессией: 1) возбудимый (37,9%) – агрессию совершали по собственной инициативе, без провокации со стороны жертвы, нередко в одиночку либо были инициаторами в группе правонарушителей и руководили другими, часто в состоянии алкогольного опьянения; 2) тормозимый (39,5%) – характеризуется зависимым, подчиняемым поведением, при котором совершали преступления под влиянием лидера или группы; 3) импульсивный (22,3%) – общественно опасные деяния совершали в одиночку, импульсивно под влиянием провокационно поведения со стороны жертвы или нередко без существенного повода. Среди правонарушителей с умственной отсталостью преобладают лица с легкой ее степенью. Так, среди больных с диагнозом «умственная отсталость» у 67–81% определяется легкая ее степень, и только у 19–33% – умеренная и выраженная. У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода. Действия также беспорядочны и неосознанны, инстинктивны. При имбецильности общественно опасном поведении понимание противоправности отсутствует, грубо нарушена критическая оценка ситуации в целом и своего поведения в частности. При этой форме умственной отсталости отсутствует понимание своей индивидуальности и следование определенным правилам поведения, как это возможно у лиц с идиотией. Поэтому в отношении лиц с имбецильностыо принимается решение о невозможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими, т.е. о невменяемости. Поведенческие акты при имбецильности непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность. У больных с имбецильностью могут быть эпизоды сексуального возбуждения, когда они совершают общественно опасные действия, чаще всего это изнасилование или хулиганство в виде эксгибиционизма, при этом не осознавая противоправность своих действий; инстинктивные желания и побуждения преобладают над сознательностью и волей индивида- что может привести к совершению преступлений, обусловленных сиюминутным импульсом.
Лица с легкой степенью умственной отсталости – единственная группа лиц, которые, в случае совершения преступления, подлежат судебно-психиатрической экспертизе. Они, в отличие от лиц с интеллектуальным снижением средней или глубокой степени, могут иметь собственную индивидуальность, умысел в своих действиях. Тем не менее, по статистике, преступления ими совершаются либо в нетрезвом состоянии, либо вследствие воздействия на них окружающих лиц, т.к. они очень наивны, внушаемы и подчиняемы, легко попадают под чужое влияние, и им тяжело понять истинные мотивы человека, предвидеть дальнейшее развитие событий; они способны делать лишь несложные умозаключения на основе прошлого опыта и не могут распознать обман или оценить истинный смысл своих и чужих поступков.
Выводы:
Объединив все вышеизложенное, можно сделать такой вывод, что заболевание умственной отсталости не является само по себе фактором совершения преступлений; оно лишь обуславливает более хрупкую психическую конституцию, для стабильного состояния которой требуются более адаптированные и комфортные условия обучения, труда и отдыха, что служит залогом успешного социально-трудового функционирования в современном обществе. Даже при легкой степени умственной отсталости отмечаются затруднения в социальном функционировании индивидуума, самоопределения и установления межличностных контактов, процесс усвоения им практических навыков, и как следствие- затруднение в процессе обучения и трудоустройства, что приводит к ещё более глубокой дезадаптации в обществе – порочный круг; сюда следует отнести сложность в усвоении моральных и правовых ценностей, нарушение способности прогнозировать и адекватно оценивать свои действия. Также отмечено усиление влияния внешних факторов на индивидуума тем сильнее, чем глубже интеллектуальный дефект: умственно отсталые люди оказываются в сильнейшей зависимости от тех, кто оказывается рядом с ними. Находясь в благоприятной социальной среде(например на попечении заботливых родственников, в дружелюбном и понимающем трудовом коллективе) такие люди вполне способны адаптироваться к окружающему их, при неглубокой степени дефекта способны к труду и даже созданию семьи. В противовес этому, в неблагоприятных условиях происходит резкая дезадаптация в обществе, и, как итог- совершение правонарушений. Важно учитывать, что, медико-социальная реабилитация должна служить своеобразным связующим звеном между лицами с нарушением интеллекта и обществом, в случае, если близкие родственники не способны сами справится с данным вопросом, поэтому, диспансерное наблюдение, лечение и реабилитация должна предоставляться данным лицам качественно, регулярно и своевременно, и также способно предупредить совершение криминальных действий лицами с умственной отсталостью. В свою очередь, совершение последних является несомненным клиническим признаком декомпенсации психологического состояния пациента и требует наблюдения, ухода и лечения. Не следует забывать, что у лиц с интеллектуальными нарушениями могут возникать под воздействием психотравмирующих(эндогенных) и/или экзогенных факторов и другие психические заболевания, которые также подлежат лечению. Все вышеперечисленное вполне обосновывает необходимость нахождения данной группы пациентов под строгим наблюдением врача-психиатра.
Список использованной литературы: 1. Криминальная агрессия у лиц с умственной отсталостью: некоторые причины и условия- к.ю.н. Н. И. Сазонова 2. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению умственной отсталости у взрослых- ФГБУ «Московский НИИ психиатрии» Министерства Здравоохранения РФ. 3. Умственная отсталость Горинов В. В. 4. К вопросу о факторах преступного поведения среди несовершеннолетних с психическими нарушениями. – Ю.Б. Барыльник, Е. В. Бачило,Н. В. Филлипова, М. А Деева, А. С. Кормилицына, ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России 5. Медико-психологические аспекты типологии школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью. Л. С. Рычкова, Д. Ю. Гузанова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|