Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция. Введение в деятельностную педагогику




Деятельностная педагогика

 

Преподаватель – доц. Боровских Алексей Владиславович

 

 

Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Лекция. Введение в ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ ПЕДАГОГИКУ.. 3

Основные обсуждаемые вопросы.. 3

2 Лекция. Продолжение. 7

 


 

Лекция. Введение в ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ ПЕДАГОГИКУ

Три компоненты в науке:

Феноменология.

Современная проблема в педагогике – феноменологический кризис.

Большинство явлений описываемых в педагогической науке – ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ.

Проблема этого в том, что педагогическое явление не воспроизводимо.

Метод – какое действие нужно совершить в этих условиях, чтобы получить этот результат.

Главный вопрос не «что надо делать», а «Как надо думать».

Педагогическое действие: «сказать, спросить, оценить»

Нужно научится воспроизводить педагогический опыт на базе педагогического мышления.

КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

А именно как я думаю в ПРОЦЕССЕ преподавания, во время занятия.

Основные обсуждаемые вопросы

 

1. Наблюдаемый феномен и воспроизводимый опыт

2. Феноменологический кризис

3. Проблема педагогического мышления

4. Преобразование педагогической схемы в нормативную инструкцию.

 

2я половина 20го века идеология Щедровицкого привнесла новый вклад в развитие идеи понимания «мышления». Мышление воспринимает любую схему объекта (трактор как конструкция, культурный феномен и т.д.).

Возможности мышления определяются теми схемами, которыми мы думаем. А успешная деятельность, методами деятельности.

Без примеров любое размышление беспочвенно.

Ребёнок воспроизводит то действие, которое было применено к нему. Позже он может это дейтсвие применять и к себе.

 


Объект – субъект – автоакт

 

Из знания о том как бывает, можно превратить в инструкцию как это сделать.

Пример: научить детей самоконтролю через эту схему. Объектом ребенок уже был (проверки), а проверяющим ещё нет. Можно проверить соседа. Так он научится контролю, а потом сможет перейти к самоконтролю. Это работает как в младшей и так и средней школе.

5. Базовый принцип Деятельностной Педагогики.

Единственной причиной любых изменений в мышлении, сознании и психике человека является его собственная деятельность.

В каноническом пед образовании говорится, что должен делать учитель. И здесь часто учитель не различает собственное действие и действие ученика.

Учитель часто выполняет работу ЗА своих учеников, а что делают дети не понятно.

Отсутствие внимания на том, что делают ученики приводит к зацикливанию учителя на себе.

Когда ты не на своих действиях соредоточен, а на том, ЧТО ДЕЛАЮТ УЧЕНИКИ, становится ИНТЕРЕСНО ВСЕМ.

Действия учителя=> Условия => Деятельность учащихся => Результат

Приходится думать о социальных конструктах, чтобы ученики делали так как нужно, развивались.

Пример с Васей и Петей. Вариант 1:

- Вася не подсказывай. Вася продолжает подсказывать и его выгоняют.

Вариант 2:

- Вася подойди и объясни Пете. Затевается активная и конструктивная коммуникация.

Учебная деятельность по Давыдову является ведущей только в начальной школе.

Преподаватель включает контур дружбы Васи и Пети в контур своей деятельности.

6. Принцип ЗБР Выготского.

ЗБР – это те действия которые человек может освоить с помощью знающего товарища.

Правила знает, а работать по ним не умеет. Развития не произошло.

Когда работает по наитию, в этом тоже нет развития.

Если человек чего-то не делает, значит у него нет для этого средств.

Развитие происходит в взаимодействии с окружающей средой.

7. Принцип развития.

Развитие – качественное изменение объекта происходящее имманентно (определение из философского словаря). Концепция пришла из эмбриологии.

8. Схема развития.

 

Схема состоит из пяти уровней:

5. Социально-деятельностное развитие. Эволюция детского сообщества от простейших социальных форм к взрослому сообществу, к сложнейшим конфликтным конструкциям.

4. Субдеятельностное развитие:

· культурное развитие – формирование культурных форм различных видов деятельности, морали (принадлежит обществу), нравственности (принадлежит человеку)

· личностное – отношение человека к окружающей среде, людям.

· профессиональное – вещи для социальнозначимых функций. Ответственность

3. Психическое развитие – псих функции в узком смысле слова, формирование действий направленного на самого себя (пример, принцип Жане - самоконтроль).

2. Надпредметное развитие – действие которое связано с предметной деятельностью:

· Интеллектуальное развитие (нечто больше простых интеллектуальных навыков, например – образное мышление, логическое, алгоритмическое, пространственное)

· Коммуникативное (формирование функции в коммуникации в процессе предметной деятельности, понимание текста как средство коммуникации). Пример: Средство для развития. Один ребенок рисует картинку, её описывает на листе, дает лист другому, тот по тексту рисует картинку – и оказывается НЕ ТУ!))). А теперь думай, что ты написал не так, а ты понял вот так. И понимает, что создавая текст нужно учитывать того, кому он предназначается. Так формируется рефлексивная позиция.

· Физическое (Развитие мелкой моторикой – является базой для некоторых интеллектуальных функций). Человек тогда осваивает физический предмет, когда начинает ощущать его частью своего тела, пример ручка.

1. Предметно-деятельностное развитие

Лекция. Продолжение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...