Лекция. Введение в деятельностную педагогику
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Деятельностная педагогика
Преподаватель – доц. Боровских Алексей Владиславович
Москва 2017 СОДЕРЖАНИЕ
1 Лекция. Введение в ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ ПЕДАГОГИКУ.. 3 Основные обсуждаемые вопросы.. 3 2 Лекция. Продолжение. 7
Лекция. Введение в ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ ПЕДАГОГИКУ Три компоненты в науке: Феноменология. Современная проблема в педагогике – феноменологический кризис. Большинство явлений описываемых в педагогической науке – ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ. Проблема этого в том, что педагогическое явление не воспроизводимо. Метод – какое действие нужно совершить в этих условиях, чтобы получить этот результат. Главный вопрос не «что надо делать», а «Как надо думать». Педагогическое действие: «сказать, спросить, оценить» Нужно научится воспроизводить педагогический опыт на базе педагогического мышления. КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? А именно как я думаю в ПРОЦЕССЕ преподавания, во время занятия. Основные обсуждаемые вопросы
1. Наблюдаемый феномен и воспроизводимый опыт 2. Феноменологический кризис 3. Проблема педагогического мышления 4. Преобразование педагогической схемы в нормативную инструкцию.
2я половина 20го века идеология Щедровицкого привнесла новый вклад в развитие идеи понимания «мышления». Мышление воспринимает любую схему объекта (трактор как конструкция, культурный феномен и т.д.). Возможности мышления определяются теми схемами, которыми мы думаем. А успешная деятельность, методами деятельности. Без примеров любое размышление беспочвенно. Ребёнок воспроизводит то действие, которое было применено к нему. Позже он может это дейтсвие применять и к себе.
Объект – субъект – автоакт
Из знания о том как бывает, можно превратить в инструкцию как это сделать. Пример: научить детей самоконтролю через эту схему. Объектом ребенок уже был (проверки), а проверяющим ещё нет. Можно проверить соседа. Так он научится контролю, а потом сможет перейти к самоконтролю. Это работает как в младшей и так и средней школе. 5. Базовый принцип Деятельностной Педагогики. Единственной причиной любых изменений в мышлении, сознании и психике человека является его собственная деятельность. В каноническом пед образовании говорится, что должен делать учитель. И здесь часто учитель не различает собственное действие и действие ученика. Учитель часто выполняет работу ЗА своих учеников, а что делают дети не понятно. Отсутствие внимания на том, что делают ученики приводит к зацикливанию учителя на себе. Когда ты не на своих действиях соредоточен, а на том, ЧТО ДЕЛАЮТ УЧЕНИКИ, становится ИНТЕРЕСНО ВСЕМ. Действия учителя=> Условия => Деятельность учащихся => Результат Приходится думать о социальных конструктах, чтобы ученики делали так как нужно, развивались. Пример с Васей и Петей. Вариант 1: - Вася не подсказывай. Вася продолжает подсказывать и его выгоняют. Вариант 2: - Вася подойди и объясни Пете. Затевается активная и конструктивная коммуникация. Учебная деятельность по Давыдову является ведущей только в начальной школе. Преподаватель включает контур дружбы Васи и Пети в контур своей деятельности. 6. Принцип ЗБР Выготского. ЗБР – это те действия которые человек может освоить с помощью знающего товарища. Правила знает, а работать по ним не умеет. Развития не произошло. Когда работает по наитию, в этом тоже нет развития. Если человек чего-то не делает, значит у него нет для этого средств. Развитие происходит в взаимодействии с окружающей средой.
7. Принцип развития. Развитие – качественное изменение объекта происходящее имманентно (определение из философского словаря). Концепция пришла из эмбриологии. 8. Схема развития.
Схема состоит из пяти уровней: 5. Социально-деятельностное развитие. Эволюция детского сообщества от простейших социальных форм к взрослому сообществу, к сложнейшим конфликтным конструкциям. 4. Субдеятельностное развитие: · культурное развитие – формирование культурных форм различных видов деятельности, морали (принадлежит обществу), нравственности (принадлежит человеку) · личностное – отношение человека к окружающей среде, людям. · профессиональное – вещи для социальнозначимых функций. Ответственность 3. Психическое развитие – псих функции в узком смысле слова, формирование действий направленного на самого себя (пример, принцип Жане - самоконтроль). 2. Надпредметное развитие – действие которое связано с предметной деятельностью: · Интеллектуальное развитие (нечто больше простых интеллектуальных навыков, например – образное мышление, логическое, алгоритмическое, пространственное) · Коммуникативное (формирование функции в коммуникации в процессе предметной деятельности, понимание текста как средство коммуникации). Пример: Средство для развития. Один ребенок рисует картинку, её описывает на листе, дает лист другому, тот по тексту рисует картинку – и оказывается НЕ ТУ!))). А теперь думай, что ты написал не так, а ты понял вот так. И понимает, что создавая текст нужно учитывать того, кому он предназначается. Так формируется рефлексивная позиция. · Физическое (Развитие мелкой моторикой – является базой для некоторых интеллектуальных функций). Человек тогда осваивает физический предмет, когда начинает ощущать его частью своего тела, пример ручка. 1. Предметно-деятельностное развитие Лекция. Продолжение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|