Принцп помогательного средства Л.С. Выготского
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Выступай не сообразно обстоятельствам, а сообразно ПРИНЦИПАМ. А принципы выбирай так, чтобы подчинение им было БЕЗУСЛОВНО. (И.Кант). Если вы хотите, чтобы дети чему-то научились дайте им СРЕДСТВО. Пример: Мальчик плохо себя ведет, но когда подходит учитель (средство) начинает управлять собой. Необходимо аналогичное средство дать в руки Ученику. Учитель дал «знак», выступающий средством самоуправления ученика – учитель дал свою ручку. Вроде простой приём, но он работает. 10. Принцип интериоризации (переход средства из внешней формы во внутреннюю). Параллелограм Выготского Нужно понимать насколько ребенок находится в зоне ближайшего развития, возможно даже использование этих средств не позволит ему сделать нове действие. Верхняя кривая потом уходит вниз, поскольку Средства начинают мешать, здесь от них можно смело отказываться. Другой пример: когда вспоминаешь своего руководителя, то находишь решение (т.к. воспоминание руководителя является средством актуализации необходимого фрагмента мышления). Когда ребёнок начинает кричать, ЧТОБЫ К НЕМУ ПОДОШЛИ, значит у него сформировалось средство – призыва к помощи.
11. Принцип переодресации. Ребенок обращается к маме, а мама готовит. Тогда мама даёт ему игрушку, а для ребенка игрушка это часть мамы, поэтому он успокаивается. А после ребенок обращается к игрушке сам. Действие обращения ребенка является фундаментальным! И его нужно стараться всеми силами поддерживать. Принцип интерактивности Означает - обратится к другу для получения какой-то помощи. Это можно стимулировать, преподаватель может направлять и прививать этот навык. Крайним средством обращения в трудной ситуации, когда человек (ребенок) не знает к кому обратится, он обращается к Богу. Обращение к богу человек заимствует из культуры.
13. Схема формирования (предметных)умственных действий П.Я. Гальперина. Материальное (или материализованное действие)=> Громкая речь => Внутреняя речь=> Свернутое дейтсвие
Основная функция речи – это средство управления действиями. Когда мы прогавариваем, расчленяем действие на составные части, тогда с ПОМОЩЬЮ речи мы можем достать его из подсознания, после того как было сформировано и отправлено во внутренний план. Также с помощью речи можно строить более сложные конструкции. Если вы хотите чтобы дети научились считать в УМЕ, нужно после написания научиться проговаривать эти операции. 14. Принцип экстериоризации. Схема Гальперина хорошо применима в начальной школе (когда действия еще нет). Но в средней школе стоит вопрос уже об изменении существующего действия. В игровой форме дети 3-х лет демонстрируют картинку в целом, но с трудом могут сформулировать в речи. Самое простое показать свое понимание предмета (для возрастов 3, 6, 9 лет) по степени легкости демонстрации – 1. Игровая; 2. Речевая;. 3. Письменная. Не можем решить задачу с помощью письменной речи, но можем решить Устной речью. Но внешняя форма также может быть помощником для выполнения сложного действия (). Когда человек не может сделать действие во внутренней форме, он его выносит во внешний. Тогда учитель может, что-то это сделать. Главная проблема педагогики – как с помощью внешних средств прийти к внутренним преобразованиям. В лучшие времена на мехмате на экзамене давалась нестандартная или проблемная задача. Студент начинает писать то, что знает, чтобы решить её и преподаватель сразу видит, что знает, а чего не знает студент. Решение не всегда важно. Тема неравенств в 7-м классе. 2х-3<5 Дети впервые столкнувшись с этим не понимают этого абсолютно, поскольку опираются на опыт, полученный в 1-м класс (3>2). Что такое «х» они не понимают в данном контексте, они привыкли в выражениям:
х+5=8. Нужно донести, что х в неравенстве и равенстве - это разные вещи. В первом случае – это многовариантная величина (или произвольная, переменная величина), а во втором – фиксируемая. < > - Это не результат сравнения, а условие сущестования переменной величины «х». Поэтому, чтобы правильно объянить это действие нужно осуществить переход от алгоритмического действия к логическому. Необходимо науится решить неравенсвто не по алгоритму, а по средствам преобразования по определенным правилам. Алгоритм – это продукт решения, а не то, что им руководит. Чтобы легче освоить неравенство можно устроить СОРЕВНОВАНИЯ, по подбору «х» в неравенстве. Потом один догадывается, что х<=4 и объясняет это классу. Так происходит преобразование старого представления (как в 1м классе) к новому представлению. Принцип «социализации» Часто лучше всего предметные вещи понимаются в социальной форме. Нужно создать социальную ситуацию, в которой потребуется это действие. Ситуация соревнования побуждает совершить то действие, которое нужно. В качестве вспомогательного стимула также является другой человек. Пример с произвольным треугольником. Когда один меняет, а другой преодолевает эти изменения, потом они меняются. «А если сделаю то и то, сохранится ли моё доказательство?». Когда эта ситуация (с треугольником) социализирована, мы делаем это понятие общедоступным и далее его можно переводить в умственное действие. Наиболее сложные интеллектуальные вещи могут быть легко развернутыми в социальную ситуацию. Принцип инкапсуляции Действие перебора в результате которого формируются: Интуиция и -> Правило Следующим формируется действие Учёта (пример, счёты):
Но также вводится понятие смешанного счёта (сколько коробков, спички в коробках). Это понятие Позиционного счёта. Вкладывая дейстие перебора в действие учета Мы формируем интуицию, которая создаёт в дальнейшем правило. Одно действие вкладывается в другое и так по нарастающей. Детей приучать к тому, что смена представлений в учебном процессе является НОРМОЙ.
17. Принцип диффернциации имени Ж. Пиаже = «божественное действие» по Пифагору = «ага-эффект» в западной психологии. Площадь какого заштрихованного параллелограмма больше? Вот это момент, когда приходит осознание он ярко ощущается и воспринимается как радость. Поэтому есл вы хотите, чтобы дети, что-то освоили создайте такую ситуацию! Ситуацию «ага-эффекта». 18. Генетический принцип
Ген. Принцип состоит в том, что к этой сложной схеме мы должны прийти по факту, а не двигаясь сверху или снизу. Для этого нужно создать схему более простых, но целостных схем представлений, а затем путём последовательной смене представлений переходить к более сложной системе представлений. Иногда эта эволюция хорошо коррелирует с историческим развитием предмета, НО не всегда. Изначально заложить генезис смены представления.
Схема абстрагирования Пример с 3-мя предметами и перекладываним слева на право. Выполняется действие с ОБЩИМ предметом. Этот общий предмет есть «джокер» (имя). То с чем мы совершаем действие имеет ИМЯ. То с чем совершаем операцию сложени называется «Число». Схема идеализации Стандарт мистификации (это не идеализация): Мы беерм «стул» и понимаем, что это средство общественной деятельности и имеет социальную функцию. Но вдруг мы начинаем философствовать по поводу этого стула – он есть сам по себе, но у него есть атрибут – возможность сидеть на нём, но у него есть другие атрибуты – цвет например, но цвет существует сам по себе и т.д. А теперь идём с другого конца, что все ти атрибуты определяют его предназначение. Принцип инерции Галилея (если у нас есть идеальная горизонтальная поверхность, идеальная поверхность без трения, и шарик катится без сопротивления – он может двигатся бесконечно). А в реальности этот закон реализуется частичто, из-за трения, сопротивления и отсутствия горизонтали. Т.о. Идеальный закон гораздо удобнее использовать, чем много частных, но реальных процессов.
К Идеальности нужно относится как к средству мышления.
21. Принцип деятельности им. А.В. Петровского Принцип сзан с феноменом конформизма. «Красный карандаш – зелёный». В условиях сомнения – человек склонен занимать общую позицию (мнение). Но, если человек подчиняет свои действия и мнение главной идее группы, то он может противопоставлять себя мнению большинства. В воспитании предлагать принцип подчинению себя деятельности (уместно в юношеском возрасте). 22. Принцип формирования культурных норм имени Божович. Нравственные и моральные нормы у детей возникают ТОЛЬКО в совместной и значимой форме деятельности. «Кедры» - учительница в городе Протвино. Когда она слышала, что вот плохо, что деревья вырубают, она просто предложила посадить эти деревья своим ученикам. Дети посадили эти деревья, но потом она еще провела опрос детей посадивших и других. Отзывы были крайне положительными, и когда эту внешнюю оценку услышали посадившие дети, они были очень приятно удивлены. Она воспитывала в них рефлексивное поведение через подобную форму опроса. А потом дети сами сказали: «А хорошо это мы сделали, что посадили». А до этого, это была просто совместная деятельность. Здесь появляется основа для формирования норм и установок. Нравственный стержень (то, что человек говорит сам себе) формируется через мораль (свод Внешних правил общества) извне. Представление о деятельности можно мыслить как в этом времени и пространстве, так и расширять его до границ далёкой перспективы. Патриотизм – это не готовность пожертвовать собой в крайней ситуации, а в ежедневном служении на благо своей страны. 23. Принцип обращения к целостности им. Макса Вертгеймера. Целостности той или иной системы.
Речь шла о способности человека. Автор говорит о возможности мыслить ПРОДУКТИВНО, эта способность определяется возможностью воспринимать картину (систему, объект) в целом. Пришло из психологии, связанного с принципом целостного чел-го восприятия. Игра в бадминтов старшего с младшим. Сначала выигрывает только старший, игра не складывается. Тогда мальчик, который старше выходит из своей позиции и смотрит на ситуации со стороны, и строит новую игру, в которой игра имеет смысл – из конкурентной кооперативную. Он предлагает на забивать, а удерживать воланчик.
Восприятие целостности Вертгеймер рассматривал как психический акт. Но, это имеет особенное значение при наличии социального фактора. 24. Принцип лидерства В предыдущей ситуации лидером стал тот, кто вышел из круга и воспринял целостность. В семье также, когда член семьи говорит: «Семья – это Я».
Людовик 14 (солнышко) говорил: «Государство – это я».
Большая семья удерживает свою целостность, когда есть ГЛАВНЫЙ, как правило старший по возрасту. Так может объединятся множество родственников под эгидой РОДА, поддерживаемого главой. Вождь – человек смысл жизни которого определяется жизнью его племени. В племенах для удержания этой целостност создается Культ Умерших Предков, прародителей, управляющих общей жизнью. Ещё более высокий уровень – животный предок. Ещё выше – Боги-стихии. И самый высокий уровень – монотееистические религии. Бог един. Цель удерживать целостность деятельности в макроскопическом масштабе. Человек создаёт психическое средство, чтобы удерживать свою целостность. Учитель в любой школе – первый кандидат на позицию Бога. Принцип конфликта Деятельностный конфликт. Непроизвольный характер решения конфликтов (сопоставление стимулов - жена съест, начальник подождёт). Произвольный характер – выход за пределы этих пересечений с видением глобальной перспективы (Жена конечно покричит, но работа сейчас приведёт к большим дивидентам в будущем). По этой причине разрешение конфликтов имеет смысл обращаясь к Целостности системы, охватывающей этот конфликт. С другой стороны Только находясь на конфликта разных видов деятельности можно влиять и на ту и на другую. Разрешение этих конфликтов важно освоить педагогу (да и в принципе взрослому), а также и ребенку, поскольку он вовлечен в разные виды деятельности. Это навык – научится разрешать деятельностный конфликт произвольным образом. Культурное средство разрешения конфликта – логика. Оно сильнее, чем некультурное – эмоциональны аргументы. 26. Принцип вовлечения в деятельность (эффект Тома Сойера) Вовлечение в деятельность происходит через другого человека. Система Марии Монтесори была построена на принципе вовлечения детей: один ребенок, что-то строит, подходит другой и тоже начинает этим заниматься. Начиная с 5-го класса начинается кабинетная система – где «живет своя деятельность». В кабинете физики – живёт физика. То, над чем вы работаете – является средством вовлечения детей эту деятельность. Если вам скучно, то и они увлекаться этим не будут. Поэтому важно научится мотивировать себя самому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|