Личность и художественный мир
Сибиряк. Учился в Москве. В поэзию вошёл в 16 лет. Имел фантастическую популярность во время поэтического бума 60-х – 70-х годов. Вместе с А.Вознесенским, Р.Рождественским, Б.Ахмадулиной устраивал поэтические вечера сначала в Политехническом музее, а затем – по всей стране, в огромных залах, дворцах спорта и стадионах. Блестящий чтец. Как поэт стал одним из ярких представителей гражданской поэзии, которая в критике получила название «эстрадная лирика». Характерные особенности поэтики: · предельная поэтическая искренность, обнажённость поэтического «я», порой даже его завышение, исповедальность; · личностный максимализм – всё или ничего («Нет, мне ни в чём не надо половины…»); · предметом его поэзии стали любые бытовые подробности жизни («Картинка детства», «Берёза»); · открытая гражданственность, публицистичность; · использование неточных рифм, разнообразных ритмов вплоть до сочетания с прозой и форм разговорного языка; сильные концовки стихотворений; · большая тяга лирического героя к законченности суждений, к афористичности, ассоциативность; · лиро-эпический характер изображения, преобладание сюжетности над философичностью. Критика часто отмечает в качестве недостатка – отсутствие стабильного мировоззрения, собственной философии, поэтической судьбы, эмпиричность, сиюминутность стихов. Основные тематические направления: · гражданская лирика; · любовная лирика; · бытовые и сюжетные зарисовки; · стихи-посвящения; · стихи о поэте и поэзии. Основные поэмы: «Станция Зима», «Братская ГЭС», «Мама и нейтронная бомба» (Государственная премия), «Фуку!». Роман «Ягодные места». Как режиссёр снял фильмы «Детский сад», «Похороны Сталина». Как актёр исполнял роль К.Г.Циолковского. Общественный деятель, автор поэтических антологий в журнале «Огонёк» и на российском телевидении.
Самые знаменитые стихотворения: «Я разлюбил тебя…», «Окно выходит в белые деревья…», «Наследники Сталина», «Сергею Есенину», «Бабий Яр», «Сопливый фашизм», «Идут белые снеги…», «Хотят ли русские войны…» и др. В поэтическом творчестве прослеживаются самые разнообразные традиции: · гражданственность и боль Некрасова; · законченность суждений, парадоксальность и афористичность Тютчева; · отчаянная экспрессивность Есенина; · ритмы и рифмы, лиро-эпичность, формальные поиски и обнажённый максимализм Маяковского. А.А.Вознесенский (1933 – 2010 г.) Художественный мир Поэт-метафорист, парадоксалист. Если Маяковский – метафорист-художник, то Вознесенский – метафорист-архитектор. Сложность поэтических форм сочетается с ясностью гражданской и эстетической позиций. Если Евтушенко – поэт народа, демократ, то Вознесенский – певец интеллигенции, элиты, он больше принадлежит культуре, чем реальности, пишет о Гойе и Мерилин Монро, а не об экскаваторщике или Стеньке Разине, как Евтушенко. Особенности поэтики: · неожиданная ассоциативность, сложность и запутанность поэтического языка; поэтические эксперименты; · смена ритмов, сложные и виртуозные метафоры, парадоксальные сравнения, необычные рифмы; · много разнообразных повторов, рефренов; · преобладание лирического и романтического над сюжетно-эпическим. Поэмы «Оза», «Мастера», «Зодчие», «Лонжюмо», «Треугольная груша», «Ров». Стихи «Прощание с Политехническим», «Монолог Мерилин Монро», «Я – Гойя…», «Сага» и др. Пушкинские традиции в поэзии В.С.Высоцкого
Традиция в поэзии Традиция в поэзии – понятие многомерное. Бывает традиция явная (зримая), а бывает неявная (внутренняя). «Зримая» традиция может проявляться в трансформации одних и тех же тем и мотивов; в раскрытии сходных проблем; в использовании похожих композиционных, языковых, образных приёмов; в идентичности ритма, перекличке рифм; в одинаковом пафосе или развитии близких идей, героев и т.п. Если у В.В.Маяковского толпа «взгромоздится» на «бабочку поэтиного сердца», а у В.С.Высоцкого «поэты… режут в кровь свои босые души», то, при всей непохожести смысла и разности метафорического решения, это всё же «зримая» традиция, заключающаяся в развитии одной и той же темы – уязвимости и ранимости Поэта в его противостоянии толпе, причём, с использованием одного и того же художественного приёма – глубокой метафоры.
Другое дело – настроения, ощущения лирического героя, его доминирующий взгляд на мир, поэтическое отношение к действительности, степень его максимализма. Все эти неуловимые, невидимые невооружённым глазом атрибуты большой поэзии обнаруживаются далеко не сразу и не каждым, требуют немалой внутренней работы и даже определённого профессионализма для своего обнаружения и осмысления. Именно в них, в этих собственно личностных особенностях поэтического творчества, в том, что можно назвать одним словом – дух поэзии, - проявляется более значимая, «внутренняя» традиция. Очень разнообразная на первый взгляд по тематике и стилистике поэзия В.С.Высоцкого обладает в то же время глубинной внутренней цельностью, и в этом в первую очередь просматривается пушкинское начало. Б.Окуджава отмечал, что Пушкин сказал в своих произведениях практически обо всех сферах жизни как во времени, пространстве, так и в системе человеческих взаимоотношений, но в конечном счёте всё, о чём писал поэт, вскрывало суть двух самых вечных человеческих устремлений – к любви и свободе. Для поэта ХХ века тематико-сюжетных соблазнов ещё больше, чем во времена Пушкина. И надо сказать, что Высоцкий сполна использует этот громадный тематический потенциал, обращаясь в своих стихах как к хорошо известным, так и к интуитивно ощущаемым сферам жизни. Уже не раз говорилось о том, как за своего принимали Высоцкого уголовники и лётчики, фронтовики и шахтёры, альпинисты и боксёры, хотя никем из них он никогда не был в действительности. Если посмотреть поверхностно, то можно увидеть в этой удивительной способности «говорить народом», как выражалась М.И.Цветаева, в этом мастерстве влезания в чужую шкуру традицию скорее Н.А.Некрасова, чем А.С.Пушкина. И это действительно так: драматически интерпретируемая гражданственность, актёрская многогеройность, полифония, сюжетность и балладность – всё это унаследованные Высоцким свойства поэзии Некрасова. Некрасовское особенно слышится в таких стихотворениях Высоцкого, как «Песня Марии», «Беда», «Как по волге-матушке…», многочисленных балладах и сказках. Но это взгляд всё же по преимуществу внешний (тоже имеющий право на существование).
Внутреннее же родство поэзии Высоцкого обнаруживается преимущественно с пушкинской лирикой. Звучание, ритмика, сюжеты и темы, даже степень страстности и образность – всё другое. Что же роднит? Роднит самое главное внутреннее качество поэзии – неизбывное и упрямое стремление к обретению ускользающей внутренней свободы. Вспомним: пушкинский Пророк, самопожертвованием добившись права «глаголом жечь сердца людей», обретает такую высокую степень внутренней свободы, при которой становится неважным, необязательным даже отклик, «отзыв» на его поэтическое слово: Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Лермонтов и Некрасов позже поймут, сколь всё-таки важна обратная связь с читателем и сколь трагичным оказывается столкновение Пророка с не понимающей его толпой. Для Пушкина же единственно значим сам факт достижения Пророком права свободно воспринимать мир и свободно творить, говоря людям выстраданную правду, невзирая на их реакцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|