История развития делового этикета в России
Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества. Первые описания правил поведения, принятых на Руси, можно найти в «Поучении» князя Владимира Мономаха (1053–1125), адресованном его сыновьям. Замечательный памятник древнерусской литературы XII века начинается словами: «Дети мои или кто, услышав эту грамотку, <…> пусть примет ее в сердце свое и не лениться начнет, а трудиться».В «Поучении» содержатся не только правила поведения, но и их этические основы (добросовестное отношение к своему долгу, уважение к окружающим людям, сочувствие к слабым и нуждающимся в поддержке и т.п.): «Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду… Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны: сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время… Старика почитайте как отца, молодых как братьев… В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами… Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте … власти над собой. Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее. На войну выйдя, не ленитесь, <…> ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью… Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». В XVI веке был написан «Домострой» – новый свод правил поведения горожанина по отношению к светской власти, церкви, семье, слугам и т.д. Правила охватывали все стороны жизни зажиточных горожан: бытовые обряды, ведение торговых дел, воспитание детей, домоводство, обхождение с гостями. «Домострой» утверждал власть главы дома над жизнью домочадцев и слуг. Так же, как и «Поучение» Владимира Мономаха, новый свод правил включал в себя описание этических основ поведения: «Старейшим тебя честь воздавай; средних как братью почитай, маломощных и скорбных с любовью приветствуй, юнейших как детей люби…
За обиды не мсти, зла на зло не воздавай… Больных и заключенных посещай, милостыню по мере возможности раздавай; всякого скорбного, и нищего, и нуждающегося не презри, а введи в дом свой, напой, накорми, согрей, одень. Родителей своих умерших поминай… Со всеми должно вести себя так, чтобы не только не возбудить ни в ком вражды к себе, не нажить себе каких-либо неприятностей, но заслужить у всех расположение и доброе мнение о себе… Если людям твоим случится с кем-либо поссориться, то ты брани своих, хотя бы они были и правы, - этим и ссору прекратишь, и вражды не будет». К началу XVIII века патриархальные правила «Домостроя» устарели. При Петре I расширялись культурные, экономические и политические связи России с другими государствами. Появилась необходимость в руководствах по этикету для молодых людей с указанием правил поведения в обществе. В это время в русский язык вошло слово «этикет». И в 1717 г. по указу Петра I вышел переводной учебник «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В нем давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Книга основывалась на правилах западного этикета. В предисловии, написанном самим Петром I, говорилось, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».
В этой книге излагались и правила поведения за столом. Вот некоторые из них: «Никогда себя сам много не хвали и роду своего без нужды не возвышай… Ожидай, пока другие со стороны похвалят… Зубов ножом не чисти… Не облизывай перстов… Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего… Над едою не чавкай, как свинья, и головы е чеши, не проглотя куска, не говори… В еде не усердствуй, размерь свои силы… Лучше воздержись, чем недоеденное оставлять на тарелке… Несмотря на алкоголь, ты за трапезой глаголь умеренно… Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства… Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабое из той, что поболее. Не перепутай! Помни, алкоголь развязывает язык и связывает разум… Вежливу быть на словах… и лучше когда кто про кого говорит: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про него: он спесивый болван…» В книге давались и советы морального плана: «отца и матерь в великой чести содержать». Основы современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были собраны наиболее приемлемые зарубежные этикетные нормы. В XIX веке в популярных пособиях по этикету давались советы на все случаи жизни: как вести хозяйство, имея небольшой доход и не ущемляя при этом своего достоинства; что такое долг по отношению к близким и окружающим; как вести себя вне стен своего дома, в гостях, не мешая окружающим и не унижая себя. Основное содержание этих наставлений – рациональность в поведении, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим. Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Искусство нравиться предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Все эти качества необходимы и современному деловому человеку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|