Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные принципы делового этикета

 

Американский психолог Джен Ягер сформулировала шесть принципов современного делового этикета, которыми должен руководствоваться современный деловой человек.

Делайте все вовремя. Пунктуальность является нормой

делового человека. Опоздания мешают работе, являются признаком того, что на человека нельзя положиться. «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей», – говорил французский король Людовик ХVIII. Принцип «делать все вовремя» распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавить лишних 25% к тому времени, которое вы предполагаете затратить на выполнение порученной работы.

При общении с зарубежными деловыми партнерами необходимо учитывать, что «вовремя» - понятие относительное. В латиноамериканских странах никто не обидится за получасовое опоздание, а в Германии вашего появления будут ждать минута в минуту.

Не болтайте лишнего. Секреты учреждения, корпорации

или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как и тайны личного характера. Надо очень внимательно следить за тем, что вы говорите, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает и для вас лично. Нельзя пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни, а также распространяться о подробностях вашей собственной.

Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. В

любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, сослуживцами, подчиненными вежливо, приветливо и доброжелательно. Никому не нравится работать с грубыми, брюзгливыми, капризными людьми. Суть вежливости – доброжелательность. Вежливость может проявляться по-разному. Существует несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность. Корректность – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, в том числе и конфликтных. Проявлять корректность – значит сохранять свое достоинство и достоинство своего партнера по общению. Учтивость – вежливость почтительная, проявляемая обычно к старшим и к женщинам. Любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому человеку. Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью по отношению к людям, с которыми происходит общение.

Дружелюбное отношение к окружающим позволит создать нужную для эффективной работы атмосферу. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

Думайте о других, а не только о себе. Внимание к

окружающим должно проявляться в отношении ко всем партнерам по общению: сослуживцам, начальникам, подчиненным. Следует уважать мнение других, пытаться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Нужно прислушиваться к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Если кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените мнение и опыт других. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

Одевайтесь как положено. Внешний облик делового

человека должен соответствовать занимаемому им положению. Нужно стремиться вписаться в окружение по службе, в частности, в контингент работников вашего уровня. Чтобы выглядеть уместно, нужно одеваться со вкусом, выбирать сдержанную цветовую гамму, подходящую к вашему лицу. С особой тщательностью следует подбирать украшения и аксессуары.

Говорите и пишите хорошим языком. Неумение

грамотно писать и правильно говорить не позволяет человеку добиться желаемого успеха в служебных делах. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, грамотно составить документ или деловое письмо обладает большим преимуществом. В деловом общении недопустимы просторечные формы, жаргонные выражения, бранные слова.

 

Максимы поведения

К рассмотренным принципам современного делового поведения можно добавить разработанный Дж. Личем специальный принцип вежливости, включающий в себя максимы такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии. Максимаэто правило поведения, выраженное в краткой форме.

Максима такта:

§ уменьшайте затраты других;

§ увеличивайте собственные затраты.

Быть тактичным – означает соблюдать интересы других. Тактичнее согласиться в ответ на просьбу, чем отказаться, а если отказаться, то выразить сожаление по этому поводу и аргументировать отказ. Тактичнее попросить не «в лоб», а с помощью вопроса: «Вам не трудно передать мне журнал?»; «Не могли бы Вы отослать этот факс?». Тактичным будет не вторгаться в личную сферу партнера (частная жизнь, индивидуальные предпочтения). Необходимо учитывать и национальную специфику собеседника. Так, в мусульманских странах не принято осведомляться о женской половине семьи, поэтому вопросы «Как жена? Как мама?» воспринимаются как бестактные, крайне невежливые.

Необходимо помнить, что чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичный человек не сделает замечания кому-либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.

Максима великодушия:

§ уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте собственные затраты;

§ увеличивайте выгоду других.

Великодушный человек снисходителен к другим, он готов даже жертвовать своими интересами. Великодушно пообещать что-либо и выполнить обещанное, великодушно согласиться на просьбу. Великодушно не связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его. Великодушно выражать просьбу в виде вопроса с частицей «не», которая дает возможность партнеру сказать «нет»: «Ты не дашь мне учебник до завтра?»; «У Вас не найдется немного времени, чтобы выслушать меня?» и т.п. Говорящий как бы не уверен (вопрос), что адресат выполнит его просьбу, т.е. дает партнеру право выбора, а это, несомненно, вежливо. Великодушный человек не затрагивает неприятных для собеседника тем: болезни, возраст. Однако в некоторых восточных культурах запрета на эти темы нет. Так в Китае возможен такой тост: «За Ваше здоровье, Анна Ивановна, особенно в Вашем возрасте». Для Кореи типичны «вежливые» предложения: «Садитесь, пожалуйста, в Вашем возрасте надо сидеть».

Проявлением великодушия является предупредительность – стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.

Максима одобрения:

§ уменьшайте порицание других;

§ увеличивайте одобрение других.

Не осуждайте других. «Не судите, да не судимы будете». Лучше лишний раз выразить партнеру свое одобрение. Одобрение всегда приятно, поскольку одобрить – значить признать поведение, действия партнера правильными. Одобрение связано с похвалой, комплиментом, которые не должны переходить в лицемерную лесть.

Максима скромности:

§ меньше хвалите себя;

§ больше порицайте себя.

Скромный человек не хвастлив, не навязывает своего мнения, он не бывает высокомерным в разговоре с собеседником. В его речи отсутствуют категоричные суждения, наоборот, он часто использует выражения: «может быть», «мне кажется». Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий. Помните, что важнейшее условия развития общения – реалистическая самооценка. Дейл Карнеги утверждает: «Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы образован он ни был».

Максима согласия:

§ уменьшайте разногласия;

§ увеличивайте согласие между собой и партнером.

Нужно стараться избегать конфликтных ситуаций во имя решения общих целей. Даже возражения лучше начинать с согласия: «Возможно Вы правы, но я думаю здесь есть о чем подумать (поспорить, обсудить)». Такая речевая тактика особенно важна в деловых переговорах. В русском общении слишком много несогласия. Опрос деловых японских партнеров показал, что они считают русских деловых людей слишком агрессивными в речи, т.е. несоглашающимися, спорящими, «берущими партнера за горло».

Максима симпатии:

§ уменьшайте антипатии;

§ увеличивайте симпатии между собой и партнером.

Следует демонстрировать доброжелательность по отношению к партнеру. Это тесно связано с одобрением, т.к. последнее создает атмосферу симпатии. В процессе общения важно проявлять то, что в психологии и социолингвистике называют эмпатией. Эмпатия – это способность встать на точку зрения другого, включиться в мир его чувств, оценок, отношений и с этих позиций постараться понять партнера. Эмпатия помогает в выборе оптимальных средств выражения. Эмпатическими являются этикетные вопросы при встрече: «Как жизнь?», «Как дела?», «Как здоровье?».

Итак, максимы вежливости Дж. Лича, очень просты, но выстраивание своего поведения в соответствии с ними создает благоприятные условия для делового общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...