Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Советское уголовное законодательство о преступлениях в сфере экономической деятельности (1917 - 1990 гг.)




Октябрьская социалистическая революция 1917г. нарушила эволюционное развития капиталистических отношений в России. Пришедшие к власти большевики попытались в условиях жесточайшей гражданской войны путем «красногвардейской атаки на капитал» (В.И. Ленин) осуществить переход к социализму. Этот период в истории России (1917 -1921 гг.) назван «военным коммунизмом».

Декретами советской власти провозглашалась социализация земли, отмена частной собственности на землю. Уже осенью 1917г. началась национализация крупной промышленности, затем были национализированы банки, предприятия аграрной, нефтяной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, цементной, сахарной, табачной и других отраслей промышленности, железнодорожный и водный транспорт, внешняя торговля. Декретом Совета народных комиссаров от 14 ноября 1917г. утверждалось Положение о рабочем контроле, где, в частности, говорилось: «В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и прочих предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей-продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия».*

* Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1977-1952 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. М., 1953. С. 14.

 

Вся работа по управлению промышленностью (планирование, снабжение, распределение заказов и перераспределение готовой продукции) концентрировалась в руках Всероссийского Совета народного хозяйства (ВСНХ).

Были введены государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п., запрет частной торговли продовольственными товарами и продовольственная разверстка, согласно которой у крестьян изымался по твердым ценам, год расписку или безвозмездно и принудительно в случае отказа сдавать продукцию весь излишек хлеба сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам для нового урожая.* Население приписывалось к единым потребительским обществам, от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Воспрещались все сделки с ценными бумагами.

* См.: Декрет ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» (См.: Там же. С.26-27).

 

В этих условиях государство обращает внимание на борьбу со спекуляцией. Декретом СНК от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» виновные в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта, в виде промысла продуктов питания, монополизированных Республикой, подвергались наказанию на срок не менее десяти лет лишения свободы и конфискации всего имущества. Была установлена ответственность за сбыт, скупку, хранение с целью сбыта нормированных продуктов питания и предметов массового потребления по ценам выше твердых; подделку продовольственных карточек или купонов и за их использование; за отпуск нормированного товара, помимо продовольственной карточки или купона, и за отказ отпустить по ним товар по нормированным ценам. Этим же декретом предусматривалось столь же строгое наказание за неразрешенные законом сбыт, скупку и хранение платины, серебра, золота и недопущенных к обращению или аннулированных процентных бумаг, паев, акций, облигаций и других денежных свидетельств.* Для рассмотрения дел по крупной спекуляции товарами и продуктами, взятыми на учет, дел о должностных преступлениях лиц, уличенных в хищениях, подлогах, неправильной выдаче нарядов, в участии в спекуляции и во взятках, Декретом СНК от 21 октября 1919 г. при Всероссийской Чрезвычайной комиссии (ВЧК) создавался особый революционный трибунал, который, как говорилось в Декрете, «в своих суждениях руководствуется исключительно интересами революции и не связан какими-либо формами судопроизводства».**

* Там же. С.28.

** Там же. С.50.

 

Согласно ранее упоминавшемуся Декрету ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», лица, имевшие излишек хлеба и не вывозившие его на ссыпные пункты, а также расточавшие хлебные запасы на самогонку, объявлялись врагами народа, осуждались к тюремному заключению на срок не менее 10 лет, изгонялись навсегда из общины и все их имущество подвергалось конфискации.*

*Там же. С.26.

 

В марте 1921 г. Десятый съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом». Начинается новый этап в жизни России, вошедший в историю под названием нэп (новая экономическая политика). Разверстка заменялась натуральным налогом, после сдачи которого производители имели право обменивать через кооперативные организации, на рынках и базарах оставшиеся излишки на необходимые им товары. Объявлялась, хотя и в несколько ограниченных размерах, свобода торговли; постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Денационализировались мелкие и кустарные предприятия, где разрешалось использование наемного труда. Крупные предприятия разрешалось передавать в аренду и концессии частным лицам, в том числе и иностранцам. Возникли товарные и фондовые биржи. В этот период в стране существовала многоукладная экономика, свободный рынок сочетался с системой основных государственных монополий.* Особенности хозяйственных отношений периода нэпа нашли отражение в Гражданском кодексе РСФСР, принятом в 1922 г.

* В.И. Ленин различал пять укладов в системе послереволюционной российской экономики: патриархальное, т.е. в значительной степени натуральное крестьянское хозяйство, мелкое товарное производство, частнохозяйственный капитализм, социализм (См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С.296.

 

Изменившаяся система экономических отношений потребовала существенного пересмотра понятия преступлений в сфере экономической деятельности и новой регламентации вопросов уголовной ответственности. Уже 29 апреля 1921 г. постановлением Народного комиссариата юстиции были прекращены дела по обвинению «в преступных деяниях о нарушении правил разверстки продовольствия, сырья и фуража и о местном обмене, покупке и продаже различных предметов продовольствия, поскольку означенные деяния не могут ныне считаться преступными согласно постановлению ВЦИК о замене разверстки натуральным налогом (СУ. 1921. № 26. Ст. 147) и Декрету СНК о свободном обмене (СУ. 1921.№26.Ст.149)».*

* Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1952 гг. С.93.

 

Вместе с тем Декретом СНК от 15 июля 1921 г. «Об ответственности за нарушение договоров о натуральных налогах и об обмене» вводится уголовная ответственность за несдачу плательщиком причитающегося с него продовольственного или сырьевого налога, если было установлено отчуждение, сокрытие или прямой отказ от сдачи сельскохозяйственных продуктов или иные злостные действия неисправного плательщика. Это было первое налоговое преступление по советскому уголовному законодательству. Впоследствии был установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор, акцизы на табак, спички, спиртные напитки, пиво, сахар, керосин и др.* Уклонение от уплаты налогов становится одним из наиболее распространенных экономических преступлений. В 1922 г. за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20572 человека, а в 1924 г. - 26152 человека.**

* См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 25.

**См.: Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть Особенная. Преступления против государства и социального порядка. Изд. 2-е. М., 1927. С. 143-144.

 

В соответствии с Декретом СНК от 15 июля 1921 г. карались также лица, искусственно повысившие цены на товары путем сговора или стачки между собой или путем злостного невыпуска товара на рынок.*

*См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1952 гг. C.100.

 

В 1922 г. был принят первый советский Уголовный кодекс. Деяния, которые, как принято нынче считать, совершаются в сфере экономической деятельности, в УК 1922 г. рассматривались либо как преступления против порядка управления, либо как хозяйственные или имущественные преступления. В ст. 74 УК преступлением против порядка управления признавалось деяние, направленное к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства, сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти. Из преступлений экономической направленности к числу преступлений против порядка управления относились: массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей (ст. 79), неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа денежных или натуральных налогов, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение (ст. 79), организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах подлежащих обложению или учету предметов и продуктов, в том числе размеров посевной, луговой, огородной и лесной площади или количества скота, организованная сдача предметов явно недоброкачественных, неисполнение по взаимному соглашению возложенных загоном на граждан работ и личных повинностей (ст. 80), подделка денежных знаков и государственных процентных бумаг, марок и других знаков государственной оплаты (ст. 85), нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе за границу или провозе за границу товаров (ст. 97).

Среди хозяйственных преступлений по УК 1922 г. можно выделить нормы о бесхозяйственном ведении лицами, стоящими во главе государственных учреждений или предприятий, порученного им дела, в результате чего не был выполнен производственный план, или ухудшилось качество выпускаемых изделий, или было расточено имущество предприятий (ст. 128), расточении арендатором предоставленных ему по договору государственных средств производства (ст. 129), злонамеренном неисполнении обязательств по договору, заключенному с государственным учреждением или предприятием (ст. 130), нарушении положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий (ст. 136), спекуляции с иностранной валютой в обмен на советские денежные знаки или наоборот (ст. 138), скупке и сбыте в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение (ст. 139) и др. Здесь же предусматривалась ответственность за искусственное повышение цен на товары путем сговора или стачки торговцев между собой или путем злостного невыпуска товара на рынок (ст. 137).

К числу имущественных преступлений наряду с различными случаями похищения имущества, его вымогательства и уничтожения относились: фальсификация, т.е. обманное изменение с корыстной целью вида или свойства предметов, предназначенных для сбыта или общественного употребления, и сбыт таких предметов (ст. 190), фальсификация предметов потребления, которая имела или могла иметь последствием причинение вреда здоровью, и сбыт таких предметов (ст. 191), ростовщичество, т.е. взимание в виде промысла за данные взаймы деньги процентов сверх дозволенных законом или предоставление в пользование орудий производства, енота, семян за вознаграждение в размере, явно превышающем обычную для данной местности норму, с использованием нужды или стесненного положения, получающего ссуду (ст. 193), самовольное пользование в целях недобросовестной конкуренции чужим товарным, фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, чужой фирмой или чужим наименованием (ст. 199).

Вплоть до принятия в 1926 г. нового Уголовного кодекса положения УК 1922 г. об ответственности за экономические преступления неоднократно изменялись. Особенно многочисленными и существенными были изменения, внесенные 10 июля 1923 г. постановлением 2-й сессии ВЦИК X созыва (ст. 85, 97, 128, 137, 138 и др.).*

* См.: Там же. С. 159.

 

Уголовный кодекс РСФСР, принятый постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 г. и введенный в действие с 1 января 1927 г., в основном сохранил те подходы к решению вопросов об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, которые были закреплены в УК 1922 г. с учетом внесенных в него изменений. В ряде случаев ответственность была значительно повышена. Так, учиненная по предварительному сговору или в виде промысла подделка металлической монеты, государственных казначейских билетов, денежных бон, банковских билетов государственного банка и государственных ценных бумаг влекла в отношении всех участников и пособников расстрел с понижением при смягчающих обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже пяти лет с конфискацией всего имущества (ч.2 ст.598). Расстрелом могла быть наказана и квалифицированная контрабанда (ст. 599), тогда как простая контрабанда (ст.83) наказывалась штрафом.

В уголовно-правовой литературе 20-х гг. оживленно дискутировались проблемы ответственности за экономические преступления. Известный криминалист А.А. Пионтковский в системе советского уголовного права выделял преступления, объектом которых являются экономические отношения (производства, обмена и распределения). Исходя из многоукладности российской экономики 20-х гг., он классифицировал преступления, нарушающие экономические отношения, по различию тех экономических укладов, на которые посягают соответствующие преступления. В связи с этим А. А. Пионтковский выделял, во-первых, составы преступлений, охватывающие посягательства лишь на определенные виды хозяйственных укладов: а) посягательство на социалистические элементы экономики (бесхозяйственность, расхищение государственного и общественного имущества, нарушение государственных монополий, контрабанда, посягательства на кредитную и денежную систему, нарушение правил об охране и эксплуатации природных богатств); б) составы преступлений, охватывающие посягательства на госкапиталистические элементы экономики (расточение арендатором переданных ему средств производства, неисполнение обязательств по договору, заключенному с государственным или общественным учреждением или предприятием, злостное повышение цен на товары, ростовщичество, нарушения правил, регулирующих торговлю). Во-вторых, А. А. Пионтковский выделяет составы преступлений, охватывающие посягательства на различные виды экономических укладов (различные виды похищения имущества и примыкающие к нему преступления, нарушения прав на фирму, товарный знак и т.п., различные виды торговых обманов, покупка заведомо краденого). Наконец, выделялись преступления, посягающие на интересы трудящихся, работающих по найму у государства, общественных организаций или частных лиц.*

* См.: Пионтковский А.А. Советское уголовное право. Том второй. Особенная часть. М.- Л., 1928. С.24-28.

 

Оспаривая эту классификацию, профессор А.Н. Трайнин в системе экономических преступлений выделял посягательства, направленные на противодействие хозяйственным функциям власти и финансовым функциям власти, а также посягательства на интересы государства как хозяйствующего субъекта и посягательства на интересы трудящихся. Нарушения, связанные с противодействием хозяйственным функциям власти, им делятся на: 1) посягательства на установленный властью порядок производства торговли и промыслов (спекуляция, нарушение правил о торговле, нарушение правил о производстве некоторых промыслов); 2) истребление и повреждение государственного и общественного имущества; 3) особо для Союза ССР опасное противодействие хозяйственным функциям власти (нарушение положений о монополии внешней торговли, контрабанда)*. Противодействие финансовым функциям власти выражается в налоговых деликтах, подделке денег и знаков оплаты, нарушении валютных правил.** Что же касается посягательств на интересы государства как хозяйствующего субъекта, то к ним автор относил бесхозяйственность, расхищение и расточение государственного или общественного имущества, злонамеренное неисполнение договора.***

* См.: Трайнин А.Н. Указ. соч. С.126.

**См.: Там же. С. 143-159.

*** См.: Там же. С.286.

 

С конца 20-х гг. руководимое Коммунистической партией государство начинает наступление на нэп и частный капитал. Усиливаются планово-регулирующие начала в экономике, свертываются рыночные функции, постепенно преодолевается многоукладность. В декабре 1928 г. принимаются Общие начала землепользования и землеустройства в СССР. Основой земельного строя объявлялась национализация земли, установление на землю исключительно государственной собственности. Все сделки с землей считались недействительными. Энергично осуществляется индустриализация страны, а в июне 1929 г. начинается массовая коллективизация сельского хозяйства. Важнейшим элементом управления централизованной экономикой становится планирование. Параллельно с централизацией системы управления промышленностью происходит централизация кредитной системы во главе с Государственным банком, который становится единственным распределителем кредитов. Рыночную экономику заменяет административно-командная система.* Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, государственное народнохозяйственное планирование были закреплены в Конституции Союза ССР 1936г. как экономическая основа СССР.

* См.: Исаев И.А. История государства и права России. Учебник для юридических вузов. М., 1996. С.458-466.

 

Уголовное законодательство чутко реагирует на изменения, происходящие в экономической системе. 28 декабря 1928 г. СНК СССР принимает постановление «О мерах борьбы с лжекооперативами», где говорилось, что, «вытесняемые вследствие успехов государственной и кооперативной промышленности и торговли из важнейших отраслей народного хозяйства капиталистические (кулацкие) элементы в ряде случаев проникают в кооперативные организации и превращают их в лжекооперативы, являющиеся орудием и прикрытием их эксплуататорской деятельности». Правительствам союзных республик предлагалось принять меры к усилению уголовной ответственности организаторов и фактических руководителей лжекооперативов, а также должностных лиц государственных органов и кооперации, оказывающих содействие лжекооперативам.* Это указание получило реализацию в постановлении СНК РСФСР от 27 марта 1929 г. и постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 9 сентября 1929 г. Лжекооперативами признавались кооперативы: «а) если в числе их учредителей или членов выборных органов участвуют лица, которым это воспрещено законом, или б) если в них преобладающее влияние имеют капиталистические (кулацкие) элементы, использующие кооперативную форму в своих классовых целях, или в) если деятельность их уклоняется в сторону, противную интересам социалистического строительства».** Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст. 129-а, предусматривавшей ответственность за учреждение и руководство деятельностью лжекооперативов, т.е. таких организаций, которые прикрываются кооперативными формами в целях использования льгот и преимуществ, предоставленных кооперации, в действительности же являются предприятиями частнопредпринимательскими и преследуют интересы капиталистических элементов, имеющих преобладающее влияние в их составе. Преследовалось также участие в работе лжекооперативных организаций с извлечением от этого участия предпринимательской прибыли (ч.2 ст. 129-а) и содействие должностным лицам государственных органов и кооперации организации лжекооперативов или попустительство их дальнейшей деятельности, а равно оказание им содействия в той или иной форме (ст. 111-а).***

* См.: Сборник документов по истории уголовного законодательств СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. С.241.

** См.: Там же. С.241.

***См.: Там же. С.317.

 

В связи с национализацией земли Уголовный кодекс РСФСР 28 марта 1928 г. был дополнен ст.87-а, каравшей за совершенную в прямой или скрытой форме куплю-продажу земли, дарение, залог, самовольную мену земельных участков и всякое иное неразрешенное законом нарушение прав трудового пользования на землю, а также за передачу арендованной земли другому лицу. Еще одной новеллой социалистического уголовного права, не знакомой законодательству стран, где экономика развивается на основе конкуренции, явилось введение постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1929 г. уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов.* В соответствии с этим постановлением в Уголовный кодекс 1926 г. были включены статьи 128-а и 128-6. Ответственность за выпуск из промышленных и торговых предприятий недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции сохранялась в советском уголовном законодательстве вплоть до 1993 г.

* См.: Там же. С.250.

 

Новое содержание получило понятие спекуляции, которая в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1932 г. стала определяться как скупка и перепродажа частными лицами в целях наживы продуктов сельского хозяйства и предметов массового потребления.*

* См.: Там же. С.364.

 

Государство все в большей степени пытается контролировать экономическую деятельность с использованием репрессивных методов. Устанавливается ответственность за перерасход фондов заработной платы, хищнический убой скота, невыполнение контрактационного договора колхозом, использование зерновых семян с семенных участков на какие бы то ни было нужды, кроме посевных, и за смешение сортового зерна с несортовым и т.д. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г. продажа, обмен и отпуск на сторону оборудования и материалов, оказавшихся излишними и неиспользованными на предприятиях промышленности и транспорта, объявлялись преступлением, равносильным расхищению социалистической собственности, и наказывались тюремным заключением сроком от 2 до 5 лет.*

* См.: Там же. С.411.

 

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. создавался как кодекс социалистического государства, не допускающего политического, идеологического и экономического плюрализма. Задачи Кодекса определялись как охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств.

Одним из основных правоохраняемых объектов являлась система социалистического хозяйствования с главенством социалистической собственности, централизованным управлением экономикой на основе государственных плановых заданий, фактическим отсутствием конкуренции и административными способами решения хозяйственных проблем.

В Уголовном кодексе 1960 г. содержалась специальная глава «Хозяйственные преступления». Кроме того, как и в предыдущих кодексах, ряд составов преступлений, посягающих на порядок осуществления экономической деятельности, был предусмотрен в главе «Государственные преступления» среди так называемых иных государственных преступлений (контрабанда, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, нарушение правил о валютных операциях).

Анализируя составы хозяйственных преступлений по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. и по кодексам других союзных республик, советские криминалисты достаточно единодушно утверждали, что родовым объектом хозяйственных преступлений является социалистическое хозяйство.*

* См.: Леонтьев Б.М. Ответственность за хозяйственные преступления. М., 1963. С.5. Приведем еще несколько характерных определений объекта хозяйственных преступлений. По мнению Т.Л. Сергеевой, родовым объектом таких преступлений является «система, строй, порядок социалистических общественных отношений, возникающих и существующих в процессе социалистического хозяйствования, т.е. социалистический порядок ведения советского хозяйства» (Сергеева Т.Л. К вопросу об объекте преступлений против социалистического хозяйства // Советское государство и право. 1961. № 2. С.77).

Н.А. Беляев: родовым объектом является «порядок хозяйствования, установленный Советским государством, обеспечивающий нормальное функционирование социалистического хозяйства» (Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. М.Д. Шаргородского, Н.А. Беляева, М., 1962. С.226; Курс советского уголовного права в 5 томах / Под ред. Н.А. Беляева, М.Д. Шаргородского. Т.4. Л., 1978. С.5)

Ю.И. Ляпунов: «Хозяйственное преступление в той или иной мере посягает на определенную область хозяйственной деятельности Советского государства и в конечном счете причиняет ущерб социалистической системе хозяйства»(Уголовное право. Часть Особенная / Под ред. Н.И. Загородникова и В.Ф. Кириченко. М., 1968. С.301).

П.С. Тоболкин: «Родовым объектом хозяйственных преступлений являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, распределения и обмена торов, обеспечивающие динамичное и пропорциональное развитие общественного производства и повышение его интенсификации»(Советское уголовное право. Часть Особенная / Отв. ред. М.И. Ковалев. М., 1983. С.214); См. также: Коржанский Н.И. Квалификация хозяйственных преступлений. Волгоград. 1984. С.З; Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. Харьков. 1984. С. 10; Гельфер М.А. Хозяйственные преступления. М., 1988. С.6; и др.

 

В первоначальном виде глава «Хозяйственные преступления» УК РСФСР 1960 г. включала в себя 18 статей. Наиболее распространенной в юридической литературе систематизацией хозяйственных преступлений было распределение их по тем сферам хозяйственной деятельности, где они совершались. В связи с этим выделялись: 1) общие виды хозяйственных преступлений (частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество), 2) преступления в области промышленности (выпуск недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, незаконное пользование товарным знаком и др.), 3) преступления в области сельского хозяйства (нарушение ветеринарных правил, нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и др.), 4) преступления в области использования природных богатств (незаконная порубка леса, незаконная охота, незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами и др.), 6) преступления в области финансов (подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов, нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота).*

* Такая или примерно такая система хозяйственных преступлений предлагалась Б.М. Леонтьевым (Леонтьев Б.М. Указ. соч. С.7-8), Н.А. Беляевым (Курс советского уголовного права. Т.4. Л., 1978. С.6-7), Г.Л. Кригер (Курс советского уголовного права в 6 томах. Том V. М., 1971. С.394-395), Ю.И. Ляпуновым (Ляпунов Ю.И. Хозяйственные преступления. М., 1964, С.6-7) и др.

После включения в УК ст. 152' об ответственности за приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов некоторые авторы стали выделять в системе хозяйственных преступлений преступления, посягающие на плановое ведение социалистического хозяйства (см., например: Гельфер М.А. Указ. соч. С.8).

 

Характерно, что Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1960 г. не предусматривал специальных составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, что вынудило Верховный Суд СССР дать руководящее разъяснение о необходимости квалификации таких действий по ст. 94 УК как причинение государству имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.*

* См.п.20 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. № 4 «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества»(БВС СССР. 1972. № 4).

 

За период действия УК РСФСР 1960 г. правовая регламентация вопросов уголовной ответственности за правонарушения в сфере экономической деятельности подверглась наибольшему числу изменений, чем любая другая глава кодекса. Это объясняется тем, что государство, столкнувшись с определенным негативным явлением в сфере экономики, какими-либо трудностями (а таких по мере нарастания кризиса социалистической системы становилось все больше), в первую очередь пыталось их решить не экономическими, а административными, в том числе и репрессивными мерами.

Уже в 1961 г. в уголовное законодательство был внесен ряд существеннейших изменений и дополнений. После разоблачения группы «валютчиков» (дело Рокотова, Файбишенко и др.) была резко усилена ответственность за нарушение правил о валютных операциях. Квалифицированный вид этого преступления, состоящий в спекуляции валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а также нарушение правил о валютных операциях ранее судимым за это преступление, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1961 г. могли влечь за собой наказание в виде смертной казни. Столь же сурово могло быть наказано изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в виде промысла (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 г.).

Социалистическая экономика породила такое массовое явление, как приписки и другие искажения отчетов о выполнении государственных планов. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1961 г. «О мерах по предотвращению фактов обмана государства и по усилению контроля за достоверностью отчетов о выполнении планов и обязательств» отмечалось, что «за последнее время вскрыты факты антигосударственных действий отдельных руководителей колхозов, совхозов, заготовительных организаций, выражающиеся в приписках, прямом подлоге и других искажениях в государственной отчетности по сельскому хозяйству и заготовкам. Приписки и другие факты обмана государства имели место также в промышленности, строительстве, в органах снабжения, в торговле и других областях хозяйства. Указанные руководители в целях прикрытия бездеятельности и сокрытия от партии и народа последствий своей неудовлетворительной работы приукрашивали в карьеристских целях действительное положение с выполнением планов и обязательств, встали на путь обмана государства, прибегая к припискам и очковтирательству».*

* СП СССР 1961. № 9. Ст.70.

 

Как реакция на это явление, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1961 г. была введена уголовная ответственность за «приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных о выполнении планов, как противогосударственные действия, наносящие вред народному хозяйству СССР» (ст. 1521 УК).

Постоянно существовавший дефицит товаров и услуг вынуждал государство регулировать распределение определенных товаров и услуг, используя в том числе уголовно-правовые методы. Так, недостаток кормов заставлял население использовать для корма скота сравнительно дешевый хлеб и другие хлебопродукты. Стремясь пресечь это, Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 6 мая 1963 г. дополнил Уголовный кодекс ст. 1541, установившей уголовную ответственность за скупку в государственных или кооперативных магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других хлебопродуктов для скармливания скоту и птице, а равно скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других хлебопродуктов, совершенные после наложения за эти действия штрафа в административном порядке, или систематически, или в крупных размерах.* Как отмечалось в литературе того времени, «общественная опасность этих действий заключается в том, что они нарушают нормальную работу советской торговой розничной сети по снабжению населения хлебом и хлебопродуктами, приводят к использованию ценных сельскохозяйственных продуктов не по их целевому назначению, наносят ущерб советским гражданам, затрудняя снабжение их хлебом и хлебопродуктами, способствуют нетрудовому обогащению лиц, вскармливающих скот и птицу за счет скупки дешевых продуктов».**

* Ведомости РСФСР. 1963. № 18. Ст.317.

** См.: Курс советского уголовного права. В 5 т. / Под ред. А. Беляева, М.Д. Шаргородского. Т. 4. С.131-132.

 

Отсутствие рынка услуг давало возможность лицам, работающим в сферах торговли, общественного питания, бытового, коммунального, медицинского, транспортного и иного обслуживания населения и обязанным по роду своей деятельности оказывать платные или бесплатные услуги населению, вымогать за это вознаграждение (поборы). 21 сентября 1981 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст. 1562, установившей ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан путем вымогательства за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения. Чаще всего к ответственности за поборы привлекались водители такси (43%), продавцы (около 13%), швейцары и официанты кафе, ресторанов (около 6%), мастера ателье и мастерских (около 6%), рабочие по перевозке багажа (5%), медицинский персонал (3%).*

* См.: Социалистическая законность. 1983. № 7. С.51.

 

Этим же Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 сентября 1981 г.* в УК была включена ст. 1563 - нарушение правил торговли. Уголовной ответственности подлежали работники предприятий торговли или общественного питания, которые из корыстной или иной личной заинтересованности продавали товары со складов, баз, из подсобных помещений торговых предприятий (организаций) или предприятий (организаций) общественного питания либо скрывали товары от покупателей. Очевидно, что такой закон мог быть вызван только жесточайшим товарным дефицитом.**

*Ведомости РСФСР. 1981. № 38. Ст. 1304.

** В связи с этим вспоминается следующая история. В 1991г. рабочей группой, созданной при Министерстве юстиции, был подготовлен проект нового Уголовного кодекса Российской Федерации. В условиях, когда товарный рынок был пуст, а основные продукты реализовывались по талонам, в новом кодексе предлагалось сохранить ответственность за сокрытие товаров в торговых организациях от покупателей. Отправленный на экспертизу в Гарвардскую школу права (США) кодекс вызвал ряд вопросов. В частности, американский эксперт никак не мог понять: зачем в торговой организации скрывать товар от покупателей.

 

Аналогичную направленность имел и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, установивший уголовную ответственность за незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов, принадлежащих государственным или общественным предприятиям, учреждениям и организациям (ст.1564УК).*

* Ведомости РСФСР. 1983. № 33. Ст. 1203.

 

Очередные серьезные изменения уголовного законодательства, регулирующего ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности, происходят в 1986 г. в связи с проводимой кампанией борьбы с нетрудовыми доходами. Начало этой кампании было положено решениями XXVII съезда КПСС, где, а частности, отмечалась необходимость усиления контроля за мерой труда и потребления: «Решительно искоренить уравниловку, не допускать выплат незаработанных денег, незаслуженных премий, вести бескомпромиссную борьбу с нетрудовыми доходами, другими отступлениями от основного признака социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду».* Во исполнение директивы съезда ЦК КПСС принял постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». Указами Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. и Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 г. были внесены существенные изменения и дополнения в общесоюзное и республиканское гражданское, трудовое, административное и уголовное зако

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...