Самоопределение – право народа или этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своей социально-политической жизни.
Принцип впервыенашел универсальное признание и закрепление в Уставе ООН. Одна из целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1). Данная цель конкретизируется во многих нормах Устава. Но формулировки Устава - весьма общие и еще не подразумевали столь радикального права народов – права на независимость (даже для колоний) Учредители ООН в 1945 г. еще не были готовы признать право народов мира на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Но деятельность ООН, гуманизация и демократизация мира вошли в противоречие с огромными колониальными империями. Началась национально-освободительная борьба колоний, которая нуждалась в морально-политической, материальной и правовой поддержке. И она была им оказана. 14 декабря 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, раскрывшей содержание принципа. Принцип подтвержден и в других актах, в том числе политически – в Декларации 1970 г., и впервые конвенционно - в Международных пактах о правах человека 1966 г. Согласно этим международным актам, каждый народ имеет право свободно: - осуществлять свое самоопределение; - выбирать формы самоопределения, каковыми являются: автономия, субъект федерации, создание государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса; - определять свой политико-правовой статус и осуществлять свое социальное, экономическое и культурное развитие;
- сопротивляться государству, силой препятствующему его самоопределению, и получать для этого поддержку от других государств и международных организаций. Праву народов на самоопределение соответствуют следующие обязанности государств: - воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народ его права на самоопределение; - не препятствовать независимости народа под предлогом его недостаточной политической, экономической, социальной и культурной подготовленности; - прекратить любые военные и репрессивные меры против народа с целью обеспечения мирной и свободной реализации им права на независимость; - уважать целостность территории народа; - принять срочные меры для передачи власти народу на всей его территории без всяких условий и независимо от расы, религии или цвета кожи. Положения принципа были направлены тогда против колониальной системы. Но к 70-м годам ХХ в колониальные империи распались, большинство зависимых народов освободились и создали свои государства. Возникла необходимость расширить его содержание. Это было сделано на региональном уровне - в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., который отошел от прежней антиколониальной линии принципа и распространил его действие на все народы С развалом колониальных империй вопрос о самоопределении зависимых народов в основном решен. Но для многих народов принцип самоопределения всё еще весьма актуален. Сейчас положения принципа применимы главным образом лишь к народам суверенных государств. Новое содержание принципа самоопределения состоит в следующем. Каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без внешнего вмешательства, выражая свою волю любыми доступными ему мирными демократическими способами, решать: - поддерживать ли социально-политический строй и устройство в данном государстве или требовать их трансформации,
- изменять свой политический статус внутри государства или выйти из состава государства. Вопрос о выходе может решаться только свободным волеизъявлением народа (чаще всего референдумом или плебисцитом), в результате которого народ: - может отделиться со своей территорией (Сингапур от Малайзии в 1980 г., Латвия, Литва и Эстония от СССР в 1991 г., Черногория от Сербии в 2006 г.) - или не отделиться (Квебек от Канады в 1989 и 1995 гг.). Такие вопросы нередко решаются и в ходе вооруженной борьбы (например, отделение Эритреи от Эфиопии в 1993 г.). В содержании права на самоопределение выделяют и иные аспекты, например, право распоряжаться природными богатствами, право осуществлять свое культурное развитие. Право народа на самоопределение - это его право, но не обязанность. И оно не абсолютно. Согласно Декларации 1970 г., недопустим подрыв единства государства, нарушение законных прав других народов ссылками на самоопределение. В праве самоопределения «ничто не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, …и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории без различий расы, вероисповедания и цвета кожи». Мировое сообщество не отрицает право на самоопределение, даже ведущее к нарушению целостности и единства государств, но только там, где не соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов, где дискриминируются отдельные этнотерриториальные части страны. Однако в последние годы стала реальной угроза злоупотребления принципом. Политические, националистические, сепаратистские, криминальные и другие факторы часто становятся побудительным мотивом для его использования в своекорыстных целях, создавая для многих государств угрозу их территориальной целостности. Попытки отдельных народов, пребывающих в составе какого-либо государства, реализовать принцип породили массу политических и правовых проблем (Курдистан, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Приднестровье, Косово и др.).
Возникла глубокая коллизия между двумя принципами: Самоопределения народов и целостности государств Борющийся народ ссылается на свое право самоопределения, а центральная власть государства объявляет борьбу противоправной, т.к. она нарушает принцип целостности его территории, угрожает его единству, ущемляет прав других народов. И государства мира в этом вопросе пока непоследовательны, признавая правомерность борьбы за одними народами (например, Косово) и считая её противоправной у других (например, Абхазия или Приднестровье). Право на самоопределение закрепляется и в конституциях. Но при этом ни в одной конституции мира не закреплено право народов на полное самоопределение (вплоть до выхода из состава государства). 7. Принцип неприменения силы и угрозы силой – базовый принцип обеспечения мира, ставит вне права войну и иные силовые методы внешней политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|