Стал формироваться лишь в ХХ в. Его появление - огромное достижение мирового сообщества.
История человечества до ХХ в.– это история войн. Каждое государство имело ничем не ограниченное и легальное право на войну – jus ad bellum. Формирование и признание принципа шло трудно и поэтапно. Предпосылкой его становления стали: - решения Первой и Второй Гаагских конференций мира 1899 и 1907 гг., несколько ограничившие средства и методы ведения войны. - создание первой в истории международной организации по обеспечению мира – Лиги Наций, - антивоенные декреты Советской России, - 14 пунктов президента США Вудро Вильсона, - широкое всемирное пацифистское движение. Но государства еще не были готовы на полный запрет войны. В Статуте Лиги Наций государства лишь решились «для гарантии их мира и безопасности … принять некоторые обязательства не прибегать к войне». Они обязались при возникновении спора сначала использовать мирную процедуру его разрешения (передать спор на рассмотрение Совета Лиги Наций, Постоянной Палаты Международного Правосудия или выбранного ими третейского суда) и не прибегать к войне до истечения 3-х месяцев после вынесения решения каким-либо из этих органов. В этих условиях ряд государств пошли по пути заключения двусторонних договоров о ненападении друг на друга. Большую активность в этом проявил и Советский Союз (договоры (пакты) о ненападении). Эпохальным событием на пути запрещения войн стало принятие 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны как орудия национальной политики (пакта Бриана-Келлога) – первого в истории МП акта, содержавшего юридические обязательства государств не прибегать к войне для решения проблем своей внешней политики. Ужасы Второй мировой войны, разгром фашизма, триумф победы и создание ООН, демократизация международных отношений поставили вопрос о полном ограничении применения силы.
Это было реализовано в форме принципа международного права в Уставе ООН Устав закрепил одной из главных целей ООН - избавление будущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы норм и механизмов, когда военная сила применялась бы только в общих интересах мирового сообщества. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, все члены ООН взяли обязательство отказаться«в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, т.к. поддержание мира требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались указанного принципа. Однако Устав не раскрыл содержания принципа: какие конкретные действия государств и при каких условиях должны рассматриваться как запрещенные? А это важно, т.к. нередко государства прибегают к использованию силы, тенденциозно толкуя нормативное содержание самого понятия «сила», содержащегося в Уставе. Устав ООН запрещает применение не только вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит противоправный характер. Термин «сила» в п. 4 ст. 2 Устава, как и сам принцип, нужно толковать не изолированно, а во всей совокупности прав и обязанностей государств, определенных Уставом. Безусловно, применение вооруженной силы - наиболее опасно для дела мира, и в п. 4 ст. 2 Устава речь идет, прежде всего, о запрещении применения вооруженной силы. Содержание принципа Устава позже была конкретизирована в ряде других актов ООН. В их числе:
- Декларация о принципах МП 1970 г., - Резолюция «Определение агрессии», принятая в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН, - Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая в 1987 г. Генеральной Ассамблеей ООН - Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и в ряде других документов. Наиболее полно содержание принципа раскрыто в резолюции Генассамблеи ООН «Определение агрессии». Самое открытое, явное и грубое нарушение принципа - агрессия. Согласно ст.1 Определения, агрессия - это применение каким-либо государством первым своей вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН. Использование иных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по силе своего воздействия и результатам они подобны военным мерам. Согласно нормативному содержанию данного принципа (ст. 3 Определения), запрещаются: 1. вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого; 2. военная оккупация; 3. полная или частичная аннексия территории другого государства; 4. применение любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; 5. нападение военных подразделений одного государства на военные подразделения другого; 6. действия вооруженных сил одного государства, находящихся по договору на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных договором; 7. продолжение пребывания вооруженных сил одного государства на территории иностранного государства после прекращения действия договора об их пребывании; 8. действия государства, предоставившего свою территорию в распоряжение другого государства для для совершения последним актов агрессии против третьего государства (пример с севастополем: наш флот на территории украины (мы арендуем) нападаем на турцию); 9. блокада одним государством портов или берегов другого государства; Засылка (или поддержка) государством вооруженных групп, регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях вооруженной борьбы против его правительства.
Согласно Определению (ст.4), Совет Безопасности ООН уполномочен признать и другие действия государств агрессивными, если они создают угрозу или уже нарушили мир. Никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии. Начиная с 70-х гг. в содержании принципа входит обязанность государств воздерживаться от угрозы и применения силы как средства разрешения территориальных или пограничных споров. Нарушением принципа являются насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить право на самоопределение и т.п. Т. о., международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее проявлении. Согласно Уставу, СБ ООН уполномочен принять против государства-агрессора принудительные меры, включающие последовательное применение невооруженных, а затем, в случае необходимости, и вооруженных мер (ст.ст. 41-42).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|