Тема № 3: Сертификация продукции
Сертификация - действие удостоверяющее по средством сертификата (или знака соответствия), что изделие или услуга отвечают требованиям определенных стандартов или техническим условиям. Сертификат (сертификат соответствия) - документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу Знак соответствия - защищенный в установленном порядок, применяемый или выданный в соответствии с правилами сертификации, указывающий что обеспечивается уверенность в том, что (см сертификацию).
В зависимости от статуса система сертификации может быть обязательной или факультативной.
Обязательная - в случаях, когда стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению. В большинстве стран область обязательных к применению стандартов ограничен требованиями к следующим объектам.
охрана окружающей Среды безопасность людей сохранность имущества здравоохранение
В отдельных случаях для некоторых видов продукции или деятельности обязательными могут быть требования: по удельному потреблению электроэнергии, по взаимозаменяемости и технической совместимости.
Факультативный характер - речь идет не об обязательных требованиях, предприятие само решает, исходя из требований конкуренции и саморекламы проводить сертификацию или не производить.
В конечном итоге введение сертификации обеспечивает следующие преимущества:
повышает доверие к качеству изделий, экспортируемых в другие страны.
предотвращает импорт в страну изделий не соответствующих требуемому уровню качества.
снижает импорт аналогичных изделий
упрощает выбор продукции потребителя
защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками не сертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта
улучшает качество стандартов путем выявления в них устаревших положений и стимулирует переработку этих стандартов.
Сертификация делиться на: 1. Само сертификацию – все мероприятия по обеспечению в соответствии с продукцией требований к стандартам, проводится под полную ответственность предприятий изготовителей 2. Сертификация 3-ей стороной – предусматривает участие в сертификации сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий, осуществляют испытания образцов продукции, а также надзор за состоянием производства. 3-я сторона – лицо, или оран, признанные независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Системы сертификации создаются на 3 уровнях: - на международном Базируются на международных стандартах и технических условиях. - региональном Примером являются страны ЕЭС, страны скандинавского региона. Основана на базе международных стандартов. - национальном
Основан на национальных стандартах. На международном уровне вопросами сертификации занимаются такие организации, как ИСО, МЭК и ЛАК (международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий).
При ИСО и МЭК функционирует специальный комитет, занимающейся вопросами сертификации, в частности, в ИСО функционирует комитет по оценке соответствия (КАСКО).
Развитие работ по международной сертификации предусматривает выполнение целого комплекса мероприятий: 1. Принятие соответствующего нормативно-технических документов в качестве национальных.
2. Взаимное признание странами-участниками проверок качества продукции требования нормативно-техническим документам (НТД). 3. Взаимное признание испытаний и правила работы национальных организаций по сертификации. 4. Взаимное признание национальных сертификатов и национальных знаков соответствия.
Во всех странах-участниках международной системы создаются национальные головные организации по сертификации, национальные службы проверки, независимые испытательные лаборатории. Основной задачей головной организации является организация разработки и внедрения соответствующих НТД, организация проведения сертификации, выдача сертификатов.
В РФ эту функцию выполняет ГОССТАНДАРТ.
Основной задачей службы надзора является осуществление практической работы по проведению сертификации на предприятии (принятие заявок, организация проведения испытаний). Испытательные лаборатории – независимые испытательные подразделения, не подчиненные не изготовителю ни потребителю, располагающие необходимыми техническими средствами и подготовкой для проведения испытаний определенных изделий.
Первым опытом по международной сертификации является сертификация изделий электронной техники. МСС ИЭТ МЭК – международная система сертификации изделий электронной техники по МЭК. В 1990 г., в МССИЭТМЭК входило 13 членов, в т.ч. СССР, США, Франция, Англия, Япония.
Условия, при которых эффективно проведение сертификации: 1. Отсутствие монополизма среди производителей. 2. Наличие законодательства об ответственности изготовителя за качество товара. Наличие эффективной информационной системы о качестве товаров. 3. Наличие нормативной базы с требованиями качества продукции. 4. Наличие системы воздействия на производителей некачественной продукции.
В рамках ЕЭС создана информационная, которая любому участнику отвечает на вопросы:
1. Существует ли система сертификации на данную продукцию, какова степень обязательности, правила и порядок сертификации. 2. Что обозначает данный знак соответствия, какой уровень эксплуатационной безопасности. 3. Существуют ли для данного вида изделий аналоги, прошедшие сертификацию.
4. Какие изделия не прошли сертификацию.
В США с 1936 г. действует союз потребителей США, насчитывающий более 5 млн. членов. Членами союза автоматически становиться каждый, кто выписывает журнал «Сообщение потребителям». В структуре союза создана специальная техническая группа, осуществляющая тестирование продукции в различных испытательных лабораториях. Работа групп строится так, чтобы в каждом номере содержалась интересующая потребителей информация. Закупаются товары для испытаний анонимно, в различных штатах за наличные 2 раза в год. Для сотрудников союза проводятся аукционы. В международной практике применяются различные системы сертификации, в зависимости от объема и содержания производимых при сертификации работ.
Виды систем сертификации
5-ый вид сертификации является наиболее современным и используемым в международной системе.
В общем виде работы по сертификации заключаются в: 1. Подготовительная часть работы. 1.1. Составление действующих технических условий (ТУ) на сертифицируемые изделия с соответствующими НТД, устанавливающие требования к сертификации 1.2. Привидение действующих ТУ в соответствие с требованиями. 1.3. Анализ и оценка состояния производственного процесса на способность выпускать продукцию по скорректированным ТУ. 1.4. Осуществляется модернизация производства при необходимости. 1.5. Проведение аттестации пп (производства). 2. Проведение сертификации. 3. Контроль выполнения сертификационных требований в процессе производства и эксплуатации.
Объектами сертификации, помимо продукции, м.б. состояние производства, система управления качеством.
Тема: Основное содержание и структура международных стандартов ИСО 9000.
Построение, содержание ИСО 9000 исходит из того, что в области качества перед пп стоят 3 задачи: 1. достигнуть и поддерживать качество продукции или услуг на уровне, обеспечивающим постоянное удовлетворение установленным требованиям потребителя. 2. обеспечить руководству пп уверенность, что намеченные качества достигнуты и поддерживаются на заданном уровне. - внутренне обеспечение качества. 3. обеспечивать потребителю уверенность в том, что качество достигнуто и будет поддерживаться в процессе поставки. - внешнее обеспечение качества.
Комплекс стандартов ИСО 9000 состоит из 6 стандартов. 1. квалификация персонала, обеспеченность трудовыми ресурсами; 2. типов и объемов производства, особенностями технологических процессов. Организационная структура включает распределение функций, прав, обязанностей и ответственности в системе качества. Общее руководство и ответственность по обеспечению качества несет руководитель фирмы. Для организации методического руководства, контроля за функционированием всех подсистем предприятия, на предприятии д.б. создана служба качества во главе с заместителем руководителя предприятия по качеству (вице-президент по качеству, зам. ген. директор по качеству).
Лекция №
Читайте также: Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции. Анализ влияния структурных сдвигов на экономические показатели работ предприятия Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|