Когнитивный диссонанс как проблема социокультурной адаптации российской молодежи к военной службе
Если говорить о социокультурном кризисе российского общества и его последствиях, то он, охватив основные сферы его социального бытия в конце XX века, все еще оказывает свое влияние: - на политическую сферу, где произошла потеря управляемости на всех уровнях и во всех звеньях функционирования государства, развились острые политические конфликты (межнациональные, корпоративные и иные), вплоть до вооруженных столкновений; - на экономическую сферу, где сложилась гиперинфляция доходов населения; - на структурно-производственную сферу, где обнажился дефицит природных и трудовых ресурсов огромной страны, занимающей шестую часть суши всей планеты, дефицит, обусловленный ресурсопоглощающей структурой милитаризованного производства; - собственно социальную сферу, где произошла стремительная дезинтеграция социальных групп и институтов, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями и нормами. Два кризиса – социальный и культурный – сложились в нашем обществе и действовали в нем одновременно. Точнее, они взаимодействовали, но весьма специфически, оказывая свое трассирующее влияние на образ мыслей и чувства населения. Это влияние не прошло бесследно, и мы сегодня отмечаем амбивалентность личности наличием в ней двух противоположных начал: тенденции к устойчивости, сохранению и воспроизведению и тенденции к изменению, качественному преобразованию, формированию новых ценностей, целей, планов, задач. Эти обстоятельства во многом наложили отпечаток и на процесс социокультурной адаптации молодежи к военной службе в условиях современной России. Исследователи отмечают незнание, и даже неприятие большой частью современной молодежи культурных образцов военной организации общества.
Показательным при поиске ответа о месте военной службы в структуре ценностей современной российской молодежи является обращение к анализу ответов на вопрос о долге перед Родиной.
Распределение ответов на вопрос: "В чем Вы видите свой долг перед Родиной?" (Москва, 2000г., декабрь, n=721, % от числа опрошенных) (1)
Характерно, что желание стать профессиональным военным изъявили 1% опрошенных. Нельзя сказать, что сегодня государственные органы не уделяют должного внимания Вооруженным Силам – законы принимаются в целом хорошие. Практически нет такой недели, а то и дня, чтобы в средствах массовой информации не была поднята какая-нибудь армейская тема. Хотя до недавнего времени большинство материалов отличалось негативным отношением к армии, предвзятостью и не способствовало созданию в обществе положительного имиджа ВС. Государственные органы при этом чаще всего просто отмалчивались. Только известные действия блока НАТО в Югославии, трагические события в городах России и разгул терроризма в стране, а также успешные действия войск в контртеррористической операции на Кавказе заставили изменить тон многих выступлений и публикаций.
А ведь имидж буквально означает образ, но образ, целенаправленно формируемый, выделяющий целостные характеристики, призванные оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации. В этом определении целесообразно выделить два словосочетания: "целостные характеристики" и "образ, целенаправленно формируемый". Спектр целостных характеристик Вооруженных Сил, которые могли бы оказать позитивное эмоционально-психологическое воздействие на общество и целенаправленно формировать образ армии, достаточно широк. К основным из них относятся следующие: социально-политический статус военнослужащих, материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, воинское подвижничество и преданность делу, духовность и культура (прежде всего офицерского состава), высокий профессионализм, бескорыстность служения Родине и др. Однако реальное видение населением армии и военной службы несколько иное: "дедовщина", низкое материальное обеспечение, невысокий моральный дух, бескультурье и т.д. Именно такое расхождение общей и военной культуры общества да еще в условиях противоречивости личностного бытия в современной России возникает когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс – это интеллектуальный конфликт, возникающий тогда, когда уже имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт, вызванный конфликтом, может быть устранен при помощи одного из следующих действий: ― индивид отвергает или избегает новой информации; ― убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует; ― примиряет противоречия; ― прибегает к другим мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. Существенная практическая задача состоит в том, чтобы сблизить культурные коды общей и военной культуры, в противном случае когнитивный диссонанс приобретает необратимый характер и фактически блокирует процесс социокультурной адаптации современной российской молодежи к военной службе.
Примечания 1.http://www.mos.ru/opinion/op010911001.htm. Данные ИСПИ РАН.
О.Ю. Шило, ПГТУ, г. Пятигорск
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|