Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления)
Государственное регулирование экономики распространяется и на внешнеэкономическую деятельность, где также устанавливается определенный порядок (правила) ее осуществления. Целями такого регулирования являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеэкономической (в частности, внешнеторговой) деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятый Государственной Думой РФ 7 июля 1995 г.*, определил следующие принципы государственного регулирования такой деятельности: 1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ; 2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; 3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия; 4) единство таможенной территории Российской Федерации; 5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация; 7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; 8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в эту деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике России в целом (ст.4).
* См.: СЗ РФ. 1995. № 42. Ст.3923.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется различными методами. В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для зашиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных изменений в экономике России, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. В исключительных случаях в целях обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств, защиты внутреннего рынка Правительством РФ могут быть введены количественные ограничения экспорта и импорта. Закон предусматривает систему экспортного контроля при внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования этой деятельности. Предусматривается также возможность установления запрета и ограничения экспорта и (или) импорта, исходя из национальных интересов, включающих: 1) соблюдение общественной морали и правопорядка; 2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом; 3) сохранение культурного наследия; 4) защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них; 5) необходимости предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов; 6) обеспечение национальной безопасности; 7) защиту внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса; 8) выполнение международных обязательств (ст.19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Лица, виновные в нарушении законодательства о внешнеэкономической деятельности, несут гражданско-правовую, административную и уголовно-правовую ответственность. В УК 1996 г. к числу преступлений, нарушающих установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, относятся: контрабанда (ст. 188), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст. 189), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).
Контрабанда (ст. 188 УК)
Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов. В 90-е гг., несмотря на огромную латентность, отмечается заметный рост этого преступления в России. Если в 1 9 90 г. был зарегистрирован 121 факт контрабанды и выявлено 35 виновных лиц, то в 1995 г. - уже 1698 случаев с привлечением к ответственности 914 лиц. К следует добавить еще 577 случаев уголовно наказуемых нарушений таможенного законодательства*. * См.: Изменения преступности в России. Криминологический комментарий статистики преступности / Отв. ред. А.И. Долгова. М., 1994. С.118-119; Криминальная ситуация в России и ее изменения / Под ред. А.И. Долговой. М., 1996. С.57, 68.
В эти же годы менялась и уголовно-правовая характеристика данного преступления. В настоящее время УК определяет контрабанду как перемещение в крупном размере (т.е. при стоимости перемещенных товаров, превышающих 500 минимальных размеров оплаты труда) через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188). Квалифицированным видом контрабанды (ч.2 ст. 188) является перемещение теми же способами через таможенную границу Российской Федерации таких предметов, как: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых также установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ. Во всех этих случаях стоимость данных товаров и предметов не имеет значения для признания содеянного уголовно наказуемой контрабандой*.
* Следует отметить, что трактовка уголовно наказуемой контрабанды в УК РФ 1996 г. отличается от решения этого вопроса в Таможенном кодексе РФ, принятом 18 июня 1993 г. (ст.219), где предметом контрабанды признавались прежде всего те товары и предметы, которые ныне указаны в ч.2 ст. 188 УК. Что же касается обычных товаров, то уголовно наказуемым объявлялось их незаконное перемещение через таможенную границу РФ в крупных размерах либо (независимо от размеров) путем прорыва таможенной границы, выразившегося в открытом перемещении товаров вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль, а также незаконное перемещение их (независимо от размеров) с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу РФ отдельных товаров " транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, "ибо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. Кроме того, контрабандой называлось невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным. Несмотря на очевидные противоречия, никакие изменения в Таможенный кодекс после принятия УК РФ не были внесены, что должно было быть сделано в соответствии с Федеральным законом «О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, контрабанда нарушает установленный порядок внешнеторговой деятельности, экономические интересы государства, его таможенную политику. В то же время, учитывая характер незаконного перемещаемых через таможенную границу предметов, можно признать, что контрабанда в ряде случаев (ч. 2 ст. 188) является посягательством на национальную и общественную безопасность, экологические, культурные и другие интересы России*. * С учетом этого обстоятельства в Модельном Уголовном кодексе для государств-участников СНГ было предложено предусмотреть ответственность за контрабанду в главе «Преступления против общественной безопасности»и за экономическую контрабанду в главе «Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности» (См.: Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ // Правоведение. 1996. № 1).
Анализ состава контрабанды требует уяснения целого ряда понятий, для чего необходимо обратиться в первую очередь к Таможенному кодексу и другим нормативным актам. Под таможенной границей понимается граница территории, на которой действует единое таможенное законодательство. Таможенный границей Российской Федерации являются пределы таможенной территории Российской Федерации (сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки и сооружения в морской исключительной экономической зоне РФ, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела), а также периметр свободных таможенных зон и свободных складов (ст.3 Таможенного кодекса РФ). Таким образом, понятия государственной границы и таможенной границы РФ не совпадают. В пределах государственной территории России могут находиться свободные таможенные зоны, на территории которых действует особый таможенный режим (таможенный режим свободной таможенной зоны), и свободные склады - помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада. Периметры свободных таможенных зон и свободных складов также составляют таможенную границу Российской Федерации, незаконное перемещение через которую товаров или иных предметов образует контрабанду. Перемещение через таможенную границу Российской. Федерации - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу из этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Таможенным законодательством (п. 5 ст. 18 Таможенного кодекса) установлено, что при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ перемещением является фактическое пересечение таможенной границы РФ. При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе их с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещением признается уже подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти товары или транспортные средства. Указанное было воспринято многими специалистами для определения момента, когда контрабанда юридически считается оконченным преступлением*.
* См., напр.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С.193-194; Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и АВ. Наумова. С.206; Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. Ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.316 - 317; Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.100-101; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.218 и др.
В то же время нельзя не прислушаться к мнению Ю.И. Сучкова, полагающего, что, «поскольку статья 188 УК РФ указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на ее другую сторону, пересечение грузом линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Действия, совершенные до пересечения грузом линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эти стадии лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца...»*. * См.: Сучков Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству. Автореф. докт. дис. СПб., 1997. С.33-34. См. также: Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПб ГУ 1996. № 4(7). С.72; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова., М. 1997. С.280.
Товары как предметы контрабанды понимаются достаточно широко. К ним относятся: любое движимое имущество, включая российскую валюту и ценные бумаги в валюте Российской Федерации, иностранную валюту, валютные ценности; электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, способные быть предметом внешнеторговой деятельности. Незаконность перемещения определяется тем, что оно осуществляется помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых предметов*. * В связи с этим нельзя согласиться с мнением В. Михайлова, полагавшего, что для оценки содеянного как контрабанды не имеет значения, есть или нет пункты пропуска, осуществляется или нет таможенный контроль (См.: Михайлов В. Новое в уголовной ответственности за контрабанду и за незаконные сделки с валютными ценностями // Закон. 1994. №11. С.66). Если таможенный контроль не осуществляется, то нельзя совершить перемещение товаров Помимо или с сокрытием от такого контроля, обманным использованием документов и т.д.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на российские таможенные органы. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, устного опроса и другими средствами, указанными в законе (ст. 180 Таможенного кодекса). Таможенному контролю под. лежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом. В частности, не подлежит таможенному досмотру личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Личный багаж депутатов Федерального Собрания РФ и членов Правительства РФ освобождается от досмотра, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих соответственно депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли, боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. Председатель Государственного таможенного комитета РФ вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам России. Освобождение от определенных форм таможенного контроля может осуществляться также в соответствии с международными договорами РФ (ст. 188 Таможенного кодекса). Перемещением товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу РФ вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же можно отнести случаи перемещения товаров и транспортных средств путем прорыва таможенной границы - открытого перемещения (ввоз или вывоз) через таможенную границу товаров или транспортных средств, минуя таможенный контроль. Сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, признается любое их утаивание путем использования различных тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других (камуфлирование, маскировка и т.п.). Перемещение товаров или транспортных средств с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации связано с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствами, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. Идентификация производится таможенными органами путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров (предметов) и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, - это явление по установленной устной, письменной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах (предметах) и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Незаконность подобных действий связана с нарушением установленной таможенным законодательством обязанности декларировать таможенному органу товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной переучи данных или иной) точных сведений о товарах, их таможенном режиме и кругах сведений, необходимых для таможенных целей. Форму и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяет Государственный таможенный комитет РФ (ст.168 - 169 Таможенного кодекса). Товары декларируются таможенном) органу, в котором производится их декларирование. Декларантом, т.е. лицом, на котором лежит обязанность декларирования, является лицо, перемещающее товары, либо специалист по таможенному оформлению, выступающий от имени таможенного брокера (ст.172 и 161 Таможенного кодекса). Таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента оформления в установленном порядке ее принятия таможенными органами. Помимо способов контрабанды необходимо дать хотя бы краткую характеристику предметов, незаконное перемещение которых через таможенную границу РФ независимо от размера образует состав контрабанды, квалифицируемой по ч. 2 ст. 188 УК. Характерно, что большинство из них - это предметы, изъятые из гражданского оборота, не имеющие свободного хождения на рынке. Наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998г «О наркотических средствах и психотропных веществах»* считаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических веществах 1961 г. * РГ. 1998. 15 янв.
К психотропным веществам относятся вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы (например, амобарбитал, аминорекс, кетамин и др.), оказывающие преимущественное влияние на психические функции человека (антидепрессанты, нейролептические, психостимулирующие и седативные средства, транквилизаторы)*. Они также должны быть включены в вышеуказанный Перечень. Психотропные вещества предусматриваются Списками I, II, Ш и IV Венской конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., а также указаны в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. * См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. С.23.
В Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеется Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (Список I), список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен (Список II) и список психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Список Ш). Постоянным комитетом по контролю наркотиков составлены также списки сильнодействующих (список № 1) и ядовитых (список № 2) веществ, насчитывающие в общей сложности более ста тридцати наименований*. * См.: Ведомости Верховного Суда СССР. 1991. № 8. С.46-48.
Правительством РФ постановлением от 16 марта 1996 г. № 278 утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ*. Ввоз и вывоз этих средств и веществ осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством внешнеэкономических связей, по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ с учетом международных обязательств**. Основанием для выдачи лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков по форме, предусмотренной конвенциями ООН, участницей которых является Россия, и соответствующие разрешения Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. * См.: СЗ РФ. 1996. № 13. Ст.1350. ** Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 930 (См.: СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4122).
Под отравляющими веществами в данном случае понимаются химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему и органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, однако не относящиеся к химическому оружию*. * См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996. С.367.
Радиоактивные вещества - это вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному превращению в другие элементы, сопровождающемуся испусканием ионизирующих излучений. Они могут быть в газообразном, твердом или жидком состоянии, в чистом виде либо в установке, в изделиях, смесях, ином виде. Федеральный закон от 20 октября 1995г. «Об использовании атомной энергии»* определяет радиоактивные вещества как не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Наряду с ними этот закон называет и другие объекты: радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Представляется, что применительно к ст.188 УК все эти объекты охватываются понятием радиоактивные вещества. * См.: СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4552.
Экспорт и импорт ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляются в соответствии с законодательством РФ да вопросам экспортного контроля на основании выданных лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии*. Ввоз из иностранных государств на территорию РФ отработанного ядерного топлива в целях его переработки осуществляется в порядке, установленном законодательством России и ее международными договорами. * Порядок экспорта и импорта радиоактивных веществ определяется Положением о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, технологии, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и изотопной продукции, утв. постановлением Правительства РФ № 1005 от 21 декабря 1992 г. с изм. и доп., внесенными постановлением от 6 октября 1994 г. № 1136 (См.: СЗ РФ. 1994. Ns 25. Ст.2706), а также Положением о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996г. (См.: СЗ РФ. 1996. №13. Ст.1358)
Взрывчатыми веществами являются дымный и бездымный порох, тротил, аммониты, пластиты, эластиты, твердое ракетное топливо и другие химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспадающемуся химическому превращению – взрыву*. * См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5 от 25 июня 1996г. «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» // ВВС РФ. 1996. №8.
Вооружение - различные виды боевой техники (самолеты, вертолеты, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, военные корабли и т.д.), боевое неогнесгрельное оружие, средства связи, десантирования, навигационные приборы и радиолокационная аппаратура военного назначения, прицелы, средства защиты от боевых отравляющих веществ и др. Взрывные устройства - это средства взрывания и устройства, способные вызвать взрыв (мины, фанаты, торпеды, бомбы, толовые и динамитные шашки, запалы, имитационные взрывные устройства и т.п.). Эти устройства могут состоять на вооружении армии, других военизированных формирований, специальных служб, а также использоваться в промышленности и строительстве. В качестве предмета квалифицированной контрабанды особо выделяется огнестрельное оружие и боеприпасы. Федеральный закон РФ «Об оружии», принятый Государственной Думой 13 ноября 1996 г.*, определил огнестрельное оружие как оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направление движения за счет энергии порохового или иного заряда. Огнестрельным оружием являются пистолеты, револьверы, карабины, ружья, винтовки, автоматы, пулеметы, гранатометы, ракетно-артиллерийские системы. Предметом контрабанды может быть любое огнестрельное оружие: боевое, служебное, гражданское (спортивное, охотничье как с нарезным стволом, так и гладкоствольное)**. Не относится к огнестрельному газовое и пневматическое оружие, которое соответственно может быть предметом контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188УК. * СЗ РФ. 1996. № 51. Ст.5681. ** С.И. Никулин и Ю.И. Сучков полагают, что в ч.2 ст. 188 УК не имеется в виду гладкоствольное охотничье оружие и патроны к нему (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. С.311,313; Сучков Ю.И. Указ. соч. С.68). Этот вывод не следует из текста закона. Вряд ли случайно законодатель исключил оговорку, ранее имевшуюся в законе об ответственности за контрабанду - «кроме гладкоствольного и охотничьего орудия и патронов к нему». Ссылка С.И. Никулина на ст.219 Таможенного кодекса неубедительна, поскольку, как уже указывалось, ст.219 ТК противоречит ст.188 Уголовного кодекса и не может считаться действующей. Характерно, что и в законах об ответственности за незаконное приобретение, ношение, хранение, сбыт оружия (ст.222 УК), за изготовление оружия (ст.223 УК) и за хищение оружия (ст.226 УК) законодатель исключил ранее имевшуюся в аналогичных законах оговорку о предмете этих преступлений относительно гладкоствольного охотничьего оружия.
Предметом контрабанды по ч. 2 ст. 188 УК следует признать и основные части огнестрельного оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка)*. * См.: Михайлов В. Указ. соч.. С.67; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд-во Кнорус. М., 1997, с.431.
Боеприпасами являются устройства или предметы, конструктивно предназначенные для поражения цели оружием соответствующего вида. Поскольку предметом контрабанды признается только огнестрельное оружие, очевидно, что боеприпасы как предмет контрабанды - это боеприпасы к огнестрельному оружию. Общие положения о порядке ввоза на территорию России и вывоза из России оружия и патронов к нему сформулированы в ст. 17 Федерального закона «Об оружии». Ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения - это различные устройства, средства и вещества, а также средства их доставки, применяемые в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники, сооружений, заражения окружающей природной среды, продовольствия, воды и иных материальных объектов. О материалах и оборудовании, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, и о специальных правилах перемещения их через таможенную границу РФ говорится в целом ряде нормативных актов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ)*. Здесь речь идет о материалах и оборудовании так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия или средств его доставки. * См., напр.: Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия, утв. постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 50 (СЗ РФ. 1995. № 4. ст.313); Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1098 (СЗ РФ. 1994. № 23. Ст.52573); Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, утв. постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 575 (СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2359) и др.
Под материалами в данном случае понимаются различные сплавы, композиты, химические продукты, органические вещества, другие предметы производственного или опытно-конструкторского назначения, а под оборудованием - различные механизмы, приспособления, контрольно-измерительная аппаратура и другие средства, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, т.е. для проведения научных исследований, разработки, проектирования, производства, испытания или обслуживания. Перечень стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, утверждаются Правительством России. В них входят достаточно разнообразные товары, например: природный газ, электроэнергия, медь, никель, олово, алюминий, магний и изделия из этих металлов, деловая древесина хвойных пород, пшеница твердых и мягких сортов, драгоценные металлы, сплавы и изделия из них, драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них, янтарь и изделия из него, спирт этиловый неденатурированный, дикие животные, рыба, ракообразные, икра, лекарственное сырье растительного и животного происхождения и другие товары*. * См.: САПП. 1993. № 12. Ст.1004; № 45. Ст.4341; СЗ РФ. 1994. № П. Ст.1295; 1995. № 9. Ст.764.
О культурных ценностях, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, и о самих этих правилах говорится в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»*. К ним, в частности, относятся: исторические ценности; предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности (картины и рисунки, оригинальные скульптурные произведения, художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративно-прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов и др.); старинные книги, издания, представляющие собой интерес; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото- фоно-, кино-, видеоархивы; почтовые марки, иные филателистические материалы; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии; и ряд других культурных ценностей (ст.7 Закона). В ст. 9 этого же Закона названы культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации без обязательства их обратного ввоза. * См.: Ведомости РФ. 1993. № 20. Ст.718. Как подчеркнул Городской суд Санкт-Петербурга, «культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через государственную границу Российской Федерации - это те движимые предметы художественного, исторического, археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, которые указаны в ст.7, 20, 21 Закона РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993г., включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации (ст.9 указанного закона). Понятие «культурные ценности» и «предметы художественного, исторического археологического достояния народов Российской Федерации», указанные в ст. УК РФ и ст.78 УК РСФСР, имеют одинаковое содержание и юридическое значение» (См.: Юридическая практика. №3 (14). 1998. С.58).
Нет никаких сомнении, что контрабанда совершается только с прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ какой-либо из указанных в статье предметов контрабанды одним из также указанных в законе запрещенных способов, и желает этого. Для вменения контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, чтобы сознанием виновных охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное. В связи с этим ошибочным является утверждение С.В. Максимова, что отсутствие у виновного осведомленности о включении того или иного товара в перечень стратегически важных сырьевых товаров, не является основанием для освобождения его от ответственности за контрабанду такого рода товаров*. Нести ответственность такое лицо действительно должно, но, на мой взгляд, по ч. 1 ст. 188 УК. * См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|