Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций пли физического лица (ст. 194 УК)




 

В уголовно-правовой литературе по-разному определяют место этого преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности. Как о самостоятельном преступлении о нем впервые было сказано в Федеральном законе от 1 июля 1994 г., внесшем соответствующие изменения в УК РСФСР 1960 г. Ряд исследователей относят это преступление к «налоговому блоку» составов преступлений, поскольку таможенные платежи являются одним из видов платежей, составляющих налоговую систему Российской Федерации, или иначе к преступлениям в сфере финансовой деятельности государства, считая, что объектом преступления являются общественные отношения по поводу формирования бюджета*.

* См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С.201; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. С.290 и др.

Л.Д. Гаухман выделяет большую группу преступлений в сфере финансов, подразделяя ее на подгруппы: налоговые преступления, валютные преступления, таможенные преступления и иные преступления. К числу таможенных преступлений он относит уклонение от Уплаты таможенных платежей (См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Указ. соч. С.199).

 

Конечно, уклонение от уплаты таможенных платежей нарушает финансовые интересы государства. В то же время, уклоняясь от уплаты этих платежей, лицо нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности, элементом которого является необходимость соответствующих таможенных платежей. Вследствие этого представляется правомерным отнесение данного общественно опасного деяния к группе таможенных преступлений*.

* Такова же точка зрения А.М. Яковлева (См.: Российское уголовное право / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. С.205-208) и Ю.И. Сучкова (См.: Сучков Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству. Автореф. докт. дис. СПб., 1997. С.37).

 

Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров (любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии) и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ. В нем предусмотрено одиннадцать видов таможенных платежей (ст. 110): таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах. Как видно, в Таможенном кодексе дан полный (закрытый) перечень всех таможенных платежей. Однако в официально не опубликованной Временной инструкции Государственного таможенного комитета «О взимании таможенных платежей» от 8 июня 1995 г. № 01 -/8107 этот перечень был расширен. В него дополнительно вошли таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам, сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК РФ и другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ*. Незаконность такого решения, на мой взгляд, очевидна. Государственный таможенный комитет не может своими инструкциями дополнять закон. К тому же, если принять к исполнению эту инструкцию, получается, что ГТК существенно изменил уголовно-правовую норму, изложенную в ст. 194 УК с бланкетной диспозицией. А это совершенно недопустимо. Поэтому уклонение от уплаты любых других платежей, помимо указанных в ст. 110 Таможенного кодекса, не может быть квалифицировано по ст. 194 УК. Конкретные размеры (ставки) каждого из видов таможенных платежей установлены законодательством Российской Федерации или постановлениями Правительства РФ. Так, товары, перемещенные через таможенную границу России, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.** с последующими изменениями.

* См. об этом: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996. С. 161; Кулешов В.В. Понятие таможенных платежей и проблемы их определения // Учен. зап. Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 1996. № 2. С.15-21.

** См.: Ведомости РФ. 1993. № 23. Ст.821.

 

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации (ст.119 ТК). В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей (ст.121 ТК). Таможенным кодексом предусмотрены случаи освобождения от таможенных пошлин и налогов (ст.ст.84, 94 и др.).

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в действии или бездействии в виде полного или частичного сокрытия объекта платежа или же неуплаты таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижении их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, якобы дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей.

Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного вида или нескольких видов, но и в том, и в другом случае для уголовной ответственности по ст. 194 УК необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 1000 минимальных размеров оплаты труда (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 УК необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Субъектом преступления являются достигшие 16-летнего возраста декларант и иные лица в соответствии с Таможенным кодексом (ст. 118). Декларантами являются лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ, а также специалисты по таможенному оформлению, действующие от имени таможенного брокера (посредника), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары (ст.157,161,172 Таможенного кодекса)*. К иным лицам относятся: владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли и другие лица, руководители организаций, указанные в Таможенном кодексе (ст.50, 56, 85 и др.).

* В некоторых работах субъектом преступления в виде уклонения от уплаты таможенных пошлин, наряду с другими, называют таможенного брокера (См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. С.475; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.139). - Это явная ошибка, поскольку таможенный брокер - это коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (См.: Положение о таможенном брокере, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 873 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст.3737). Речь здесь должна идти о специалистах по таможенному оформлению, которые состоят в штате таможенного брокера и декларируют товары от имени таможенного брокера.

 

Согласно ст. 124 Таможенного кодекса, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу РФ (собственник, владелец, покупатель), не является декларантом, то оно несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

Это положение позволяет предположить, что в ситуациях, когда перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу было связано с неуплатой таможенных платежей в крупном размере, уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей несут все лица, перемещавшие товары (в соответствии с п. 9 ст. 18 Таможенного кодекса), знавшие о неуплате платежей.

Преступление совершается умышленно: виновное лицо сознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого. Неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии умысла на уклонение от их уплаты влечет административную ответственность по ст. 284 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 мая 1998г. и вступивший в действие 27 июня 1998г., внес существенные изменения в регламентацию ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Это касается прежде всего квалифицирующих обстоятельств данного преступления. Таковыми являются: совершение деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, либо за преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК; в) неоднократно; г) в особо крупном размере.

Особо крупный размер преступления признается, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 3 000 минимальных размеров оплаты труда.

Неоднократность будет лишь в том случае, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере (не менее двух) представлял самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, и при этом лицо не было осуждено по этим эпизодам. Если же субъект был ранее судим за уклонение от уплаты таможенных платежей либо за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по ст. 198 и 199 УК, новое деяние будет квалифицироваться не как неоднократное, а как совершенное лицом, ранее судимым (п. «б» ч. 2 ст. 194 УК). Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей лицом, ранее судимым по ст. 194,198 или 199 УК, следует квалифицировать со вменением п. «в» и «г» ч.2ст.194УК.

В группу лиц, совершающих анализируемое преступление по предварительному сговору, могут входить не только декларанты, но и иные субъекты, принявшие участие в выполнении объективной стороны преступления.

Изменения, внесенные в Уголовный кодекс названным выше Федеральным законом РФ, установили обязанность для правоохранительных органов освободить от уголовной ответственности лицо, впервые уклонившееся от уплаты таможенных платежей, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб (примеч. 2 к ст. 198 УК). Данная норма имеет ярко выраженную стимулирующую направленность и подлежит применению, даже если в отношении лица было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого лицо способствовало раскрытию преступления и полностью возместило ущерб.

Представляется, что привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст. 188 УК охватывает и факт имевшей при этом неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Как правильно отмечает И.В. Шишко, «контрабанде имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных платежей»*.

* См.: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.98.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...