Пояснительная записка. Литература эпохи классицизма
Стр 1 из 71Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХРЕСТОМАТИЯ Литература конца XVIII – XIX веков
для студентов учреждений среднего профессионального образования
составители: Волков С. В., Крылова С. Г.
Воронеж
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХРЕСТОМАТИЯ Литература конца XVIII – XIX веков
для студентов учреждений среднего профессионального образования
составители: Волков С. В., Крылова С. Г.
Воронеж
ББК_______________ Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ВГТУ
Составители: С. В. Волков С. Г. Крылова Рецензенты: ______________________________________________
Литература конца XVIII – XIX веков. Хрестоматия / Сост. С. В. Волков, С. Г. Крылова. – Воронеж: __________, 2021. – __ с.
Данная хрестоматия предназначена для практического ознакомления с поэтическими и прозаическими произведениями русской и зарубежной литературы студентами среднего профессионального образования. В издании представлены также краткая характеристика наиболее важных этапов развития мирового литературного процесса.
© Составление. Волков С. В., Крылова С. Г., 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемое издание предназначено для студентов учреждений среднего профессионального образования. Основная цель курса «Литература конца XVIII –XIX веков» – формирование представления о художественном своеобразии литературы конца XVIII и XIX веков, о культурных и исторических условиях ее возникновения и развития, а также о деятельности и творчестве выдающихся писателей данного периода и различных жанрах литературы. Представленные материалы способствуют осознанию художественной самоценности литературы и культуры конца XVIII и XIX веков и их значимости на современном этапе развития общества.
В рамках данного курса важно определить основные тенденции развития культуры и литературного процесса, а также выявить неповторимое своеобразие отдельных памятников художественной литературы. Освоение курса предполагает формирование следующих умений: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской и зарубежной литературы; рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи. Изучение этой дисциплины необходимо студентам, так как позволяет погрузить их в культурную и литературную жизнь данного исторического периода, достижением которого стало формирование традиционных для литературы «вечных» проблем, раскрывающихся и в последующие эпохи, в том числе и в современную. Изучение литературы конца XVIII и XIX веков невозможно без точного и конкретного знания фактов литературного процесса. Поэтому совершенно необходимым условием работы над курсом является знакомство студентов с текстами произведений писателей и поэтов, творивших в эту эпоху, усвоение их содержания, осмысление своеобразия художественной формы, стиля автора.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ – (от лат. classicus – образцовый) – литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:
1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой. 2) Принцип рационализма и " подражания природе". 3) Культ разума. 4) Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. 5) Подчеркнутая объективность повествования. 6) Строгая иерархия жанров. Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Средние: письма, дневники. Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались в К. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: " Буколики" (герой - пастух), «Георгики» (герой – пахарь) и «Энеида» (герой – вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия. Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж. -Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата «Поэтическое искусство»). Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и др.
Словарь литературоведческих терминов/ Белокурова С. П. СПб: Паритет, 2006 г. 320 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|