Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка. Литература эпохи классицизма




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ХРЕСТОМАТИЯ

Литература конца XVIII – XIX веков

 

для студентов учреждений среднего профессионального образования

 

составители: Волков С. В., Крылова С. Г.

 

 

 

Воронеж


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ХРЕСТОМАТИЯ

Литература конца XVIII – XIX веков

 

для студентов учреждений среднего профессионального образования

 

составители: Волков С. В., Крылова С. Г.

 

 

Воронеж


 

ББК_______________

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим советом

ВГТУ

 

 

Составители:

С. В. Волков

С. Г. Крылова

Рецензенты:

______________________________________________

 

    Литература конца XVIII – XIX веков. Хрестоматия / Сост. С. В. Волков, С. Г. Крылова. – Воронеж: __________, 2021. – __ с.

 

 

    Данная хрестоматия предназначена для практического ознакомления с поэтическими и прозаическими произведениями русской и зарубежной литературы студентами среднего профессионального образования. В издании представлены также краткая характеристика наиболее важных этапов развития мирового литературного процесса.

 

© Составление. Волков С. В., Крылова С. Г., 2021


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Предлагаемое издание предназначено для студентов учреждений среднего профессионального образования. Основная цель курса «Литература конца XVIII –XIX веков» – формирование представления о художественном своеобразии литературы конца XVIII и XIX веков, о культурных и исторических условиях ее возникновения и развития, а также о деятельности и творчестве выдающихся писателей данного периода и различных жанрах литературы. Представленные материалы способствуют осознанию художественной самоценности литературы и культуры конца XVIII и XIX веков и их значимости на современном этапе развития общества.

    В рамках данного курса важно определить основные тенденции развития культуры и литературного процесса, а также выявить неповторимое своеобразие отдельных памятников художественной литературы.

    Освоение курса предполагает формирование следующих умений: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской и зарубежной литературы; рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи. Изучение этой дисциплины необходимо студентам, так как позволяет погрузить их в культурную и литературную жизнь данного исторического периода, достижением которого стало формирование традиционных для литературы «вечных» проблем, раскрывающихся и в последующие эпохи, в том числе и в современную.

    Изучение литературы конца XVIII и XIX веков невозможно без точного и конкретного знания фактов литературного процесса. Поэтому совершенно необходимым условием работы над курсом является знакомство студентов с текстами произведений писателей и поэтов, творивших в эту эпоху, усвоение их содержания, осмысление своеобразия художественной формы, стиля автора.


 

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА

 

КЛАССИЦИЗМ – (от лат. classicus – образцовый) – литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:

1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2) Принцип рационализма и " подражания природе".

3) Культ разума.

4) Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5) Подчеркнутая объективность повествования.

6) Строгая иерархия жанров.

       Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи).

       Средние: письма, дневники.

       Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей).

       Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались в К. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: " Буколики" (герой - пастух), «Георгики» (герой – пахарь) и «Энеида» (герой – вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия.

       Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж. -Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата «Поэтическое искусство»).

       Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и др.

 

Словарь литературоведческих терминов/

Белокурова С. П. СПб: Паритет, 2006 г. 320 с.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...