Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая и правовая защита товарных знаков.




История товарного знака.

Одним из первых прообразов товарного знака был особый знак, использовавшийся людьми с древнейших времен для отличия своих вещей от чужих и получивший название - тамга. Этот знак выдавливали на посуде из сырой, позже из обоженной глины, выжигали на шкуре крупного рогатого скота и лошадей, вырезали на ушах мелкого рогатого скота, высекали на камнях и столбах, которые ставили у границ пастбищ и земельных владений.

Тамги были индивидуальными и коллективными, то есть принадлежали всему роду. Тамга представлял собой образец изобразительного искусства с соответствующим словесным обозначением. Знаки тамги выглядели как отдельные простые изобразительные элементы или их сочетание, и включали круги, треугольники, квадраты, линии, стрелы, дуги и прочие графические символы.

Простыми были также соответствующие слова, расшифровывающие широко распространенные в природе и в быту понятия: луна, амулет, палочка, поводок, глаза, гребень, вилка, лук для стрельбы, стрела, шест, чашка, черпак и прочие понятия.

С развитием товарно-денежных отношений появляется необходимость выделить схожие товары разных производителей. Мастера начинают применять особые клейма, напоминающие тамги. Когда с развитием рыночных отношений между производителем и потребителем появляется посредник - купец, клеймо стало служить гарантией качества, что было особенно важным при перемещении товаров на большие расстояния. Покупатели часто отдавали предпочтение товарам мастеров с хорошей репутацией, определяя их по знакомым клеймам.

На более позднем этапе при объединении ремесленников в цеха, начинают исчезать индивидуальные клейма, взамен появляются цеховые клейма, которыми метится вся продукция цеха. При переходе к мануфактуре совершенствуется форма и символика клейма, которые приобретают лаконичные черты фабричных клейм.

Так, фабричные клейма сохранились в некоторых отраслях промышленности (обувной, фарфоровой и пр.) ряда стран чаще всего в преобразованном виде и гораздо реже - в традиционном виде.

Еще одним прообразом товарного знака являлись всевозможные торговые вывески, а также вывески, говорящие о предоставлении платных услуг, например, ночлега и пищи. В развалинах древнеримского города Помпеи был обнаружен особый знак, изображающий пять свиных окороков, расположенных в ряд и служивших вывеской мясной лавки.

Кузнецы ставили возле своей кузницы шест с колесом наверху. Городские портные, сапожники, парикмахеры выставляли на примитивных витринах атрибуты своего ремесла, а над входной дверью вешали большие бутафорные изображения туфель, сапог, ножниц, иголок с ниткой, имеющие объемную форму, в виде силуэтов или рисунков.

В Англии c XIV по XIX век сложились типичные рекламные знаки-символы: бутылки с подкрашенной жидкостью у аптекарей; шест с красными и белыми лентами у парикмахеров; три куска сахара у бакалейщиков; три шара у ростовщиков; изображение шотландца в национальной одежде у табачников.

В дальнейшем на вывесках появляются слова и знаки, указывающие на профессию, характер продаваемого товара, имя хозяина и его компаньонов и прочая информация.

Прообразы современного товарного знака и его близкие "родственники" имеют свои специфические черты и функции.

Тамга - знак принадлежности, знак личной, групповой или коллективной собственности выделяющий ее из других аналогичных предметов и сигнализирующий об ее охране.

Клеймо - знак авторства индивидуума, группы лиц или корпорации, которым метился продукт произведенный для продажи (товар); символ - подтверждающий определенные качественные характеристики товара, вызывающий к нему устойчивое во времени доверие потребителей.

Рекламный символ - изобразительный знак, служащий для привлечения клиента и для информации относительно деятельности предпринимателя, не сообщающий о качестве товара и не дающий гарантий.

Знак обслуживания - изобразительный, графический или комбинированный символ, гарантирующий высокое качество обслуживания, привлекающий клиента, информирующий о характере услуг.

Торговая вывеска - изобразительный, словесный или комбинированный знак, информирующий о наличии товара или об оказании услуг, иногда гарантирующий их качество.

Название фирмы (фирменное имя) - слово, буква или их сочетание, которые могут читаться и произноситься.

Фирменный знак - символ, рисунок или особый отличительный знак, иногда особый цвет или обозначение.

Марка (товарная марка) - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг других продавцов.

Марочное название (эмблема) - часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например, символ, изображение, отличительная окраска или специфическое шрифтовое оформление.

Товарный знак - марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и марочным знаком.

Торговый образ - персонифицированная торговая марка, закрепляющая ассоциацию положительного образа фирмы с хорошими качествами товаров и/или услуг.

Авторское право - исключительное (эксклюзивное) право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Таким образом, исторически товарный знак сложился как особый символ товарной собственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и обязанность нести убытки за поставку некачественного товара. Это уже не только знак авторства и не только информация о характере продаваемого товара, но абстрагированный от него знак, являющийся интеллектуальной собственностью владельца. Поэтому товарный знак имеет материальную ценность и у процветающих компаний может стоить миллионы или даже миллиарды долларов США. Неощутимый материально, товарный знак в ряде случаев дает его владельцу ряд материальных преимуществ, создавая ему высокую репутацию.

Вместе с тем, товарный знак (ТЗ) – явление, несущее в себе противоречивые элементы:

1) с одной стороны, ТЗ - центральная часть любой рекламы, а с другой стороны, ТЗ сам постоянно нуждается в рекламе;

2) с одной стороны, ТЗ побуждает потребителя к покупке данного вида товара, а с другой стороны, при умелых действиях с помощью ТЗ фомирующийся спрос на новые товары, в том числе даже находящиеся на этапе разработки.

Таким образом, тем самым товарный знак участвует в реализации цепи обратных связей в рыночной среде, так как фирма знающая цену своему имени никогда не выбросит на рынок товар предварительно не исследованный и не опробованный со всех сторон. Товарный знак, в любой его форме, сам по себе ничто, но он обретает экономическую и юридическую силу, соединившись с рекламным товаром, и становится стимулом повышения его качества и престижа. В то же время для покупателя товарный знак - движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества.

История товарных знаков насчитывает сотни лет, однако, широкое распространение товарные знаки в виде близком к современному получили лишь в XIX веке. Причинами широкого распространения товарных знаков к концу XIX века являются:

1) промышленная революция, в результате которой стало развиваться массовое производство товаров;

2) в среде предпринимателей окончательно сформировалось восприятие ТЗ как предметов интеллектуальной собственности;

3) в связи с массовым выпуском однородных товаров появляются новые рыночные сегменты и ниши;

4) рост конкуренции;

5) начинается борьба за продвижение товаров на рынок;

6) развивается институт посредников.

Следовательно, в связи с этим возникает необходимость в правовой охране товарных знаков фирм и корпораций.

Юридическая и правовая защита товарных знаков.

Еще на рубеже XVIII-XIX веков во Франции начали применять уголовные санкции за подделку товарного знака. В XIX веке уже во всех наиболее развитых странах мира были приняты законы об охране товарных знаков: во Франции - в 1857 году, в Италии - в 1868 году, в США - в 1881 году, в Англии - в 1883 году, в Германии - в 1894 году, в России - в 1895 году, т.е. еще более 100 лет назад. Кроме того, в 1891 году было заключено Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков.

После принятия законов об охране товарных знаков в ведущих странах товарные знаки стали предметом особой заботы тех хозяйственных субъектов, которые поняли их важность при отходе от чисто сбытовой концепции и переходе к продвижению товаров на рынки сбыта при помощи появившейся маркетинговой концепции ставящей на передний план потребности покупателей.

Распространенные в конце XIX и начале XX века относительно сложные для восприятия изображения с практически обязательным применением фамилий основателей предприятий в настоящее время воспринимаются как анахронизмы. Однако многие из старых товарных знаков охраняются до сих пор и пользуются заслуженным уважением потребителей. К их числу можно отнести, например, знаки американских фирм "Кодак" (фотокамеры), "Кока-Кола" (напиток), "Жилет" (лезвие для бритья), "Айвори" (мыло).

В настоящее время в мире ежегодно регистрируется в среднем около 750 тысяч товарных знаков, на мировом рынке используется около 20 млн. товарных знаков, из них в США действует более 1 млн. знаков, в Японии - 1 млн., в Европе более 3 млн., в странах СНГ - более 100 тысяч. В экономически развитых странах в условиях конкурентной борьбы маркируется от 60% до 80% всех изделий, выпускаемых промышленностью.

В последние годы ведущие фирмы мира практикуют выпуск так называемых "белых" товаров, то есть товаров, маркированных товарными знаками не производителя, а торговых предприятий. Доля таких товаров в некоторых странах колеблется в среднем около 6%, а по отдельным группам товаров достигает 50%.

Решение вопросов разработки товарных знаков, их правовой охраны, эффективного использования при рекламе и продвижении товара требуют значительных сил, квалификации и опыта. Поэтому подобные работы часто ведут специализированные организации и фирмы. В Англии, например, 94% всех фирм пользуются услугами организаций, специализирующихся на вопросах, связанных с товарными знаками. К таким услугам относятся составление банка данных товарных знаков и соответствующий поиск, разработка товарных знаков при помощи компьютеров, создание новых товарных знаков в комплексе с фирменными наименованиями, оформление заявочных материалов, оказание консультаций в этой сфере.

В России также имеются подобные организации, осуществляющие аналогичный комплекс услуг.

Правовое обеспечение товарных знаков во всем мире постоянно пересматривается и совершенствуется. В Российской Федерации в 1992 году также принят новый Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (от 23 сентября 1992 года).

Много внимания в современной практике уделяется юридической защите товарных знаков. Выработаны соответствующие семантические обозначения (предупредительная маркировка), подтверждающие правовую охрану знаков. Стоящая справа и наверху в кружке буква F, звездочка или буква R обозначает, что это товарный знак и что он зарегистрирован. Международный индекс F при этом используется для корпоративных товарных знаков. Иногда используют и обозначения ТМ, в случае когда знак ожидает регистрации, в тех странах, где регистрация требует значительного времени. В ряде специфичных случаев, связанных с авторским правом и копированием, применяются буквы С и Р. Тем не менее не все товары, в особенности на внутреннем рынке, маркируются. Даже в такой развитой в промышленном отношении стране, как США, около 3% товаров поступает в продажу без товарных знаков (мука, соль, хлеб).

Мировая практика законодательства, связанного с товарными знаками, показывает наметившееся стремление большинства стран к выработке единого подхода к вопросам охраны товарных знаков. В свою очередь это является отражением тенденции к интеграции экономик различных стран. В этой связи следует отметить:

1) постепенно формируется единый международный рынок товаров и услуг;

2) происходит стирание экономических границ между странами в ряде регионов;

3) широкий обмен товарами и технологиями приводится к выработке маркетологами общих методов продвижения товаров на международном рынке (которые приводили бы фирмы и корпорации к взаимному успеху).

Одним из главных путей достижения предприятиями разных стран общего успеха на международном рынке является успех их товарных знаков. Однако следует признать, что в настоящее время в ряде регионов имеются и обратные тенденции дифференциации рынка, ослабление экономических связей. В глобальном масштабе эта тенденция не главная, но в регионе стран СНГ весьма заметная и требующая внимательного рассмотрения и учета при разработке и проведении стратегических и маркетинговых программ.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Право на товарный знак охраняется законом.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Нарушение права владельца товарным знаком признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначение, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров.

Приоритет товарного знака в Российской Федерации устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство правильно оформленной заявки, а также на основе международных соглашений.

Заявка должна относится к одному товарному знаку и содержать:

1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя (физического или юридического лица), а также его местонахождение или место жительства;

2) заявляемое обозначение и его описание;

3) перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков.

К заявке прилагаются документ, подтверждающий уплату пошлины; и если заявка подается на коллективный знак, соответствующие документы.

На основании экспертизы и решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в течении месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков обслуживания Российской Федерации.

В Реестр вносятся следующие данные:

1) товарный знак;

2) сведения о его владельце;

3) дата приоритета товарного знака;

4) дата регистрации ТЗ;

5) перечень товаров, для которых зарегистрирован ТЗ;

6) другие сведения, относящиеся к регистрации ТЗ;

7) последующие изменения этих сведений.

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки, срок действия регистрации может продлеваться по заявлению владельца, каждый раз на десять лет. Выдача свидетельства на товарный знак проводится Патентным ведомством в течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...