Вопрос 2. Специфичные принципы специальной психологии
Наряду с философскими и общепсихологическими принципами специальная психология основывается на ряде принципов, имеющих более специфичное научное значение. Принцип комплексности (от лат. complexus — связь, сочетание) диктует необходимость сотрудничества специалистов разного профиля в обследовании детей с нарушениями в развитии. Каждый специалист фиксирует в нарушенном развитии ребенка и обосновании помощи ему те особенности, которые относятся к сфере его компетентности. Данные заносятся в профессиональную схему обследования (например, психологическую или медицинскую) и могут быть сведены в объединяющую таблицу, где находятся результаты обследования ребенка другими специалистами. Многомерное изучение ребенка с ОПФР обеспечивает тот совокупный результат, который позволяет выявить причины патологии, подойти к трактовке ее механизмов и обоснованию помощи. Реализация принципа комплексности на практике означает, что специалисты разного профиля должны приступать к оказанию помощи детям с ОПФР совместно и действовать параллельно, согласовывая решения взаимосвязанного круга задач. Принцип системного структурно-динамического изучения. Выделенный принцип базируется на идеях Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др. о системном подходе в психологии. Каждая система предполагает наличие системообразующего основания, объединяющего входящие в нее элементы как относительно однородные. Необходимым признаком системы является определенная связь между составляющими ее элементами. Согласно системному подходу, любое психическое явление имеет разнообразную детерминацию. Детерминанты могут выполнять функцию причин, условий, предпосылок и опосредующих звеньев. Соотношение между этими связями подвижно: детерминанта, играющая роль предпосылки, в других случаях может оказаться причиной или опосредующим звеном. Движение, или смена причинных факторов носит закономерный характер и составляет необходимое условие развития. Таково общее содержание принципа системного структурно-динамического изучения.
Исторически этот принцип связан с рассмотрением Л.С. Выготским дефектов в иерархии: выделением первичных, вторичных, третичных дефектов. Взгляды Л.С. Выготского в значительной степени предопределили системный подход к изучению аномального ребенка, необходимость поиска связи между разными этапами психического развития и обязательность изучения влияния отдельных нарушений на развитие в целом. Принцип системного структурно-динамического изучения требует определить иерархию в нарушении психического развития, а также проанализировать каждую из составляющих деятельности ребенка (мотивацию, ориентировку, исполнение и контроль результата). Нарушение психических процессов может обусловливаться патологией различныхзвеньев их структуры и проявляться на различных этапах психической деятельности. Поэтому при психологическом изучении ребенка важно установить не только нарушения деятельности и психических процессов, но и то, какие звенья в их структуре оказались неполноценными. Для выяснения подлинных причин, вызывающих затруднения в выполнении тех или иных заданий, нужно вводить в них изменения, чтобы проследить, какие условия усложняют выпол нение задания, а какие способствуют компенсации дефекта. Такой структурно-динамический анализ имеет место, в частности, при нейропсихологическом исследовании нарушений. Принцип качественного анализа предполагает сосредоточение внимания исследователя на действиях ребенка по выполнению задания и его поведении во время обследования (способах выполнения задания и принятия решения, типе ошибок, отношении ребенка к своим ошибкам и замечаниям взрослых) в отличие от фиксирования только на результате.
Качественный анализ позволяет выяснить, с каким уровнем организации психической деятельности связан дефект. Такой анализ дает возможность определить, является ли некий симптом признаком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта. Качественный анализ не противостоит анализу количественному, количественные показатели только уточняют его. Количественный анализ, применяемый чаще всего в тестировании, недостаточно информативен в плане прогноза, поскольку отражает нарушения в развитии лишь с негативной стороны, не давая представления об отношении дефекта к резервам развития. На самом деле количественный и качественный анализ суть составные части единой психодиагностической стратегии, результаты каждого из них приобретают ценность только при включении в общую информационную картину. Таким образом, обе категории психологических данных могут дополнять друг друга, обеспечивая платформу для решения практических задач. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры: - отношение к ситуации обследования и заданиям; - способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий; - соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; - продуктивное использование помощи взрослого; - умение выполнять задание по аналогии; - отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений. Сравнительный принцип, смысл которого состоит в следующем: эмпирические данные, полученные в эксперименте или наблюдении, оцениваются как научно валидные лишь в случае их сравнения с аналогичным фактическим материалом, воспроизведенным на сопоставимой выборке нормально развивающихся детей. Это условие необходимо, но не достаточно. Сравнительный принцип подразумевает также сопоставление данных, полученных на конкретной группе детей, с аналогичными результатами исследований, проведенных на детях с иной формой нарушения.
При всей формальной простоте техническая реализация этого принципа может быть сопряжена с методическими трудностями. Соотнести полученные в сравнительном исследовании результаты возможно лишь при идентичности исследовательской процедуры, используемой в работе с разными группами детей. В противном случае подобное сопоставление некорректно. Добиться такого рода методической идентичности бывает весьма сложно, ибо одна и та же конкретная методика, пригодная в работе с одной группой детей, может быть совершенно невалидна по отношению к другой. Внесение же модификаций ставит под сомнение саму возможность сравнения результатов. Принцип выявления и учета потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий. Принцип раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение. Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|