Задачи, стоящие
перед учителем-логопедом
| Задачи, стоящие
перед воспитателем
|
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
| 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
|
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
| 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
|
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
| 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
|
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
|
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
| 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
|
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
| 6. Расширение кругозора детей
|
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
| 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
|
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
| 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
|
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
| 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
|
10. Развитие фонематического восприятия детей
| 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
|
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
| 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
|
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
| 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
|
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения
| 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
|
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
| 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
|
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
| 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
|
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
| 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
|
- установки «Образовательной программы детского сада» и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
- психологические и возрастные возможности детей данных категорий.
Нормативный срок освоения программы два года.
Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.
2-ой период - 15
3-ий период – 16
2-ой период - 17
3-ий период - 17
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.