Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследоватеьская деятельность как необходимое условие формирования исследовательских умений и навыков учащихся




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, связанные с переходом экономики от сырьевой к интеллектуальной, вызвали необходимость формирования новых центров разработки передовых технологий, создания инновационных предприятий, развития фундаментальной и прикладной науки. Это требует «дух новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий» и оказывает влияние на систему образования.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует готовить учащихся к решению задач учебно-исследовательской деятельности на основе информационно-знаниевой модели образования.

А.В. Усоновой, А.А. Бобровым, Л.Д. Шабатовой, О.П. Бажара, Л.Б. Гаспаровой, Н.И. Мокрицкой, Е.И. Барчук, А.Н. Кулевым, С.Ф. Борисовым и другими ученными предложены методики формирования исследовательских умений и навыков в рамках лабораторного практикума

Ряд работ был посвящен методике организации учебно-исследовательской деятельности (А.Е. Айзенцон, Л.В. Масленникова и др.), в том числе с использованием «нестандартных» материалов и деталей (А.В.Ельцов, А.И. Бугаев, В.Г. Разумовский, Л.И. Анциферов и др).

И.А. Мамаевой, Ю.В. Леоновым, Л.Т. Прищепкой, Ю.В. Беховых, Л.А.Беховых, А.А. Левиным, Т.Г. Вагановой, Е.А. Семенюк и другими исследователями изучено повышение познавательной активности и развитие творческих способностей у учащихся в рамках практикума.

Не смотря на значительный интерес исследователей к формам организаций и содержанию лабораторного практикума по физике, вопрос о его реализации изучен недостаточно.

Потребностью в качественной подготовке учащихся к решению задач учебно-исследовательской деятельности и недооценкой возможностей формирования их исследовательских умений и навыков не только в старших классах, но и в средних, в частности, в рамках лабораторного практикума;

Потенциальными возможностями лабораторного практикума и недостаточной разработанностью его содержания и методики для формирования исследовательских умений и навыков каждого учащегося;

Необходимостью диагностики формирования исследовательских умений и навыков учащихся и неопределенностью их структурного состава.

Эти противоречия обусловили актуальность исследования, тема которого: «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в рамках лабораторного практикума.

Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопросы:

- Каковы возможности лабораторного практикума для формирования исследовательских умений и навыков учащихся?

- Каковы содержание и средства лабораторного практикума, способствующие формированию исследовательских умений и навыков у учащихся?

- Какой должна быть диагностика сформированности исследовательских умений и навыков учащихся?

Объект исследования - процесс подготовки учащихся в средней школе.

Предмет исследования – содержание и средства формирования исследовательских умений и навыков учащихся в рамках лабораторного практикума.

Цель исследования состоит в обосновании и реализации содержания формирования исследовательских умений и навыков в рамках лабораторного практикума.

В соответствии с целью и предметом исследования был поставлен для решения ряд задач:

- Исследовать целесообразность и возможность формирования исследовательских умений и навыков учащихся в рамках лабораторного практикума.

- С целью формирования исследовательских умений и навыков учащихся разработать средства исследований, проводимых в рамках лабораторного практикума.

- Выявить структурный состав и показатели сформированности исследовательских умений и навыков учащихся средней школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: аналитико-синтетическое рассмотрение философской, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и нормативных документов, посвященных проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, обобщение положительного опыта преподавания; моделирование учебного процесса, анализ и общение экспериментальной работы.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА

 

Исследоватеьская деятельность как необходимое условие формирования исследовательских умений и навыков учащихся

 

 

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути

Решение данной задачи в настоящее время связано с реализацией идей компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Р. Уайт, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, Л.К. Гейхман, В. Гутмахер, Г.Ц. Щедровицкий, Д. Мертенс, Б. Оскареон и другие).

Репродуктивные технологии обучения создают фонд, без которого нельзя приобрести опыт исследовательской деятельности, это фонд знаний, умений и навыков. Однако с помощью только репродуктивных технологий невозможно выписать творческую личность с высоким уровнем сформированности исследовательских умений и навыков. В современной педагогике и психологии по «вопросу о влиянии уровня развития интеллекта на возможность достижения социально значимых результатов в творческой деятельности преобладает точка зрения, которая названа пороговой теорией»

Суть данной теории заключается в существовании коэффициента интеллектуальности. Более высокий и менее высокий уровень развития интеллекта не содействуют творческим достижениям человека. Отсюда напрашивается вывод о необходимости применения репродуктивных технологий, для накопления знаний и приобретения умений, но в таком количестве, чтобы не превратить процесс обучения в машинальное заучивание, так как полученные формальным путем знания обучаемый не сможет применить в дальнейшем на практике. Для приобретения исследовательских умений и навыков учащимся необходимо научиться решать новые для них проблемы, то есть, необходима организация процесса обучения с использованием активных технологий, одной из которых является учебно-исследовательская деятельность. Поэтому считаем необходимым рассмотреть возможность и организации учебно-исследовательской деятельности на лабораторном практикуме.

Полное и развернутое определение понятию «исследовательская деятельность» дано И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, которые, считали исследовательскую деятельность специфической человеческой деятельностью, отмечают:

- она регулируется сознанием и активностью личности и направленна на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей;

- продуктом ее является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели;

- она обладает конкретными способами и средствами действий, связанных с постановкой проблемы, выделением объекта исследования, проведением эксперимента, описанием и объяснением фактов, созданием гипотезы, проверкой полученного знания.

Исследовательская деятельность предполагает, что знать необходимо все то, что уже достигнуто в данной области знаний, а уметь – всегда следует самому добывать новые знания, умение применить на практике методы научных исследований, получить новые научные знания самостоятельно.

В нашем исследовании речь идет об исследовательской деятельности, включенной в учебный процесс, то есть об «принципиально учебно-исследовательской деятельности», учебно-исследовательской работе».

Г.А. Русских понимает под учебно-исследовательской деятельностью самостоятельный труд учащихся, выполняемый с использованием собственного опыта и профессионально-творческого опыта руководителя.

В своем исследовании мы придерживаемся мнения Г.А. Бордовского, который считает, что при проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятия в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании, независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом главная цель учебного исследования, с функциональной точки зрения, принципиально отличается от таковой в сфере науки. В сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, а в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активации личностной позиции к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.

М.Н. Поваляева считает учебно-исследовательскую деятельность, совокупностью действий, носящих поисковой характер и направленных на открытие новых фактов, теоретических знаний и способов деятельности должна быть двоякой:

со стороны учащегося – это активная образовательная продуктивная работа проблемно-поисковой направленности, основанная на его серьезной мыслительной деятельности, одним из основных результатов который является приобретение специальных умений;

со стороны педагога – это учебная технология, нацеленная на формирование у учащихся исследовательских умений и навыков, являющихся средством развития их самодеятельности в учебно-исследовательском труде.

А.В. Леонтович и Д.Л. Монахов учебно-исследовательскую деятельность рассматривают как разновидность образовательной деятельности, особенностью которой является использование методологии научного исследования «большой науки». Суть ее сводится к сопоставлению данных, взятых из первоисточников, их творческий анализ и собственные выводы. Авторы считают исследовательскую деятельность учащихся образовательной технологией.

И.М. Агибаева учебно-исследовательскую работу учащихся подготовительным этапом к проведению на высоком уровне научно-исследовательской работы. Основой ее задачей является ознакомление учащихся с современными методами научного познания, формированием умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, повышением их активности и самостоятельности в учебном процессе, средством развития творческих способностей учащихся.

В.К. Крахоткиной исследовательская работа учащихся рассматривается как эффективное средство формирования умений и навыков самостоятельной работы, потребности в самообразовании, совершенствовании качества профессиональной подготовки будущих специалистов, подготовки их к активной творческой деятельности. При этом автором подчеркивается, что в учебных исследованиях должны принимать участие все учащиеся, элементы исследования должны присутствовать при изучении всех дисциплин, исследовательские знания должны выполняться не только в курсовых и дипломных работах, и на лабораторном практикуме.

Разнообразие подходов к учебно-исследовательской деятельности, выраженное в рассмотренных определениях, позволяет ее оценить как образовательную технологию, средство оформления исследовательских умений и навыков самостоятельной работы, работу проблемно-поисковой направленности, подготовительный этап к научно-исследовательской работе, форму образовательной деятельности, действия поискового характера, самостоятельной труд, специфическую человеческую деятельность.

По В.А. Андрееву, «учебно-исследовательская деятельность – это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность учащихся, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которых доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и навыки».

Данное В.И. Андреевым определение «учебно-исследовательской деятельности» наиболее подходит для нашего исследования, поэтому в дальнейшем будем на него опираться, считая, исследовательскую деятельность необходимым условием формирования исследовательских умений и навыков учащихся.

В.Ф. Балашова готовность учащихся к учебно-исследовательской деятельности рассматривает в совокупности следующих компонентов:

- мотивационном, проявляющемся в основании значимости знаний о учебно-исследовательской деятельности, наличии положительного мотива к занятию учебно-исследовательской деятельностью, личностного смысла в учебно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью собственной учебно-исследовательской деятельностью;

- ориентационном, включающим в себя представление о логике и этапах учебного познания, структуре учебного исследования, этапах учебно-исследовательской деятельности, экспериментальных основах изучения исследуемых объектов, способах получения и обработки результатов;

- деятельностном, определяющем умения планировать и реализовать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств и методов для проведения исследования, делать выводы;

- рефлексивном, предполагающем способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и установлению их причин.

Так, К.П. Ягодовский, исключительный сторонник применения исследовательского метода в естествознании, писал: «никто, сколько-нибудь близко стоящий к вопросам образования, не может себе представить возможность сообщить учащимся все знания исключительно методом непосредственно исследовательского разрешения всех научных вопросов, всех научных систем».

В.И. Андреев считает, что границы применения исследовательского метода зависят от развития умений и навыков учащихся; от учебного материала; времени; уровня методической подготовки преподавателя и его теоретических способностей.

Лабораторный практикум призван развивать навыки работы с современными оборудованиями, формировать экспериментальные и исследовательские умения, закреплять знания, полученные на уроке или из книг и т.п. Однако, если не внести в него творческий элемент, образуется проблема в исследовательской деятельности при обучении, что приведет к низкому уровню сформированности исследовательских умений и навыков учащихся. Исследовательские умения и навыки принято формировать в основном в старших классах. Однако существуют психолого-педагогические основания того, что более ранние стадии формирования исследовательских умений и навыков не только важны, но и приведут к большей их глубине, полноте и более прочному закреплению. Поэтому необходимо организовать на лабораторном практикуме исследования, разумно сочетающиеся с репродуктивными формами обучения.

Таким образом, анализ литературы показал, что в учебно-исследовательскую деятельность не только возможно, но и необходимо включать в процессе проведения лабораторного практикума (с помощью исследований), разумно сочетая с репродуктивными методами, тем самым формируя исследовательские умения и навыки.

Объектами деятельности учащихся являются физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы и функционирования, физические, инженерно-физические, физико-медицинские и природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг. Учебную деятельность, направленную на данные объекты, выполнять может субъект, у которого сформированы исследовательские умения и навыки.

Исследовательские умения и навыки учащихся могут определяться как способность и готовность личности самостоятельно и эффективно выполнять учебно-исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты и применять их на практике.

В образовательном стандарте указаны умения и навыки которые необходимо сформировать у учащихся.

Общепрофессиональные: способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1); способность применять на практике базовые навыки (ПК-2).

Учебно-исследовательская деятельность: способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование (ПК-3); способность использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4).

Научно-инновационная деятельность: способность применять на практике базовые знания теории и методов физических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5); способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6); способность формировать суждения о значении и последствиях своей учебной деятельности с учетом социальных, правовых, этических и природоохранных аспектов (ПК-7).

Организационно-управленческая деятельность: способность понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований (ПК-8); способность понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования (ПК-9); способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований (ПК-10).

Для разработки эффективной методики и диагностики формирования исследовательских умений и навыков необходимо произвести их классификацию, выделить показатели и уровни сформированности исследовательских умений и навыков, проанализировать репродуктивных и продуктивных познавательных процессов и рассмотреть вопрос, связанный организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся на лабораторном практикуме (с использованием исследований). Также необходимо выделить исследовательские умения и навыки, в основе формирования общекультурных и профессиональных умений и навыков учащихся. Эти вопросы будут рассмотрены в следующем параграфе нашего исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...