Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль экспериментальных творческих заданий в организации исследований в рамках лабораторного практикума.




 

Кардинальные изменения общественно-политической и социально-экономической жизни страны вызвали потребность в ученых, способных оперативно реагировать на вызовы времени и быстро меняющиеся условия труда. При этом важными факторами становятся новаторство во всех сферах общественной жизни, креативность, готовность к саморазвитию и самоактуализации. Воспитание таких ученых невозможно без создания в школах страны специальных педагогических условий, способствующих формированию высокого уровня исследовательских умений и навыков учащихся.

Исследовательские умения и навыки должны формироваться непрерывно при преподавании всех предметов школы, в том числе и на лабораторном физическом практикуме. Для нашего исследования необходимо выявить наиболее оптимальное основное средство формирования исследовательских умений и навыков на лабораторном практикуме.

Одним из способов овладения системой знаний и умений, развития мыслительных и творческих способностей является решение учебных физических задач. Выясним, является ли учебная физическая задача оптимальным средством формирования исследовательских умений и навыков.

В «Большом психологическом словаре» понятие «задача» отождеств- ляется понятием «проблема» и трактуется следующим образом:

- в широко распространённом смысле задача - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.

- в психологии задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использование адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи,[17, С.162]

В «Словаре русского языка», составленного С.И. Ожеговым, под задачей понимается упражнение которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п.» [89, C.175].

В «Большой Советской энциклопедии» дается следующее определение понятию «задача». «1) Поставленная цель, которую стремятся достигнуть; 2) поручение, задание; 3) вопрос, требующий решения на основе определенных знаний и размышлений; 4) один из методов обучения и проверки навыков учащихся, применяемых во всех типах общеобразовательных и специальных заведений» [16, С.l09].

В своем исследовании под задачей будем понимать вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.

Одно из первых определений физической учебной задачи дано С.Е.Каменецким и В.П. Ореховым. Оно является логическим определением, построенным через ближайшее родовое понятие «проблема» и выделение средств ее решения [145, C.6]. «Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики» [54, С.5].

А.В. Усова и Н.Н. Тулькибаева считают, что физическая учебная задача это ситуация, требующая от учащихся мысленных и практических действий на основе использования законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике, умениями применять их на практике и развитие мышления» [145, С.61]. Определение, данное авторами, раскрывает понятие физической учебной задачи через ближайшее родовое понятие «ситуация» и видовые отличия. Оно является наиболее подходящим для нашего исследования, поэтому в дальнейшем будем опираться на определение, данное А.В. Усовой и Н.Н. Тулькибаевой.

В литературе встречаются различные точки зрения на учебную физическую задачу формирования исследовательских умений и навыков.

К.П. Корнев и Н.Н. Шушарина утверждаю, что «любая физическая задача представляет собой модель того или иного физического процесса, и поэтому решение каждой задачи несет в себе элемент исследовательского характера. Естественно, исследовательский элемент, замечают авторы, представлен в различных задачах в разной степени»[60, С.283].

По мнению Т.В. Просвириной, «не каждая учебная задача может подготовить ученика к исследовательской деятельности. Такими задачами могут быть задачи творческой направленности. При решении этих задач с помощью исследовательского метода происходит творческое усвоение знаний. Одновременно при решении таких задач ученик овладевает методами учебного познания» [111, С.52].

В.Г. Разумовский указывает на то, что учащиеся часто владеют знаниями формально, т.е. могут пересказать материал учебника, подтвердить его своими примерами, решать тренировочные задачи, но затрудняются применять свои знания на практике, в новых условиях. Опыт работы автора показывает, что эти недостатки обучения в значительной мере можно устранить, если систематически давать учащимся творческие задачи, которые потребуют объяснить какие-то новые для них явления или найти способы достижения какого-то определенного эффекта на основе использования тех или иных физических закономерностей [115, С.61]

Мы согласны с учеными, считающими, что не каждая учебная физическая задача в полной мере формирует исследовательские умения и навыки. Для ответа на вопрос: «Какое средство является наиболее эффективным для формирования исследовательских умений и навыков?», необходимо проанализировать понятия «творческая задача», «познавательная задача», проблемная задача», «исследовательская задача».

По мнению Я.А. Пономарева, творческой задачей может быть названа любая задача, если у субъекта нет готовых средств ее решения [106].

И.Я. Лернер творческой считает ту задачу «действия, по решению которой не детерминируется или не полностью (неоднозначно) детерминируются какими-либо предписаниями, т.е. если решающему неизвестен алгоритм решения, и необходимо осуществить поиск, шаги которого заранее не даны» [76, С.8]

Н.М. Рогановский к творческим задачам относит все нестандартные и нешаблонные задачи [117].

A. Савенков [125], В.А. Шелонцев, В.А. Ждан, Н.А. Малонущенко [156] и др. подчеркивают, что творческие задачи, как правило, являются дивергентными задачами, то есть задачами, имеющими не одно, а множество решений, а также множество правильных ответов.

А. Савенков утверждает, что «люди, не склонные к творчеству, к исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Способность решать дивергентные задачи важнейшее условие успеха в творческой деятельности. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа» [125, С.15].

А.В. Перышкин, В.Г. Разумовский, В.А. Фабрика творческие задачи относят к особой группе, считая их наиболее приближенными по своей постановке к тем, с которыми человек встречается в практической деятельно- сти, в том числе и в исследовательской. Хотя творческими их можно назвать условно, утверждают авторы, так как они дают результат лишь субъективно, а не объективно новый [94].

И.Я. Лернер в своем исследовании также обращает внимание на то, что в результате решения творческой задачи учащиеся в большинстве случаев получают субъективно новый результат. Признание этого факта, утверждает автор, не мешает, а помогает в организации творческой деятельности при обучении [76].

Мы согласны с учеными (В.Г. Разумовский [115], И.Я. Лернер [76], В.И.Андреев [5] и др.), считающими, что получение субъективно нового ре-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...