Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организации как сферы человеческой деятельности




 

Хотя в соответствии с современными концепциями управления теория организации занимает в определённой степени подчинённое положение по отношению к теории управления (см. рис. 1.1.1), исторический анализ показывает, что как отдельная сфера деятельности теория организации появилась значительно раньше, чем теория управления. История показывает, что люди накапливали, систематизировали и хранили свой организационный опыт ещё с доисторических времён, по-видимому, со времён осознания первых форм группового поведения, восходящих к существованию стада протолюдей. Затем был переход от полигамной семьи к моногамной и к первичной семейно-родовой организации и т.п. Очевидно, что в этот ранний период, который по времени занимал более миллиона лет, особой потребности в навыках управления не было, поэтому они были чрезвычайно примитивными. Зато была огромная потребность в поддержании дисциплины и порядка, то есть в том, что позднее стало называться организацией или точнее организовыванием. На этой основе стали возникать первобытно-родовые (первобытно-общинные) структуры социально-экономических организаций, в которых из поколения в поколение передавался опыт предков, выражаемый в виде различных максим и императивов, нередко обобщаемый в различные мистико-религиозные формы.

Накопление организационного опыта в ту эпоху происходило стихийно без определённых связей и последовательности. Поэтому в литературных источниках, дошедших с древнейших времён до современности, можно увидеть достаточно странное для нас нагромождение самых разнородных элементов: правил культуры и гигиены; политические, юридические, экономические и технологические советы; правила постройки зданий вперемежку с рекомендациями по скотоводству и земледелию; теории об устройстве мира (космогония) – с этическими нормами, этнографией и географией; гимны богам – с кулинарией и т.п.

Однако по мере становления государственных образований в виде большей частью рабовладельческих монархий стали складываться достаточно стройные организационные структуры иерархического типа, в которых уже присутствовали все элементы управления. Здесь необходимо отметить тот факт, что, если вопросы организации в таких государствах носили объективный характер, то есть государственные структуры и система связей между ними существовали объективно, то вопросы управления, как правило, носили мистический и религиозный характер. Именно такая система управления существовала в Древнем Египте, где, прежде чем стать государственным чиновником-менеджером, сначала надо было стать жрецом. История не сохранила каких-либо имён людей этой эпохи.

Напротив имена древнегреческих мыслителей, внёсших значительный вклад в развитие общих вопросов теории организации, широко известны:

· Пифагор (570-497 гг. до н.э.) много размышлял над понятиями целого и его части и их взаимосвязи и которое позже через 2-е тысячи лет назовут принципом холизма;

· Гераклит (520-460 гг. до н.э.) искал первопричину всеобщего ритма и гармонии или, говоря современным языком – всеобщей организованности в условиях непрерывных изменений («всё течёт, всё изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

· Сократ (469-399 гг. до н.э.) пытался сформулировать законы наилучшего устройства человеческого общества, за что был приговорён к смертной казни;

· Платон (428-348 гг. до н.э.) в своём трактате «Государство» описывает пять форм организации государственного устройства: аристократию, то есть правление «лучших людей»; олигархию, то есть власть немногих сильных и богатых; тимократию, то есть власть худших и корыстных; тиранию, то есть насильственная власть одного лица; демократию, то есть власть всего народа;

· Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – выдающийся философ древности, воспитатель знаменитого царя Александра Македонского и создатель понятия «экономика» сформулировал не только свою систему государственного устройства, но и систему организации человеческих знаний; заложил основы понятия о самоорганизации, о детерминизме и индетерминизме и многом другом, что не утратило своего значения до сих пор.

Следует отметить, что перечисленные древнегреческие мыслители, а также один из раннехристианских авторов – Блаженный Августин (384-430 гг.) даже не пытались создать какую-либо общую теорию организации. Все их усилия сводились к желанию уловить явно существующую в окружающем мире тенденцию к взаимосвязанности, к организованности.

Эти попытки продолжались и в эпоху Средневековья, когда в XIII веке Фома Аквинский (1225-1274 гг.), а позже в XVI веке Д. Кардано (1501-1576 гг.) и Л. Молина (1535-1600 гг.), развивая учение Аристотеля об индетерминизме, пришли к пониманию случайности в окружающем мире. Р. Декарт (1596-1659 гг.) и Ф. Бэкон (1561-1626 гг.), пытаясь развить теории Аристотеля, пришли к пониманию рационализма, то есть того, что окружающий мир должен быть устроен в определённом смысле наилучшим образом. Ещё позже Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) предложил добиваться рационализма в социальной сфере путём заключения «общественного договора», который бы, по его мнению, улучшил организацию общественной жизни.

Труды Н. Коперника (1473-1543 гг.), Д. Бруно (1548-1600), Г. Галилея (1564-1642 гг.), Й. Кеплера (1571-1630 гг.) и других мыслителей эпохи Возрождения создали фундамент, подведший И. Ньютона (1643-1727 гг.) к формированию концепции «классического детерминизма», то есть к пониманию причинно-следственных связей всего со всем в природе. Столетием позже благодаря работам А. Лежандра (1752-1833 гг.), К. Гаусса (1777-1855 гг.), П. Лапласа (1749-1827 гг.), П. Пуассона (1781-1840 гг.) и других была сформулирована концепция «стохастического детерминизма», предполагающего вероятностные связи всего со всем. Осознание детерминизма только усилило интерес к выявлению всеобщей организованности в мире. В частности, Ч. Дарвин (1809-1882 гг.) использовал эти идеи во второй половине XIX столетия при формулировании своей «теории происхождения видов», а фактически теорию происхождения организации особого типа.

В социальной сфере подобно сфере естественнонаучной также шёл активный поиск общих принципов формирования организации. Наиболее яркое проявление этих процессов произошло в «мировом кооперативном движении». Основоположниками этого движения считаются Р. Оуэн (1771-1858 гг.) и Ш. Фурье (1772-1837 гг.). Центральной идеей кооперативного движения было справедливое устройство общества на основе равных возможностей и равной доступности власти, богатств и всего другого для рядовых людей. Были и отечественные исследователи этих вопросов. Из них наиболее известны М. И. Туган-Барановский (1865-1919 гг.), опубликовавший в 1916 году книгу «Социальные основы кооперации», и А. В. Чаянов (1888-1937? гг.), вошедший в историю как первый в мире теоретик трудовых крестьянских хозяйств и получивший за это в СССР титул «певец кулачества». Между прочим, А. В. Чаянов вместе Н. Д. Кондратьевым (1892-1938 гг.) являются единственными отечественными экономистами ранней советской эпохи, на которых всегда ссылались и до сих пор ссылаются различные специалисты в Западном мире. Оба погибли в застенках НКВД по надуманным обвинениям.

Считается, что современный этап развития теории организации и теории управления начался с выходом в 1911 году в США основной работы Ф. Тейлора (1856-1915 гг.) «Принципы научного управления». В ней автор ввёл жёсткую регламентацию трудовых процессов, что позволило принципиально перестроить процессы производства продукции, снизив трудозатраты на неё в несколько раз. Над аналогичными вопросами в этот период работала супружеская пара Ф. Гилберт (1868-1924 гг.) и Л. Гилберт (? -1962 гг.) и Г. Гант (1861-1924 гг.), а также Г. Форд (1863-1947 гг.) – основатель всемирно известной автомобилестроительной корпорации. Также в США в 1924 году выходит книга А. Файоля (1841-1925 гг.) «Общее промышленное управление». Несмотря на своё название, основной упор в ней сделан не на управление, а на совершенствование организационных структур, которые автор, проработавший около двух десятков лет генеральным директором крупной горно-рудной компании, знал в совершенстве.

В нашей стране в этот период значительный вклад в развитие организационной науки внесли А. Богданов (1873-1928 гг.), А. Гастев (1882-1941 гг.) и П. Керженцев (1881-1940 гг.). Из них особо следует выделить А. Богданова – автора фундаментального труда по теории организации «Всеобщая организационная наука. Тектология.» (первый том вышел в 1912 году, второй – в 1917 году). В этой работе автор пытался создать общую теорию организации и при этом высказал целый ряд фундаментальных положений используемых до сих пор. Безвременная смерть А. Богданова в 1928 году и общая негативная обстановка, царившая в СССР в этот период, привели к полному забвению как автора, так и самого труда. Многие положения, присутствовавшие в этой книге, были заново сформулированы Н. Винером (1894-1964 гг.) в его знаменитой книге «Кибернетика», вышедшей в 1948 году, после чего стали всемирным достоянием.

Во второй половине XX века появились концепции синергетики (Ф. Хакен, г.р. 1927; И. Пригожин, 1917-2003 гг. и др.), общего эволюционизма (Н. Моисеев, 1917-2000 гг.), общей теории систем (Л. фон Берталанфи, 1901-1972 гг.; А. Уёмов, г.р. 1928 и др.), которые использовали определённые положения из работ А. Богданова и Н. Винера и значительно продвинули общие представления об организации и организованности.

Вместе с тем следует отметить, что существующие разработки, даже обладающие высокой степенью завершённости (законы и принципы организации, коммуникации, структуры и формы организаций, проектирование и трансформирование организаций, организационные культура и поведение и др.), пока являются достаточно разобщёнными и не составляющими общей теории. Отсюда можно сделать вывод, что законченной теории организации, позволяющей объяснять процессы, происходящие в организациях, и делать прогнозы их развития в настоящее время не существует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...