Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный цикл организации




 

Особенностью практически всех организаций является то, что рано или поздно они устаревают и, несмотря на их неизменное качество функционирования, к ним теряют интерес как свои члены, так и внешняя среда. Причин утраты интереса может быть много, но, как правило, главная среди них – это конкуренция со стороны других организаций, лучше отвечающих на запросы со стороны внешней среды и более эффективных в социальном и экономическом плане. В соответствии с этим положением любая организация в какой-то момент зарождается, затем развивается, добивается успехов, достигает зрелости, после чего стареет и, наконец, прекращает своё существование. Все перечисленные этапы и, возможно, некоторые ещё составляют жизненный цикл организации.

Жизненный цикл организации – это последовательность предсказуемых состояний, которые организация проходит, начиная с момента своего зарождения и до упадка и полного исчезновения.

Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом товара или услуги, которые она производит. Если организация начинает выпуск товара, к которому проявляют интерес потребители, то она быстро развивается. Пределом её развития является обеспеченность выпускаемым товаром всех, кому он нужен или доступен. После того, как все заинтересованные потребители удовлетворены, наступает стабилизация развития организации. Этот этап может длиться до тех пор, пока не появится товар-конкурент, который либо стоит меньше старого товара, либо является более функциональным (например, так произошёл переход с химической фототехники на цифровую). Но может в силу общего развития и вообще произойти отказ от некоторых товаров (например, так произошёл отказ от конных экипажей и всего, что связано с конно-гужевым транспортом). Таким образом, если продукция организации продаётся на рынке, то организация может рассчитывать на существование, если продаж нет, то организация стагнирует – приходит в упадок и, если не принять специальных мер (смена рынка, товара, технологий, сырья и т.п.), то она прекратит своё существование. Из приведённой концепции следует, что важнейшим показателем жизнеспособности организации является объём продаж её продукции. Высказанные положения проиллюстрированы схемой на рис. 1.3.3, которая носит качественный характер.

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рис. 1.3.3. Жизненный цикл организации

 

 

По вертикальной оси на схеме откладываются объёмы продаж, то есть фактически рыночную активность организации, доходы или расходы, которые эти продажи приносят. На горизонтальной оси изображено развитие этих процессов во времени. При этом можно выделить характерные этапы:

0 – 1 - этап зарождения идеи организации, которая будет выпускать конкретную продукцию; затем на этом же этапе идут процессы организационной, проектно-конструкторской и финансовой проработки; в этот период организация только создаётся и у неё нет продаж и, соответственно, доходов также нет, а расходы есть;

1 – 2 - этап начального выведения товара на рынок, на котором продажи хотя и есть, но они не покрывают всех расходов – идёт знакомство рынка с товаром; организация на этом этапе нередко продаёт товар себе в убыток;

2 – 3 - этап бурного роста объёмов продаж, который наступает, если рынок «принял» товар, то есть нашлась своя ниша; на этом этапе у организации появляются доходы, превосходящие расходы, то есть прибыль; организация начинает бурно развиваться;

3 – 4 - этап спокойного роста объёмов продаж, на котором прибыль увеличивается и организация продолжает развиваться;

4 – 5 - этап зрелости, на котором объёмы продаж и прибыль принимают максимальное значение и более не растут, то есть все, кому товар нужен и доступен его приобретают; обычно организация заинтересована, чтобы этот этап длился как можно дольше, так как именно на этом этапе происходит укрепление позиций организации на рынке и разрабатываются заделы на будущее;

5 – 6 - этап спада объёмов продаж и, соответственно, прибылей; в принципе жизненный цикл данного товара на этом этапе может закончиться, но это не означает, что заканчивается жизненный цикл организации и, если она чувствует, что не всё ещё потеряно, то может перейти к следующему этапу;

6 – 7 - этап дополнительных инвестиций, на котором за счёт прибыли, накопленной на этапах 2 – 6, организация может либо придать старому товару новые качества (модернизация, дополнительные свойства, современный дизайн, усиленная реклама, снижение цен и т.п.), либо сменить его на новый товар (из этой же товарной группы или принципиально новый), либо поменять свои рынки сбыта, либо вступить в какое-либо объединение с другими организациями, либо предпринять ещё какие-либо шаги по продлению своего жизненного цикла; следует подчеркнуть, что данный этап всегда связан с расходами;

7 – 8 - этап повторного роста объёмов продаж и появления прибыли у организации, как следствие инвестиций на предыдущем этапе;

8 – 9 - этап повторной зрелости, на котором обычно объёмы продаж и прибыли не превосходят соответствующих значений на этапе первой зрелости, если это модернизированный старый товар, если товар или рынок совершенно новый, то всё может быть наоборот;

9 – 10 - этап повторного спада объёмов продаж и прибыли, на котором организация старается выжать из товара всё, что можно и прекратить его выпуск; впрочем, бывают случаи, когда вновь и вновь делаются дополнительные инвестиции в сам товар, в технологии его производства, в новое сырьё, в маркетинг и т.п., в результате чего и вновь и вновь реанимируется интерес к нему покупателей и жизненный цикл организации продолжается.

Повышенный интерес к концепции жизненного цикла организации на современном этапе объясняется рядом причин:

· средняя продолжительность жизни конкретных организаций стала быстро сокращаться, так как вследствие ускорения научно-технического прогресса на рынках постоянно растет количество товаров-конкурентов и товаров-заменителей; также вследствие процессов глобализации и регионализации идёт ускоренное перемещение капиталов по всему миру и концентрация их в новых местах, что, соответственно, ведёт к массовому умиранию старых организаций и возникновению новых;

· эффективность инвестиций на разных этапах жизненного цикла организации существенно отличается; наивысшая эффективность, как правило, наблюдается на этапах 2 – 3 и 3 – 4;

· отношение внешней среды к организации также сильно зависит от этапа жизненного цикла: на этапе 0 – 1, пока она себя ещё никак не проявила, нет сформированного к ней отношения; на этапах 1 – 2 и 2 – 3 отношение очень настороженное и даже враждебное; на этапе 4 – 5 отношение к организации как к «столпу стабильности»; на этапах 5 – 6 и 9 – 10 отношение можно сформулировать как «что можно заполучить от этой организации подешевле» и т.п.

Вообще жизненный цикл организации является достаточно важным показателем, демонстрирующим особенности развития страны, территории, отрасли и т.п. По нему можно судить о динамике экономических отношений, капиталов, товаров и т.п.

Вышеизложенный подход к жизненному циклу организации можно назвать «товарным». Есть другие подходы, в частности, ниже изложен подход, который можно назвать «управленческим»:

1. Этап предпринимательства, на котором организация находится в стадии становления. В это период формируется жизненный цикл производимого товара. Цели организации являются еще не четкими. В организации бурно развиваются творческие процессы. Члены организации – здесь они все попадают под категорию «отцы-основатели», демонстрируют преданность делу организации. Успешное прохождение этого этапа существенно зависит от имеющихся ресурсов.

2. Этап коллективности, на котором организация, уже прошедшая свой первый и самый опасный этап, фиксирует свои цели, начинает формировать структуры, вырабатывает миссию, философию и т.п. Члены организации демонстрируют высокие обязательства перед организацией, перед коллективом, но среди них уже кроме «отцов-основателей» есть и новички, При этом коммуникации сохраняются, как правило, неформальными.

3. Этап формализации управления, на котором упор делается на стабильность функционирования. При этом отрабатываются стандартные процедуры управления организацией. Формируются самостоятельные органы управления, возрастает роль высшего звена управления. Формализуются и отношения между членами организации – появляются руководители и подчинённые. Соответственно формализуются и коммуникации.

4. Этап выработки структуры. Поскольку наступила стабилизация деятельности, то совершенствуется структура. Увеличивает выпуск товаров, расширяются рынки сбыта, выявляются новые возможности развития. Механизм принятия решений децентрализован. Отношения между членами организации строго формализованы.

5. Этап упадка. Рынок насытился данными товарами, поэтому спрос на них падает. Идёт жёсткая конкурентная борьба. Высшее руководство основное внимание уделяет поиску путей выхода из кризиса: поиск новых рынков, новых товаров, партнёров и т.п. В организации растёт число конфликтов, идет сокращение штатов. К руководству нередко приходят новые люди, которые никак не связаны с «отцами-основателями» и старыми обязательствами. Поэтому они вводят жёсткий централизованный механизм принятия решений.

Встречаются в литературе и другие подходы к представлению жизненного цикла организации, отличающиеся разной степенью формализации, но, в принципе, не содержащие ничего нового по сравнению с двумя вышеизложенными подходами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...