Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Институт гуманитарных наук

 

Кафедра русской и общей филологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

_____________ О.Н. Кушнир

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История мировой (зарубежной) литературы:

История античной литературы

Направление подготовки

Филология»

 

Профиль подготовки

Русская филология

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

 

 

 

Сыктывкар 2016


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Блок дисциплин – Б1.Б.6.1

Объем дисциплины – 2 з.е. (72 час.)

Форма текущего контроля

Форма промежуточного контроля – зачет.

 

Распределение объема часов по дисциплине

 

Семестр Объем аудиторной нагрузки Объем самостоятельной работы
  общий объем лекции практические занятия лабораторные занятия  
  Очная форма обучения
        -  
  Заочная форма обучения
           
  Очно-заочная форма обучения
           

 

 


Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВО

Составитель рабочей программы ˗ доц., канд. филол. н. В.П. Ефименко

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

(протокол заседания от «29»августа 2016 г. №1)

 


Аннотация дисциплины

Основная цель изучения курса – составить представление о художественном своеобразии литератур Древней Греции и Древнего Рима, об истории античной литературы как о закономерном и исторически обусловленном процессе развития. Задачи курса – конкретно-исторический анализ основных этапов становления и эволюции древнегреческой и римской литературы, процесса зарождения и дальнейшего развития первых литературных родов и жанров, раскрытие художественного мастерства крупнейших античных поэтов и писателей.

 


Цель и задачи учебной дисциплины

Основная цель изучения курса - составить представление о художественном своеобразии литератур Древней Греции и Древнего Рима, об истории античной литературы как о закономерном и исторически обусловленном процессе развития.

Задачи курса – конкретно-исторический анализ основных этапов становления и эволюции древнегреческой и римской литературы, процесса зарождения и дальнейшего развития первых литературных родов и жанров, раскрытие художественного мастерства крупнейших античных поэтов и писателей.

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП

Курс «Истории мировой литературы» входит как учебная дисциплина в блок общепрофессионального цикла (Б.3) Федерального государственного стандарта ВПО, регламентирующего подготовку выпускников со степенью бакалавра по направлению 032700.62 «Филология», профиля «Отечественная филология».

Изучение данного курса тесно связано с литературоведческими дисциплинами основной образовательной программы, одновременно студенты изучают «Введение в литературоведение», «Основы филологии»» в последующем освоении ООП по филологии данная дисциплина будет полезна при изучении предметов в цикле «История русской литературы», а также «Теория литературы», соответствующих разделов таких дисциплин, как «Культурология», «Философия», «История искусств».

Для успешного освоения предмета студент должен представлять себе историю развития мировых цивилизаций, овладеть основами литературоведческого анализа.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

В результате освоения курса «История античной литературы» у выпускника, обучающегося по направлению «Филология» (профилю «Отечественная филология»), формируются следующие компетенции:

- способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

- способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1).

Результатом изучения курса должно стать усвоение хронологии основных фактов развития античной литературы, знание времени жизни и деятельности отдельных авторов (в пределах полувека), текстов произведений, выдающихся греческих и римских авторов.

В процессе изучения курса студент должен приобрести следующие умения и навыки:

Освоить основные теоретические понятия и литературоведческие термины, научиться их использовать при анализе художественных произведений и литературного процесса.

Уметь раскрывать литературный процесс в историко-культурном контексте античной эпохи.

Уметь раскрывать идейное содержание программных произведений, понимать особенности их художественной формы, определять их место в историко-литературном процессе.

Научиться пользоваться научной и справочной литературой, приобрести навыки ее реферирования и конспектирования при подготовке к практическим занятиям.

Научиться самостоятельно готовить к итоговому контролю ряд вопросов, не освещенных в ходе аудиторных занятий по курсу.

Уметь дать грамотно построенный, развернутый устный или письменный ответ в ходе проведения зачета по курсу.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Календарно-тематический план

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.

Наименование темы, раздела Количество часов по учебному плану
Максим. нагрузка студента Аудиторная работа Самост. работа  
Всего   В том числе
Лекций Практич.
1.Античное об-во и культура          
2.Греческая мифология          
3.Гомеровский эпос. Гесиод          
4.Ранняя греческая лирика          
5.Греческая драма и театр          
6.Греческая проза          
7.Литература эпохи эллинизма          
8.Греч.лит-ра пер-да римск. госп-ва          
9.Ранняя римская литература          
10.Лит-ра последн. века республики          
11.Литература «Золотого века»          
12.Поздняя римская литература          
Итого:          

 

Содержание дисциплины

Раздел 1. Древнегреческая литература

Введение. Античная литература – первая и древнейшая литература Европы, ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы. Античное общество и античная культура. Греческий полис.

Мифологический базис древнегреческой литературы. Синкретизм мифа. Эволюция мифологических представлений. Олимпийская религия. Боги – герои – люди. Местные предания и циклы мифов.

Проблема сохранности текстов, писчий материал (папирус и пергамент, свитки и кодексы, палимпсесты). Становление и закономерности развития родовых и жанровых форм.

I.1. Архаический период ( VIII – сер.VI в. до н.э.). Долитературный период. Основные виды устного народного творчества. Аэды и рапсоды. Гомеровский эпос. Мифы о троянской войне и крито-микенская история. «Илиада» - военно-героическая эпопея. «Одиссея» - героическая поэма странствий. Содержание и особенности композиции поэм. Художественный мир гомеровского эпоса и эпический стиль. Гекзаметр. Гомеровский вопрос. Гомер в России.

Генеалогический и дидактический эпос Гесиода. «Теогония» как попытка систематизации мифологии. «Труды и дни» - дидактическая поэма. Философский оптимизм и исторический пессимизм Гесиода.

Ранняя греческая лирика. Виды архаической поэзии (элегия, ямб, сольная и хоровая мелика, эпиграмма). Военно-патриотические элегии Каллина и Тиртея. Застольные элегии Мимнерма. Солон – государственный деятель и поэт. Общественный пессимизм в элегиях Феогнида. Элегический дистих. Элегии и ямбы Архилоха. Переосмысление гомеровских ценностей. Ямбический триметр и трохеический тетраметр.

Мелическая поэзия. Своеобразие лирики Алкея и Сапфо. Анакреонт и анакреонтика. Основные жанры хоровой мелики. Алкман. Миф и моралистические суждения. Эпическая тематика поэм Стесихора. Триада Стесихора. Симонид Кеосский и эпиграмматическая традиция. Эпиникии Пиндара. Драматизация мифа в дифирамбах Вакхилида.

I.2. Классический период ( V – IV вв. до н.э.). Происхождение драмы и ее виды: сатировская драма, трагедия, комедия. Греческий театр и организация театральных представлений. Композиционная структура драмы. Эсхил – «отец трагедии» и поэт эпохи становления демократии. Мифологизация истории в трагедии «Персы». Культурный герой в трагедии «Прометей Прикованный». Интерпретация мифа об Атридах в трилогии «Орестея».

Расцвет греческой культуры в «век Перикла». Творчество Софокла. Фиванский цикл мифов в трагедиях Софокла. Человек и судьба в трагедии «Царь Эдип». Драматический конфликт в «Антигоне». Нормативность героических образов и принципов общественного поведения. Поэтические средства в трагедиях Софокла (трагическая ирония, перипетия, узнавание, ретардация).

Кризис полисной идеологии во второй половине V века до н.э. Софисты и Сократ. Еврипид как «философ на сцене». Переосмысление мифологической традиции в трагедиях Еврипида. Приближение к быту и отход от нормативности в изображении человека. Возрастание психологизма и искусственные развязки конфликтов («бог из машины»). Дегероизация мифологического героя в трагедии «Медея». Критическое отношение к богам в трагедии «Ипполит». Роль интриги в трагедии «Ион».

Древняя атттическая комедия. Фольклорные истоки и обрядовый элемент в структуре комедии. Социально-политическая тематика в комедиях Аристофана. Тема власти и народа в комедии «Всадники». Критика софистической философии и проблема воспитания в комедии «Облака». Эстетическая и этическая проблематика в комедии «Лягушки». Первая социальная утопия в комедии «Птицы».

Греческая проза V – IV вв. до н.э. Историография, красноречие и философия. Философия истории и повествовательный стиль в «Истории» Геродота. Пелопоннесская война в «Истории» Фукидида. Научные и художественные принципы Фукидида. Мемуарно-исторические сочинения Ксенофонта («Анабасис»). Воспитание идеального монарха в «Киропедии».

Красноречие – судебное, торжественное (эпидейктическое) и политическое. Лисий и «аттицизм» в красноречии. Школа Исократа. Демосфен – политик и оратор. Речи Демосфена против Филиппа Македонского («филиппики»).

Проза первых натурфилософов (Левкипп, Демокрит). Учение Платона об идеях, роли искусства в жизни государства. Жанр диалога в творчестве Платона. Философский универсализм Аристотеля. Теория литературы в «Поэтике» и «Риторике» Аристотеля.

I.3. Эллинистический период ( III – I вв. до н.э.). Походы Александра Македонского и образование новых эллинистических государств и новых культурных центров.

Новые философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, киники, стоики, скептики). Новоаттическая комедия. Семейная и социальная проблематика в творчестве Менандра.. Первый образ мизантропа в комедии «Брюзга» («Угрюмец»). Гуманизм в комедии Менандра «Третейский суд». Мимиямбы Герода.

Библиотека и Музей в Александрии, их роль в становлении науки филологии. Единый греческий язык (койнэ). Новые литературные формы в эллинистической поэзии. «Причины» Каллимаха и жанр эпиллия в его творчестве. Интерес к рядовому человеку, повседневному быту, отказ от крупных форм. Человек и природа в идиллиях Феокрита. Любовная и посвятительная эпиграмма (Асклериад, Леонид Тарентский). Новые черты греческого эпоса в «Аргонавтике» Аполлония Родосского.

I.4. Период римского господства ( I – IV вв. н.э.). Поздняя историография и географическая проза (Иосиф Флавий, Аппиан, Страбон). Жизнеописания и моральные трактаты Плутарха. Жанр античной биографии. Философско-сатирическая проза Лукиана. Жанр диалога у Лукиана («Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых»). Псевдо-Лукиан («Лукий, или Осёл»). Греческий любовный и авантюрный роман (Лонг, Харитон, Гелиодор, Ахилл Татий).

 

Раздел 2. Римская литература

2.1.Ранний период (сер.III – сер.II вв. до н.э.). Население и языки Древней Италии. Римский фольклор и мифология. Ориентация на греческие образцы первых римских поэтов. «Латинская Одиссея» Ливия Андроника и традиция вольного перевода. Становление римского эпоса («Пуническая война» Гнея Невия). «Анналы» Квинта Энния и становление римского гекзаметра. Жанры римской драмы: тогата, паллиата, претекстата. Роль театра в культуре Древнего Рима.

Демократическая направленность творчества Плавта. Типические маски, буффонада, контаминация в паллиатах Плавта. Образ раба у Плавта («Псевдол»). Первый образ скупого в комедии «Клад» («Горшок»). Мотив близнецов («Менехмы»). Буффонный образ хвастливого воина («Хвастливый воин»). Использование вокальных номеров («кантики»), смешение черт римского и греческого быта, словесный комизм у Плавта.

Гуманизм в творчестве Теренция. Перерастание комедии в бытовую драму («Свекровь»). Проблемы воспитания молодежи («Братья»). Литературная критика в прологах Теренция.

2.2. Последний век республики (сер. II – сер.I вв. до н.э.). Становление жанра римской сатиры в творчестве Луцилия. Роль Цицерона в развитии литературы. Цицерон – оратор и философ. Учение о стилях речи. Жанр письма в творчестве Цицерона. Политическая и литературная деятельность Цезаря. Жанр «записок» в исторических сочинениях Цезаря. Саллюстий и жанр исторической монографии.

Философский эпос Лукреция. Натурфилософские идеи и эпикурейская этика в поэме «О природе вещей». Монументальность стиля и динамизм образов в поэме Лукреция. Литературное движение неотериков и поэзия Катулла. Ученые эпиллии и лирические стихотворения, послания друзьям и эпиграммы на противников.

2.3. Литература периода империи (втор. пол. I в. до н.э. – нач.I в. н.э.). Эпоха принципата Августа - «Золотой век» римской литературы. Идейные и художественные особенности исторического труда Тита Ливия «История от основания города». Творчество Вергилия. Жанр идиллии в «Буколиках». Поэма о сельском труде «Георгики». Миф и история в «Энеиде» Вергилия. Содержание и композиция поэмы. Эней как трагический герой. Психологизм в изображении страсти Дидоны и Энея. Вергилий и Гомер.

Темы и жанры поэзии Горация. Политические и лирические мотивы «эподов». Идеи стоицизма и преодоления суетной жизни в «сатирах». «Оды» Горация: политическая жизнь, любовь и дружба, идея «золотой середины». Ода «К Мельпомене» и мотив «памятника» в последующей европейской и русской поэзии. Мотивы стоицизма и эпикуреизма в «посланиях». Нормативная поэтика Горация в «Послании к Пизонам».

Жанр римской элегии. Поэтизация сельской жизни и протест против гражданских войн в элегиях Тибулла. Образ возлюбленной в элегиях Тибулла и Проперция. Традиции александрийских поэтов в римской элегии.

Творчество Овидия. Любовные элегии Овидия. Псевдодидактические поэмы о любви. Риторика и психологизм в сборнике «Героиды». Психологизация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Философский смысл и жанровое своеобразие поэмы. Овидий в изгнании. Тема одиночества и воспоминания о Риме в «Скорбных элегиях». «Письма с Понта».

2.3. Поздняя римская литература ( I – II вв. н.э.). Распространение идей стоицизма. Литературная деятельность Сенеки. Идеи Эпикура и стоической философии в трактатах и книге «Нравственные письма к Луцилию». Патетические трагедии Сенеки («Медея», «Федра», «Эдип», «Фиест»). Риторичность и однолинейность образов. Сцены жестокости и насилия как отражение времени правления Нерона. Трагедии Сенеки как драмы для чтения. Сатирико-бытовой роман Петрония «Сатирикон»: панорама упадка нравов и религиозного скептицизма. Баснописец Федр. Картины социальной несправедливости и стоическое понимание судьбы. Автор как философ-проповедник.

Эпиграммы Марциала: социальные и литературные темы. Ювенал – сатирик. Обличение нравов высшего общества и морально-философские темы.

Поздняя римская историография. «История» и «Анналы» Тацита. Критика императорского правления и республиканские идеалы. Драматизм повествования и выразительность образов. «Жизнеописание цезарей» Светония. Быт и нравы императорского Рима в занимательном повествовании.

«Метаморфозы,или Золотой осел» Апулея. Развитие и обогащение фабулы Псевдо-Лукиана. Основной сюжет и вставные новеллы. Идейно-философская концепция романа.

Судьба античного наследия в последующие века.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...