Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии

Содержание дисциплины реализуется через лекционные и практические занятия, внеаудиторную работу студентов, включающую:

- Чтение произведений художественной литературы, входящих в программу.

- Подготовку рефератов (по необходимости) по предлагаемым ниже темам.

- Конспектирование рекомендуемой научной литературы.

- Использование системы Интернет в процессе выполнения самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачета по дисциплине.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое применение интерактивных форм проведения занятий. Работа на практических занятиях проводится в форме опросов, коллективного обсуждения проблем, рассмотренных студентами самостоятельно в процессе выполнения домашнего задания, демонстрации и обсуждения выполняемых студентами заданий, решения тестов, коллективного комментирования литературных произведений и критической литературы.

 

Критерии и средства оценки результатов освоения учебной дисциплины

 

Самостоятельная работа студентов направлена на подготовку к сдаче зачета. Она заключается, прежде всего, в чтении программных произведений по предложенному выше списку. Контрольная письменная работа имеет форму теста и выполняется перед зачетом. Кроме того, в течение семестра контролируется посещаемость занятий. В результате успешного написания контрольной работы студент допускается к зачету.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

- Учебные аудитории с доской и мультимедийным оборудованием (компьютер, экран, проектор).

- Компьютерные классы с выходом в Интернет.

- Фонд художественной, научной и учебной литературы.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

1.Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

Гомер. Илиада. Одиссея.

Гесиод. Труды и дни.

Эсхил. Прометей Прикованный. Орестея (одну из пьес трилогии).

Софокл. Антигона. Царь Эдип.

Еврипид. Ипполит. Федра.

Аристофан. Облака. Лягушки.

Менандр. Брюзга (Угрюмец).

Лукиан. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Плавт. Клад (Горшок). Хвастливый воин.

Теренций. Свекровь. Братья. Самоистязатель (одну из пьес по выбору).

Вергилий. Энеида.

Овидий. Метаморфозы.

Сенека. Фиест.

Петроний. Сатирикон.

Апулей. Метаморфозы (Золотой осел).

 

Знакомство с остальными программными произведениями античной поэзии, художественной, исторической, ораторской и философской прозы возможно в объеме хрестоматий или антологий:

1)Хрестоматия по античной литературе: В 2 т./ Под ред. Н.Ф.Дератани. М., 1966 (и др. изд.);

2)Античная литература. Греция: В 2 т. / Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. М., 1989 (и др. изд.) и Античная литература. Рим / Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. М., 1988 (и др. изд.).

 

2.Учебники и пособия

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература Л., 1989 (и др. изд.).

Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1980 (и др. изд.).

Гиленсон Б.А. История античной литературы: В 2 кн. М., 2001.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983 (и др. изд.).

 

Никола М.Н. Античная литература: Практикум. М., 2001.

Античная культура: Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1996.

Ботвинник М.Н. и др. Мифологический словарь. М., 1985 (и др. изд).

Кун Н.И. Легенды и мифы Древней Греции (любое изд).

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980 (и др. изд.).

 

3.Дополнительная литература

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

Античный роман: Сб. статей. М., 1969.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992 (и др. изд).

Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе М., 1960.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.. 1987.

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

Дуров В.С. История римской литературы. СПб., 2002.

Дуров В.С. Художественная историография Древнего Рима. СПб, 1993.

Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. М., 1984.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Покровский М.М. История римской литературы. М., 2004.

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982 (и др. изд).

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.. 1978.

Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия. Л.. 1988.

Чистякова Н.А. История возникновения и развития древнегреческого эпоса. СПб., 1999.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. М.. 1979.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

 

 

Методические материалы

Методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Рекомендуется следующим образом организовать работу над курсом:

1) Сразу же после ознакомления с обязательным минимумом художественных текстов следует начать внимательное чтение произведений античных авторов и отдельных разделов хрестоматий или антологий, чтобы излагаемые в лекциях теоретические обобщения ложились на первоначально освоенный литературный материал.

2) Учитывая определенные трудности изучения предмета – незнакомые исторические и бытовые реалии, непривычные художественные формы – полезно кратко конспектировать прочитанные произведения, отмечая наиболее важные элементы содержания и характерные особенности формы.

3) После лекций по определенной теме для уточнения и закрепления материала желательно обратиться к соответствующей главе учебника либо рекомендованной преподавателем научной или научно-популярной работе.

Практические занятия

1.Греческая мифология (4 часа)

1.Основные этапы развития древнегреческой мифологии.

2.Олимпийская религия. Становление космоса согласно Гомеру и Гесиоду.

3.Боги – герои – люди. Мифы о Прометее, о Пандоре, о Геракле.

4.Местные предания и циклы мифов (фиванский цикл, миф об Атридах, миф об аргонавтах, троянский цикл) и их отражение в литературе.

Литература

1.Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1980. С.14-53.

2.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое изд.).

3.Парандовский Я. Мифология: Верования и легенды греков и римлян. М., 1971. С. 213-267.

4.Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

 

2.Художественный мир гомеровского эпоса

1.Мифы о троянской войне и реальность крито-микенской истории.

2.Содержание и композиция «Илиады».

3.Содержание и композиция «Одиссеи».

4.Эпический стиль (эпический психологизм, эпические повторы, закон хронологической несовместимости, своеобразие эпитетов и сравнений, объективность повествователя).

5. «Гомеровский вопрос».

Литература

1.Гомер Илиада. Одиссея (любые изд.).

2.Кравчук А. Троянская война: Миф и история. М., 1991.

3.Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

4.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

5.Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976.

6.Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

 

3.Трагедия Софокла «Царь Эдип»

1.Фиванский мифологический цикл и его отражение в греческой трагедии.

2.Судьба и личность в трагедии Софокла.

3.Структура древнегреческой трагедии (пролог, парод, стасимы, эписодии, коммос, эксод).

4.Поэтические средства в трагедии (трагическая ирония, перипетия, ретардация).

5 Образ царя Эдипа и его варианты в мировой литературе.

Литература

1.Софокл. Царь Эдип (любое изд.).

2.Боннар А. Софокл и Эдип – ответ року // Боннар А. Греческая цивилизация (любое изд.).

3.Радциг С.И. Софокл // Радциг С.И. История древнегреческой литературы (любое изд.).

4.Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы. М.. 1990.

 

4.Греческая проза классического периода (4 часа)

1.Греческая историография (Геродот, Фукидид, Ксенофонт).

2.Греческое красноречие (Лисий, Исократ, Демосфен).

3.Философская проза (учение об искусстве и государстве в диалогах Платона, вопросы теории литературы в произведениях Аристотеля).

Литература

1.Историки Греции. М., 1986.

2.Ораторы Греции. М.. 1985.

3.Платон. Избранные диалоги. М., 2002.

4.Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

5.Аристотель и античная литература. М., 1978.

6.Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. М., 1984.

7.Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

8.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

 

5.Римская литература конца республики (4 часа)

1.Луцилий и становление жанра римской сатиры.

2.Цицерон и его роль в развитии литературы.

3.Юлий Цезарь – политик и писатель.

4.Философский эпос Лукреция.

5.Тематика и стиль лирики Катулла.

Литература

1.Римская сатира. М., 1989.

2.Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.

3.Записки Юлия Цезаря. М., 1991.

4.Лукреций. О природе вещей. М., 1988.

5.Катулл. Книга стихотворений. М., 1986.

6.Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

7.Дуров В.С. Юлий Цезарь: Человек и писатель. Л., 1991.

8.Кузнецова Т.Н., Стрельникова И П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М.. 1978.

9.Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

 

6. Поэма Вергилия «Энеида»

1.Миф и история в поэме Вергилия.

2. «Соревнование с Гомером»: параллели к гомеровскому эпосу.

3.Эней и Дидона: трагедия в форме эпиллия.

4.Вергилий и европейская поэзия: оценки потомков.

Литература

1.Вергилий. Энеида (любое изд.).

2.Аверинцев С.С. Внешнее и внутреннее в поэзии Вергилия // Поэтика древнеримской литературы. М.. 1989.

3.Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. М., 1972.

4.Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.. 1971.

 


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Примерные тесты по курсу

1.Русским соответствием греческому гекзаметру является: 1)пятистопный хорей, 2)шестистопный ямб, 3)шестистопный дактиль.

2.Образцом античного генеалогического эпоса является поэма: 1)Гомера «Одиссея», 2)поэма Гесиода «Теогония», 3)поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика».

3.Жанр дифирамба в греческой лирике – это хоровая песнь в честь: 1)Зевса, 2)Афродиты, 3)Диониса, 4)Аполлона.

4.Какая из греческих трагедий основана не на мифологическом, а на реальном историческом сюжете: 1) «Персы» Эсхила, 2) «Царь Эдип» Софокла, 3) «Ипполит» Еврипида?

5.Кого греки почитали как «отца трагедии»: 1)Эсхила, 2)Софокла, 3)Аристофана?

6.Первый образ мизантропа-человеконенавистника создал в античной комедии: 1)Аристофан, 2)Менандр, 3)Плавт, 4)Теренций.

7.Понятие «катарсис» применительно к трагедии было введено: 1)Эпикуром, 2)Платоном, 3)Аристотелем.

8.Исключите лишнее имя из ряда античных поэтов эпохи эллинизма: 1)Солон, 2)Каллимах, 3)Асклепиад, 4)Феокрит.

9.Выражение «Человек есть мера всех вещей» принадлежит: 1)Сократу, 2)Платону, 3)Аристотелю, 4)Протагору.

10.Продолжите ряд соответствий римских богов греческим: 1)Зевс – Юпитер, 2)Артемида - …., 3)Посейдон - …., 4)Гермес - …..

11.Комедии Тита Макция Плавта принадлежат к жанру: 1)тогаты, 2)паллиаты, 3)претекстаты.

12.Кого считают «изобретателем сатиры» в римской литературе: 1)Гая Луцилия, 2)Квинта Горация, 3)Деция Юния Ювенала?

13.Назовите имена знаменитых римских историков (3 – 4 имени): 1)… …, 2)… …,

3)… …, 4)… ….

14.Какое из стихотворных посланий Квинта Горация получило название «Наука поэзии»: 1) «К Августу», 2) «К Меценату», 3) «К Пизонам»?

15.Назовите авторов следующих античных романов: 1) «Дафнис и Хлоя»,

2) «Эфиопика», 3) «Сатирикон».

 

Вопросы к экзамену по курсу

1. «Илиада» Гомера - военно-героическая эпопея.

2. «Одиссея» Гомера – героическая поэма странствий.

3.Генеалогический и дидактический эпос Гесиода.

4.Элегия и ямб в ранней греческой лирике.

5.Греческая мелика эпохи архаики.

6.Проблематика и структура трагедий Эсхила.

7.Герой и общество в драматургии Софокла.

8.Переосмысление мифологической традиции в творчестве Еврипида.

9.Социально-политическая тематика и форма комедий Аристофана.

10.Новоаттическая комедия в творчестве Менандра.

11.Греческая историография классического периода.

12.Развитие красноречия в Древней Греции.

13.Философская проза в Древней Греции.

14.Новые литературные формы в греческой поэзии эпохи эллинизма.

15.Жанр жизнеописания в творчестве Плутарха.

16.Философско-сатиричекая проза Лукиана.

17.Греческий любовно-приключенческий роман.

18.Ранняя римская поэзия.

19.Тематика и стиль комедий Плавта.

20.Гуманизм в драматургии Теренция.

21.Цицерон и его роль в развитии римской литературы.

22.Развитие историографии в Древнем Риме.

23.Философский эпос Лукреция.

24.Лирическая поэзия Катулла.

25.Мифическая и реальная история в «Энеиде» Вергилия.

26.Тематика и формы поэзии Горация.

27.Психологизация мифа в «Метаморфозах» Овидия.

28.Развитие римской сатиры.

29.Сенека – философ и драматург.

30.Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...