IV. Основные подходы по разработке показателей
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 статистики науки В данном разделе приведены основные показатели, характеризующие состояние и развитие научной сферы, а также особенности формирования статистических показателей статистики науки. При проведении наблюдения предприятий, осуществляющих научную деятельность, статистическими единицами служат предприятия и организации, осуществляющие научные исследования и разработки, а также высшие учебные заведения, выполняющие научно-технические работы. Обследование, изучение и анализ показателей в области статистики науки осуществляется на основе сплошного (по итогам года) статистического наблюдения. Обследованию подлежат юридические лица и их структурные подразделения: а) по видам экономической деятельности: – Научные исследования и разработки (код ОКЭД: 72); – Высшее образование (код ОКЭД: 85.4); б) по секторам экономики: – Нефинансовые корпорации (коды КСЭ: 11-13); в) по организационно-правовым формам: – Государственные предприятия на праве хозяйственного и оперативного управления (коды КОПФ: 11, 12); – Товарищества (коды КОПФ: 15, 18, 19, 20, 21); – Акционерные общества (коды КОПФ: 24, 25, 26, 28); – Кооперативы (коды КОПФ: 27, 37); – Учреждения (код КОПФ: 35). К основным показателям статистического наблюдения в области науки относятся: - Объем выполненных научно-технических работ; - Среднегодовая стоимость основных средств научно-технической деятельности; - Валовые затраты на научные исследования и разработки; - Внутренние затраты на исследования и разработки; - Источники финансирования внутренних затрат на исследования и разработки; - Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки
В проводимом статистическом наблюдении все предприятия и организации классифицируются по следующим секторам деятельности (в соответствии с официальными рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по статистике научных исследований и разработок (Руководство Фраскати)): государственный сектор, предпринимательский сектор, сектор высшего образования, частный некоммерческий сектор. В состав государственного сектора включаются организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, организации, выполняющие научные исследования и разработки, и организации, находящиеся в ведении государственных органов (Министерства иностранных дел; Министерства финансов; Национального банка; Министерства обороны; Министерства образования и науки; Министерства здравоохранения, Министерства культуры и информации и т.д.) В предпринимательский сектор входят все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; частные бесприбыльные организации, обслуживающие вышеназванные организации (сюда относятся: концерны, акционерные общества, межотраслевые государственные объединения, ассоциации, межотраслевые научно-технические комплексы, организации сельского и лесного хозяйства, организации строительства, транспорта, связи, отрасли финансирования и кредитования (кроме Национального Банка), торговли, бытового и коммунального обслуживания (хозяйства)). В сектор высшего образования входят университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники.
В частный некоммерческий сектор входят частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профсоюзные организации, профессиональные общества, общественные организации Большое значение в мониторинге показателей статистики науки имеет показатель, характеризующий численность работников по выполнению научных исследований и разработок. В численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, входят специалисты-исследователи, техники, вспомогательный персонал, прочие. Так, в численность специалистов-исследователей организации включают специалистов, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющих создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. В эту категорию работников включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители научных организаций и подразделений, выполняющих научные исследования и разработки), а также аспиранты, непосредственно участвующие в проведении научно-исследовательских работ. Не относятся численность совместителей, принятых из других организаций, и работающих по договорам гражданско-правового характера. К техникам относятся работники, которые участвуют в проведении научных исследований и разработок, выполняя технические функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т.п.). В эту категорию обычно включаются лица, имеющие законченное среднее профессиональное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания.
К вспомогательному персоналу относятся работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научно-технических работ и услуг: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек, а также работники, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты. К прочим работникам относятся работники по обслуживанию и выполнению функций общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (руководящие сотрудники, работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, маркетинга, машинистки и т.п.). Научные исследования и разработки классифицируются согласно Рекомендации Организации Объединенных Наций «О международной стандартизации статистики в области науки и техники» по следующим отраслям наук:1) естественные науки включают: астрономию, бактериологию, биохимию, биологию, ботанику, химию, информатику, энтомологию, геологию, геофизику, математику, метеорологию, физическую географию, минералогию, физику, зоологию и другие смежные предметы;2) инженерные и технические науки включают: собственно инженерные науки, например: химическая технология и гражданское строительство, электротехника и механика и их специализированные подразделения: лесную промышленность, прикладные науки (например, геодезия, промышленная химия и т.д.; архитектуру; науку о питании и технологию пищевых продуктов), специализированные технологии или междисциплинарные области (например, системный анализ, металлургия, горное дело, текстильная технология и другие смежные области);3) медицинские науки включают:анатомию, стоматологию, медицину, уход за больными, акушерство, оптометрию, остеопатию, фармакологию, физиотерапию, здравоохранение и другие смежные области;4) сельскохозяйственные науки включают:агрономию, скотоводство, рыболовство, лесоводство, садоводство, ветеринарию и другие смежные области;5) общественные науки включают:антропологию (социальная и культурная) и этнологию, демографию, экономику, образование и подготовку, демографическую, экономическую и социальную географию, право, лингвистику (за исключением изучений языков, проводимых по определенным текстам, которые должны быть классифицированы под рубрикой "Древние и современные языки и литература"), управление, политические науки, психологию, социологию, научную организацию труда, различные социальные науки и междисциплинарную методологическую и историческую научно-техническую деятельность, касающуюся предметов, включенных в эту группу. 6) гуманитарные науки включают: искусства (история искусств и критика искусства, за исключением художественных "поисков" всех видов), языки (современные и древние языки и литература), философия (включая историю науки и техники), древняя история и история вместе со вспомогательными историческими дисциплинами, такими как археология, нумизматика, палеография и т. д., религия, другие области и предметы, относящиеся к этой гуманитарной и междисциплинарной, методологической, исторической и другой научно-технической деятельности, касающейся предметов, входящих в эту группу. В соответствии с Рекомендацией Организации Объединенных Наций о международной стандартизации статистики в области науки и техники затраты на научные и исследования и разработки подразделяются на внутренние текущие, капитальные и внешние затраты.Во внутренние текущие затраты включены затраты на оплату труда; отчисления в бюджет; затраты на НИОКР; затраты на производственное проектирование; затраты на машины и оборудование; затраты на новые технологии, затраты на программные средства; затраты на патенты и лицензии; затраты на обучение персонала; затраты на маркетинговые исследования; затраты на оформление заявки, поддержание прав на интеллектуальную собственность и прочие текущие затраты. В свою очередь, к прочим текущим затратам относится: стоимость приобретенных со стороны сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии всех видов, природного сырья, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними предприятиями (организациями), потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли, а также отражаются прочие виды текущих затрат, не связанных с выполнением научных исследований и разработок и не учтенных по другим затратам (например, затраты на аренду занимаемых научными организациями площадей (зданий, помещений)). В прочие текущие затраты не включается стоимость исследований и разработок, выполненных сторонними организациями по договорам с отчитывающейся организацией, учитываемая во внешних затратах на научные исследования и разработки.
В капитальных затратах учитываются инвестиции в основной капитал, связанные с проведением научных исследований и разработок, в которые включаются: - затраты на строительство или покупку зданий, затраты на проведение крупномасштабных реконструкций, модернизации и ремонта зданий, предназначенных для проведения научных исследований и разработок; - затраты на приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов (за исключением затрат на машины и оборудование, учтенных во внутренних текущих затратах) в том числе: отечественное и зарубежное; - затраты на лизинг оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок; - затраты на приобретение земельных участков, предназначенных для проведения научных исследований и разработок; - прочие капитальные затраты, связанные с научными исследованиями и разработками В капитальные вложения не входят те вложения, которые были осуществлены отчитывающейся организацией на строительство жилья, объектов социально-бытового назначения и т.д., не связаны с научно-исследовательской деятельностью. Во внешние затраты организации на проведение научных исследований и разработок включается стоимость исследований и разработок, выполненных сторонними организациями-соисполнителями по договорам с отчитывающейся организацией. Информация, формируемая по итогам наблюдения, сопоставима на международном уровне по понятиям, определениям и методологии расчета показателей. Она используется для анализа проводимых научных исследований и разработок предприятиями и организациями на всей территории страны. V. Список использованной литературы 1. «Методическое пособие по сбору и интерпретации информации об инновациях на основе Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата) 2. Руководство ЮНЕСКО «Статистика науки и техники», Монреаль, май 2006г. 3. Руководство Фраскати («Manual Frascati»)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|