Управление финансами предприятий сельского хозяйства
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Финансы предприятия являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия – это основное звено народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятия, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности. В условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов как на макро уровне, так и на уровне субъектов хозяйствования, независимо от их отраслевых особенностей. Специфика функционирования предприятий сельского хозяйства предполагает выделение следующих особенностей влияющих на организацию финансовых отношений: 1) почвенно-климатические особенности сельского хозяйства определяют его зональную специализацию, длительность периодов в производстве, различия в продуктивности, дифференциацию в себестоимости и рентабельности видов продукции;
2) специфика, время темпы проведения, работ, объем и качество продукции, предопределяют зачастую необходимость создания на предприятиях натуральных и денежных страховых и резервных фондов; 3)естественно-биологический цикл развития животных и растений оказывают влияние на периодичность, концентрацию, особенности кругооборота финансовых ресурсов; 4)разделение сельского хозяйства на подотрасли растениеводства и животноводства предполагает и раздельное планирование, учет и организацию этих сфер. Процесс управления финансами (финансирование) - деятельность по эффективному привлечению и использованию денежных средств, т.е. управление финансами направлено на получение денежных средств извне, и в дальнейшем на распоряжение ими с целью достижения наилучшего финансового результата (уровня получаемой прибыли). По мнению Шевченко И.К., управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь. Основное предназначение управления финансами, по мнению А. Кудинова, состоит в том, чтобы обеспечить рациональную сбалансированность активов и пассивов; сбалансировать поступлений и выплат платежного оборота. Управление включает совокупность мероприятий и решений на основе их анализа и подготовки, в соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами, планами деятельности. Именно через управление и его результаты, через такие категории, как прибыль, стоимость капитала, заработная плата, дивиденды, инвестиции, социальные расходы и др., проявляются полезность и профессионализм управленцев. Управление финансами организации, предприятия – это управление их денежными потоками, финансовыми отношениями, денежными фондами.
Управление финансами включает решение двух проблем: 1)текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования; 2)формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры; 3)безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами; 4)разработку учетно-финансовой и амортизационной политики предприятия; 5)организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов; 6)финансовый анализ деятельности; 7)финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов. Таким образом, финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния; оптимизацию основных и оборотных средств; распределение прибыли. Особое место среди целей и задач предприятий в области управления финансами занимают постоянное увеличение стоимости предприятия, максимизация стоимости вложенных в него собственных средств
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера. Неотъемлемой частью управления финансами является бюджетирование, т.е. составляющая системы финансового управления компанией, предназначенная для оптимального распределения ресурсов компании во времени. Бюджетирование - это планирование, учет и контроль движения денежных средств и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности. Цель бюджетирования - определение суммы и структуры расходов предприятия и его отдельных подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия. Бюджеты могут составляться не только по предприятию в целом, но и в рамках центров ответственности предприятия и по дочерним предприятиям. Бюджет предприятия - это оперативный или краткосрочный план предприятия, характеризующий затраты поступления денежных средств по различным направлениям деятельности. Бюджеты позволяют определить, какие из этих направлений приносят прибыль и в каком объеме, а также какие направления убыточны и в какой степени.
В целом управление финансами строится на анализе деятельности предприятия и дальнейшем принятии управленческих решений по результатам анализа. От эффективности управления финансами зависит экономическая эффективность деятельности и конечный ее показатель — финансовый результат. Финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Целью его деятельности является извлечение прибыли для ее капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников. Прибыль в ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлена в различных видах: Валовая прибыль, Прибыль от продаж, Прибыль до налогообложения, Чистая прибыль отчетного периода. На основе данных «Отчета о прибылях и убытках» прежде всего, следует оценить состав и динамику элементов формирования валовой и чистой прибыли. Таблица 7. Исходные данные формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2007 год В тыс. руб.
Таблица 8. Исходные данные формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2008 год
В тыс. руб.
Данные таблиц позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные результаты - чистую прибыль. Показатели 2007 года: Выручка от продаж увеличилась в 1,1 раз; себестоимость проданных товаров – в 1,2 раза. При этом валовая прибыль сократилась в 0,7 раз; прибыль от продаж уменьшилась в 0,7 раз; прибыль до налогообложения сократилась в 0,8 раз; чистая прибыль уменьшилась в 0,8 раз. Показатели 2008 года: Выручка от продаж увеличилась в 1,7 раз; себестоимость проданных товаров увеличилась в 1,9 раз. При этом валовая прибыль возросла в 1,0 раз; прибыль от продаж возрасла в 1,0 раз; прибыль до налогообложения сократилась в 0,3 раза; чистая прибыль уменьшилась в 0,3 раза. Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования – прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую валовой и балансовой прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. В этих целях проводится анализ изменения прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа для оценки влияния факторов на изменение прибыли от продаж. В целях улучшения финансового состояния можно предложить следующие мероприятия: 1) реинвестировать большую часть полученной прибыли в оборотные средства компании. Это позволит увеличить сумму собственных средств предприятия и повысить капитализацию предприятия. Кроме того, увеличение доли собственных средств позволит улучшить ситуацию с финансовой устойчивостью предприятия; 2) составлять прогнозный баланс, который покажет вероятное имущественное положение организации и позволит оценить, насколько выполнимы при имеющемся собственном капитале его обязательства. Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия. Это даст возможность своевременно внести коррективы в его производственную и финансовую стратегию. При планировании денежных средств учтены основные потоки поступлений и расходования (основание – договора, контракты). Прогнозный баланс ООО Агрофирма «» составлен на основании плана продаж и расчетов снижения стоимости заемных средств (таблица 12).
Таблица 12. Агрегированная форма прогнозного баланса на 2009 год В тыс. руб.
Таблица 13. Прогнозный отчет о прибылях и убытках на 2009 год В тыс. руб.
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с представленным балансом позволит получить следующие финансовые показатели (таблица 14). Таблица 14. Прогнозные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3) увеличение объемов реализации за счет расширения сегмента рынка, расширения ассортимента продукции предприятия, улучшения качества выпускаемой продукции. Я считаю, что необходимо разработать систему контроля качества выпускаемой продукции, что позволит увеличить объем выпускаемой продукции. Чтобы получить хорошую готовую продукцию, требуется осуществлять менеджмент качества все в большем и большем объеме на всех этапах создания пищевой продукции, начиная от поставки сырьевых материалов и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю. Расширение сегмента рынка предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку соответствующего плана мероприятий для реализации поставленной цели. Чтобы привлечь новых покупателей и интенсифицировать прибыли, нужно модифицировать характеристики изделия, такие как уровень качества, свойства и внешнее оформление. Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношение и привычки. Данные усовершенствования имеют цель придать товару новые свойства; 4) в связи с высоким уровнем затрат, рекомендуется, при невозможности увеличении цены, снижение себестоимости продукции. Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточности работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь. Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья, организация действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь. 5) Кроме того, предприятию необходимо пересмотреть политику управления кредиторской задолженностью. Для того, чтобы эффективно управлять долгами необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами. Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит улучшить финансовое состояние, ликвидность и платежеспособность предприятия и повысить рентабельность активов и собственного капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|