Концентрация: определение, сущность, измерение.
Структурная концентрация производства, являясь характеристикой отраслевого рынка, неизбежно возникает как важнейшая переменная при анализе экономических аргументов и условий, выражающихся в стремлении получить экономическую прибыль, снизить издержки и обеспечить лидерство в соперничестве за ресурсы и потребителя. Экономическая реальность демонстрирует сегодня рост концентрации на отраслевых рынках, координацию деятельности участников, что является основой создания, функционирования и развития крупных корпоративных структур. Тенденция концентрации в отраслях промышленности России, обеспечивающих наибольшие темпы роста внутреннего валового продукта, в целом отражает общие закономерности развития отраслей с капитало- и наукоемкими технологиями в индустриально развитых странах. Поэтому, возникает необходимость определения разумного компромисса между позитивным воздействием высокого уровня концентрации на развитие отраслей и ее негативным последствием, выражающимся в потенциально возможной трансформации структуры в монопольный рынок. Существуют различные подходы к определению концентрации. Так, например, Р. Фойерштаг представляет концентрацию как сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в руках незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц или носителей информации)[1]. Словарь Б.А. Райзберга описывает концентрацию как сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм[2]. Следует различать понятия «концентрация производства» и «концентрация рынка». У Пиндайк Р. и Рубинфельд Д. концентрация рынка подразумевает такое положение, когда несколько фирм захватывают большую часть рынка[3]. Кураков Л.П. рассматривает концентрацию производства с позиции укрупнения производства, «сосредоточения все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных предприятиях»[4]. В данном случае увеличение размеров предприятий предполагается путем их расширения, реконструкции, модернизации, комбинирования различных смежных производств.
На наш взгляд подобные концепции структурной концентрации являются односторонними. Исследование факторов роста уровня концентрации производства, а также объективных рыночных тенденций позволило сформулировать понятие «структурной концентрации» с позиции группирования предприятий. Под структурной концентрацией понимается процесс приобретения большей рыночной доли в результате укрупнения предприятий (накопления производственных мощностей и слияний), а также за счет создания в отрасли стратегических групп (коалиций) в «мягкой» форме с целью координации деятельности на рынке. Под коалицией или стратегической группой понимается объединение предприятий по принципу сходства стратегии: одинаковые направления диверсификации продукции, число и типы каналов сбыта, качество продукции, объем и направления инвестиций, уровень постоянных издержек и динамика изменения предельных издержек[5]. Концентрация производства отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации. Прежде чем рассчитать уровень концентрации необходимо правильно определить границы рынка, а также выбрать показатель «размера» фирмы на анализируемом рынке. Это может быть объем производства продукции за год, объем реализации продукции, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, фонд оплаты труда. Выбор показателя, характеризующего размер предприятия очень важен, так как одни параметры размера показывают более высокий уровень концентрации, чем другие.
Для исследования степени концентрации производителей применяется система различных коэффициентов, характеризующих неравномерность распределения объемов производства или продаж на рынке между хозяйствующими субъектами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Согласно экономической теории, острота конкуренции прямо пропорциональна числу фирм в соответствующей отрасли при равенстве других параметров (таких, например, как высота барьеров на вход). Наряду с этим может также иметь значение степень неравенства положения фирм. Так, для отрасли со 100 продавцами немаловажно, контролирует ли каждая фирма 1% отраслевого производства или же четыре фирмы контролируют 80%, в то время как остальные 96 производят только 20% продукции. Простой критерий, который отражает неравенство на рынке - это индексконцентрациирынка , определяемый как сумма рыночных долей k крупнейших продавцов рынка. Может измеряться в долях или в процентах: , где — индекс концентрации k фирм; k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель концентрации; - доля продаж i -й фирмы в объеме реализации рынка, при этом ; i =1,2…k. Данный показатель является обязательным для статистического мониторинга состояния рынка в большинстве промышленно развитых стран мира, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В ФРГ, Англии, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или данные о фирмах, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться и публиковаться в официальной статистике с 1992 г. для трех, четырех, шести, восьми крупнейших производителей. Он позволяет не только сопоставить уровни концентрации различных отраслей или рынков, но и проанализировать их динамику, установить, за счет долей каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка рыночной власти. При этом выделяются такие критерии сопоставления рыночных структур: рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для трех фирм ниже 45%, умеренно концентрированным при CR3=45-70% и высококонцентрированным при CR3>70%.
Распределение отраслей промышленности России по степени концентрации может быть представлено следующим образом: · очень высокая (с индексами концентрации CR4>15%; CR10>90%) характерна для таких отраслей, как: нефтехимия, энергетическое машиностроение, автомобилестроение, подшипниковая, рыбная промышленность; · высокая (при индексах концентрации CR4>10%; CR10>70%) преобладает в отраслях: топливная, черная и цветная металлургия, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, стекольная, фаянсовая, медицинская; · умеренная (с индексами концентрации CR4>5%; CR10>50%) характерна для отраслей: химическая, станкостроительная и инструментальная, приборостроение, электротехническая, кожевенная, полиграфическая; · слабая концентрация (CR4<5%; CR10<50) наблюдается в отраслях: лесная, строительных материалов, текстильная, швейная, пищевая. Таким образом, экономика России представляет собой довольно концентрированные рыночные структуры. Существенным недостатками данного показателя концентрации является его “нечувствительность” к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR4 будет одинаковым и равным 80% в двух совершенно различных случаях: одна фирма контролирует 77% рынка, а остальные три - по 1%; и другая структура, когда четыре равномощных фирмы владеют 20% рынка каждая. Кроме того, это - дискретный показатель, характеризующий изучаемую совокупность лишь в одной определенной точке. Поэтому в статистической практике в последние годы стали все шире использовать другие показатели, характеризующие уровень концентрации. Наиболее популярным обобщающим показателем, который учитывает как численность фирм, так и неравенство их положения на рынке, является индекс Херфиндаля-Хиршмана, определяемый по формуле:
, Если отрасль представлена только одной фирмой (чистым монополистом), индекс достигает максимального значения 1 (или 10000, когда доля рынка измеряется в процентах). Значение индекса снижается с увеличением числа фирм n и возрастает с увеличением неравенства между фирмами при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка индекс дает более высокий вес показателям крупных фирм, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких фирм отсутствуют, то итоговая ошибка не будет большой. Однако важно, чтобы доля рынка крупнейших продавцов была измерена точно. Индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики в России и при оценке допустимости разного рода слияний. В соответствии с различными значениями индекса HHI по степени концентрации выделяют три типа рынка: 1. если HHI<1000, рынок оценивается как неконцентрированный и слияние беспрепятственно допускается; 2. при 1000<HHI<2000 рынок считается умеренно концентрированным; 3. при 2000<HHI<10000 рынок считается высококонцентрированным или “немногочисленным”. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что: [64], где - показатель дисперсии доли фирмы на рынке, n - число фирм на рынке. Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса. Более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации на рынке позволяет индекс энтропии. Он равен сумме произведений рыночных долей на их логарифмы: Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка, а также степень неопределенности на рынке: чем больше величина R, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Показатель дисперсии рыночных долей [6] характеризует степень неравномерности распределения объемов продаж между фирмами (неравенства размеров фирм, действующих на рынке). Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.
Для западных исследований рынков более типично использование показателя дисперсии логарифмов рыночных долей , где - доля продаж i - й фирмы на рынке, - средняя доля фирмы на рынке, n - количество фирм на рынке. Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл, различаясь лишь размерностью и значениями. При анализе изменений уровня концентрации важное место занимает коэффициент вариации: (%) Чем ниже коэффициент вариации, тем ниже степень неравномерности распределения объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации. При большем отклонении от средней крайних значений ряда выше вариация и, следовательно, выше уровень концентрации. Однако дисперсия и коэффициент вариации не отражают средние размеры фирм. Для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет различным, а за высоким коэффициентом вариации может скрываться монополист. Поэтому данные показатели, скорее, следует применять только в качестве вспомогательного средства для оценки неравенства в размерах фирм и уровня концентрации. Коэффициент Джини - статистический показатель, количественно интерпретирующий график Лоренца. Он рассчитывается по формуле: , где Ai - накопленное (кумулятивное) значение долей крупнейших хозяйственных субъектов на рынке; n - число фирм на рынке. Показатели вариации, дисперсии логарифмов и коэффициента Джини играют значительную роль в теоретических исследованиях процессов концентрации. Однако в практическом анализе их возможности довольно ограничены. Это обусловлено тем, что оба коэффициента характеризуют уровень неравномерности распределения рыночных долей и слабо реагируют на изменение численности единиц совокупности, а при равномерном распределении совсем безразличны к этой величине. Таким образом, для гипотетического конкурентного рынка, где 10000 фирм делят между собой рынок на 10000 равных долей, и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших. Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом: где НТ- индекс Холла-Тайдмана; – ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1); – доля i – й фирмы. Максимальное значение показателя равно единице (в условиях монополии). Минимальное значение равно 1/n, n – число фирм в отрасли. По своему действию данный показатель сходен с индексом Херфиндаля-Хиршмана, однако к достоинствам индекса Холла-Тайдмана следует отнести возможность ранжировать фирмы по степени значимости, что способствует более глубокому анализу отрасли. В экономической науке не существует единственного универсального показателя уровня концентрации в отрасли и степени её конкурентности. Применяются разные коэффициенты, нередко приводящие к противоположным результатам. Для оценки показателя концентрации применяются правила, предложенные Ханном Л. и Кей Ж.А.[7]: 1. Если одна кривая концентрации полностью лежит над другой, то она представляет более высокий уровень концентрации. 2. Если клиент переходит от относительно мелкой фирмы к крупной, уровень концентрации возрастает. 3. Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что si > 2HHI/(HHI+1)). 4. Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации. Все вышеназванные показатели концентрации в большей или меньшей степени отвечают этим требованиям. Считается, что наиболее адекватно выдвинутым критериям все же удовлетворяет индекс Херфиндаля-Хиршмана, который поэтому и пользуется наибольшей популярностью как за рубежом, так и в России. Показатели концентрации позволяют предварительно оценить степень монополизации рынка, равномерность распределения продавцов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|