Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советско-американские отношения в 60-70 гг.





Ситуация в мире, сложившая к началу 60-х годов, характеризова­лась военно-стратегическим паритетом между СССР и США[1]. Впервые поя­вилась возможность перевести конкуренцию за мировое преобладание из области стратегического противостояния в политическую, экономи­ческую и культурную сферы. Великие державы попытались активнее использовать не военные, а культурно-ценностные аргументы в борьбе за симпатии других народов. Это стало основой кратковременного, но очень яркого периода разрядки. США отказывались от «одиночного» противостояния, на которое у них уже не было сил (Вьетнамская война сильно ослабила потенциал и политико-моральную однородность аме­риканского общества). Стремясь не допустить перехода гегемонии к Советскому Союзу, Вашингтон пошел на разрушение классической би­полярной структуры, сочетая приоритетность советско-американского взаимопонимания на глобальном уровне в Европе с жесткой поддерж­кой «антибиполярных» тенденций на региональном и субрегиональном уровнях. Сближение США с Китаем, по мнению А.Д.Богатурова, как нельзя лучше характеризовало эту тенденцию.

СССР и США готовы были внести в свои отношения некоторые черты кооперативной биполярности, то есть пойти на такие договоренности, которые закрепляли бы их положение гарантов Ялтинско-Потсдамской системы и вместе с тем уменьшали бы риск столкновения между ними. В существовавшей системе международных отношений громадную роль играло ядерное оружие. С осени 1958 г. в Женеве проходили переговоры трех держав (СССР, США, Великобритании) о прекращении ядерных испытаний. Прекращение экспериментальных взрывов атомного и водородного оружия способствовало бы охране окружающей среды нашей планеты и ставило бы некоторые барьеры на пути дальнейшего усовершенствования оружия массового уничтожения. И СССР, и США были заинтересованы в заключении такого договора, ибо обе державы провели большое число экспериментальных взрывов, отработали технологию производства ядерного оружия и накопили его запасы. Однако американские представители настаивали на обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний на местах, а руководство советского военно-промышленного комплекса решительно возражало против допуска иностранных инспекторов на секретные объекты в СССР.



Против заключения соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия выступали Франция и Китай, которые опасались отстать в раз­витии собственных ядерных программ.

Затем переговоры были перенесены в Комитет по разоружению (Комитет 18-ти), сформированный ООН в марте 1962 г. Однако расхождения в американской и советской позициях и там не позволили добиться позитивного результата. Основные разногласия касались проверки запрещения подземных испытаний.

Тогда, 2 июля 1963 г., советское правительство заявило о своей готовности заключить соглашение о прекращении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В новой международной обстановке, сложившейся после карибского кризиса, в ходе переговоров в Москве между представителями правительств СССР, США и Великобритании в июле 1963 г. удалось разработать и парафировать текст соглашения на основе предложений советской стороны.

5 августа 1963 г. (вступил в силу 10 октября 1963) министры иностранных дел трех государств подписали в Москве «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой» между СССР, Великобританией и США. Московский договор запрещал проведение ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой. Договор был бессрочным. Контроль за соблюдением договора обеспечивался национальными средствами участников. Оставались неразрешенными подземные ядерные взрывы. Официальной причиной были трудности отличить эти взрывы малой мощности от сейсмических колебаний земной коры. На деле представители военно-промышленного комплекса стремились сохранить возможность осуществлять некоторые испытательные взрывы для проверки надежности существующих систем.

Договор способствовал улучшению состояния окружающей среды, прекратив ее опасное загрязнение. Эти переговоры дали уникальный опыт согласованного решения про­блемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно до­биться консенсуса. Он стал шагом к последующим договоренностям о контроле над вооружениями. В течение двух месяцев договор подписали более ста государств. К сожалению, в тот момент его отказались подписать Франция, Китай и некоторые другие государства, что ослабляло его действенность.

В 60-е годы происходило рас­ширение ядерного клуба и продолжали совершенствоваться новые виды вооружения. Подобные тенденции беспокоили международную общест­венность. Были найдены очень элегантные формы запрещения распро­странения ядерного оружия — объявление отдельных регионов безъя­дерными зонами. Летом 1964г. такой зоной была объявлена Африка.

Следующий шаг к ограничению гонки вооружений был сделан в январе 1967 г. с подписанием договора об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор предусматривал использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, а также запрещал вывод на космическую орбиту объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Договоренности между СССР и США создавали более благоприятную обстановку для ограничения расползания атомного оружия. В 1967 г. был подписан договор Тлатетолко о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке.

К лету следующего г. в ходе многосторонних переговоров и консультаций был подготовлен Договор о нераспространении ядерного оружия (см. тему 14).

В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Договор о нерас­пространении ядерного оружия(вступил в силу в марте 1970). Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядер­ным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также кон­троль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно».

Международный режим нераспространения ядерного оружия стал важной частью системы международных отношений.

Возникла возможность политико-дипломатического компромисса между Вашингтоном и Москвой по поводу сохранения глобальной стабильности на основе признания реалий, сложившихся в мире к конце 60-х годов.

25 февраля 1971 в радиообращении к нации Никсон впервые заявил о том, что ни одна из двух самых мощных держав мира не имеет явных преимуществ в ядерной области. По существу, это было первым случаем открытого признания высшим руководителем США того, что стало называться «стратегическим паритетом». Стратегический паритет не означал равенства количественных показателей военного потенциала сверхдержав. Его понятие было связано с доктриной «взаимно гарантированного уничтожения» и вытекало из нее. Паритет подразумевал соотношение сил в стратегической сфере, при котором имеющиеся у противостоящих сторон военные потенциалы гарантировали каждой стороне способность к нанесению по противнику настолько мощного ответного удара, что ущерб от него заведомо превышал мыслимые выигрыши, на которые могла рассчитывать сторона, решившаяся нанести первый (упреждающий) удар. Такую способность каждая из сторон могла сохранять, не обладая численным превосходством над соперником по единицам боевой техники, пусковых систем и боезарядов. Главное, чтобы имеющиеся у нее наступательные средства было физически невозможно уничтожить одним ударом и чтобы сохранившихся сил и средств было достаточно для нанесения противнику неприемлемого ущерба. Под неприемлемым ущербом американские теоретики подразумевали уничтожение 25% населения и 70% промышленного потенциала страны.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.