Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии воспитания культуры межнационального общения детей дошкольного возраста.




Содержание понятия «культура межнационального общения», ее основные компоненты.

Педагогика межнационального общения является одной из дисциплин, призванных формировать культуру взаимоотношений между представителями различных народов. Межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне. Педагогика межнационального общения направлена на формирование культуры отношений между людьми, умения решать возникающие межэтнические конфликты мирными, а не силовыми методами.

Раскрытие содержания понятия "культура межнационального общения" делает необходимым рассмотрение сущности таких базовых ее понятий, как "культура", "общение", "межнациональное общение", "культура общения".

Термин "культура" имеет очень древнее происхождение и происходит из двух слов: "культ" - поклонение, почитание, хвала и "ур" - свет. Латинское слово "культура" буквально означает создание, обработку, уход, возделывание чего-либо.

За последние сто с лишним лет многие ученые пытались дать определения культуры. В научной литературе, по оценкам одних, насчитывается более 800 определений данного понятия, а по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.

Явления культуры изучает множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, религия, мораль. Каждая из этих конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Рассмотрим дефиницию культуры с позиций разных ученых и наук.

Так, З.Т. Гасанов в своем труде под культурой понимает "совокупность социально приобретенных и трансформируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность".

Л.Н. Коган трактует культуру как "достояние всего человечества. Она включает в себя все лучшее, самое ценное, созданное каждой эпохой, всеми национальными культурами, всеми слоями населения. В этом смысле в культуре остаются именно вечными общечеловеческие ценности. Но любая общечеловеческая ценность культуры несет печать создавшей ее эпохи и одновременно выступает достоянием национальной культуры того или иного слоя внутри этой нации. Поэтому культура всегда предполагает диалектическое единство общечеловеческого и национального".

Самое короткое и одновременно широкое определение культуры с данных позиций предложил М. Херсковиц: "культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми" (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религии, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.).

В энциклопедической научной литературе также можно найти множество определений данного понятия, в которых культура рассматривается как результат общественно-исторической трудовой деятельности человечества. К примеру, педагогическая энциклопедия раскрывает дефиницию культуры следующим образом: "исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". А социологическая энциклопедия трактует термин "культура" как "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе".

Как показывает этот краткий обзор, делалось много попыток определить и описать культуру, но выделить в данный момент ту или иную дефиницию в качестве эталона очень сложно, т.к., на наш взгляд, все они равноправны и разнолики. Наличие множества определений демонстрирует сложность того, что именуют культурой. Каждый из авторов, предлагающих "свое" видение культуры, выделяет в ней лишь какие- то отдельные грани, фиксирует внимание на тех моментах, которые пригодны для решения отдельных познавательных и практических задач.

Рассмотрим сущность терминов "общение", "межнациональное общение" и "культура межнационального общения".

Общение - это межличностное взаимодействие людей, членов общества, представителей отдельных социальных групп, осуществляемое на основе отражения социальной действительности. В свою очередь межнациональное общение является специфичной формой проявления общения вообще.

Изучая проблемы межнациональных отношений, З.Т. Гасанов определил это понятие как "определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями". Кроме этого, в контексте межнациональных отношений ученый дал характеристику и термину "культура общения", которую рассматривает как выполнение людьми правовых и морально-этических норм и правил общежития. В культуре общения он выделяет умения и навыки строить свои отношения с окружающими людьми, нравственную и эстетическую воспитанность, помогающую человеку выразить свое отношение к обществу, стране, семье, другим людям и самому себе. В силу этого в культуре общения человека проявляются также патриотизм, отношение к людям разных наций, рас, коллективизм, который непременно включает в себя также культуру речи, умение человеком держать себя в обществе и соблюдать правила приличия. Нормами культуры общения, с точки зрения автора, являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствия, благодарения, извинения, общения женщин и мужчин. Непременные атрибуты культуры общения - тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Термин "культура межнационального общения" в научном обороте появился с 1982 года. В современной философской, социологической, педагогической и психологической литературе можно встретить множество определений данного понятия.

Под культурой межнационального общения понимают одни ученые (А.А. Глебов и др.) "качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей", другие (З.Т. Гасанов и др.) - "уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству", третьи (В. Г. Крысько и др.) - "совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах".

Как и любое другое социальное явление, культура межнационального общения выполняет определенные функции:

· сохранение исторической памяти, критическое переосмысление опыта предшествующих поколений и выработка на этой основе верных критериев и социальных ориентиров взаимоотношений различных наций и народностей;

· выработка норм и требований, обеспечивающих социальный тип поведения во взаимоотношениях представителей различных национальностей, соответствующий требованиям современного этапа развития общества;

· формирование умений и готовности устанавливать контакты с лицами других национальностей, полнее использовать межнациональное общение для развития и совершенствования личности;

· способствование формированию толерантности во взаимоотношениях с представителями различных культур, национальностей.

Культура межнационального общения содержит следующие компоненты: 1) когнитивный, 2) эмоционально-оценочный, 3) мотивационно-потребностный и 4) поведенческий.

Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и т.д.) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Эмоционально-оценочный компонент - это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам (отрицательные - замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др.; положительные - любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов- соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся, например, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.

Культура межнационального общения характеризует взаимоотношения людей различных национальностей, т.е. может рассматриваться как составная культуры общения. Таким образом, культура межнационального общения, материальная и духовная культуры взаимодействуют, изменяя в процессе материально-преобразующей деятельности как самого человека, так и характер его отношений с другими людьми.

 


 

Технологии воспитания культуры межнационального общения детей дошкольного возраста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...