Танец как средство воспитания культуры межнационального общения
Народные танцы также являются элементом этнической культуры. Они оказывают больше значение в воспитательном процессе на межнациональную культуру дошкольников. Танец – это способ, позволяющий символически выразить свое мировоззрение и взгляды с помощью жестов и движений. Искусство танцев в том или ином виде присутствует практически в каждой культуре. Согласно А.Г. Асмолову, танцы помогают отразить особенности мировоззрения любого этноса. Появление танцев обусловлено исторически. Например, с помощью движений вальса люди имитировали то, как планеты крутятся вокруг солнца. Этот танец был рожден только после того, как было сделано соответствующее открытие Коперника. Знакомство дошкольников с танцами должно состоять из трех этапов: · Эмоционально-познавательный. Ребенок изучает культурные особенности народа, его отношение к природе и к людям, к окружающему миру. Знакомится с традициями и сказками. · Игровой. Дошкольники изучают основы танцевального искусства народа с помощью игр с элементами народной музыки и пения, повторяют простые танцевальные элементы, чтобы образно передать суть движений. · Постановочный. Подразумевает то, что будут изучаться и исполняться народные танцы. Также полезно проводить с детьми беседы и рассказы о тех народах, которые проживают в России и во всем мире. Нужно знакомить их с культурными особенностями народностей, читать им соответствующие художественные книги. Узнавая об истории, дошкольники получают знания о том, что у их народа есть общее прошлое с другими народами. Поэтому дети начинают чувствовать собственную принадлежность к определенным культурам, свою сопричастность к событиям, которые происходят в родном городе или стране.
Дидактические игры необходимы, чтобы приучать дошкольников соблюдать культурные традиции. Т.Ю. Бурмистров писал о том, что игры в воспитательном процессе играю важную роль и помогают развивать представления о народах России. Он писал о том, что можно выделить две категории игры: · Игры, с помощью которых можно познакомиться с географией свой страны. · Игры, которые помогают ребенку познакомиться с иностранными языками. Так, для воспитания культуры межнационального общения можно проводить такие игры. 1. Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник». Игровая задача — одеть куклу в национальный костюм. Задания: 1. Одевая куклу, назвать элементы народного костюма. 2. Выбрать среди нескольких национальных костюмов тот, который соответствует данному народу. 3. Одевая куклу, рассказать о празднике, на который собирается кукла, исполнить народную песню или танец. 2. Дидактическая игра «Встречаем гостей». Дидактическая задача — закреплять знания детей о традиционной народной культуре, дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета. Воспитывать культуру общения. Игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами. Материал: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд. 3.Дидактическая игра «Кто знает больше «волшебных» слов по-...» Дидактическая задача. Закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. Воспитывать культуру общения. Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют слова на различных языках. Первый круг — все вежливые слова по-русски, второй — по-татарски, третий —по-украински и т.д.
4. Игра: «Кто в какой стране живет» Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран. Материал: мяч. Ход игры. - Давайте вспомним жителей разных стран. Я буду вам подкидывать мяч и называть страну, а вы должны будете назвать жителей этой страны. Кто живет в Америке? – Американцы. Кто живет в России? – Россияне. Кто живет в Японии? – Японцы. Кто живет в Китае? – Китайцы. Кто живет на Украине? – Украинцы. Кто живет в Грузии? – Грузины. Кто живет в Англии? – Англичане. Кто живет в Испании? – Испанцы. Кто живет в Армении? – Армяне. Кто живет в Азербайджане? – Азербайджанцы. 5. Игра: «Назови слово» Цель: дать представление детям о том, как отличаются языки народов. Материал и оборудование: аудиокассета с записями песен детей из разных стран. Ход игры. - Ребята, сегодня мы с вами попробуем научиться говорить слово мама, на десяти языках. Мы с вами называем маму мамой, англичане называют маму– mother (мазер); Армяне – майр; Азербайджанцы – ана; Башкиры – әсәй; Татары – эний; Грузины – деда; Чуваши – мамла; Китайцы – мама; Итальянцы – мадрею - Видите, как отличаются языки народов. Каждый язык по своему красив. По мысли Л.С. Выготского, танец формирует художественное «я» ребенка как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Таким образом, народный танец ставит целью не только ознакомить участников любительского хореографического коллектива с танцевальной культурой различных народов, но и воспитать интерес, бережное отношение к народному танцевальному искусству, как вненациональному общекультурному достоянию. Вместе с тем, воспитать уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|