Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Режимы обработки информации




1) Пакетный режим автоматизированной обработки информации

2) Диалоговый режим автоматизированной обработки информации

3) Сетевой режим автоматизированной обработки информации

10.1. Пакетный режим автоматизированной обработки информации

Пакетный режим был наиболее распространен при централизо­ванной организации решения экономических задач, когда большой удельный вес занимали задачи отчетности о производственно-хозяйственной деятельности экономических объектов разного уровня управления.

Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строится без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничи­ваются подготовкой исходных данных по комплексу (пакету) задач и передачей их в центр обработки, содержащий задание для ЭВМ на обработку, программы и нормативно-справочные данные. Па­кет вводится в ЭВМ и реализуется в автоматическом режиме в со­ответствии с приоритетами задач без участия пользователя, что по­зволяет минимизировать время выполнения заданного набора за­дач. При этом работа ЭВМ может проходить в однопрограммном или многопрограммном режиме, что предпочтительнее, так как обеспечивается параллельная работа основных устройств машины. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формирование регулярной отчетности.

10.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации

Диалоговый режим взаимодействия пользователя и ЭВМ обес­печивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ.

При коллективном диалоге с вычислительной системой управ­ленческий персонал организации (фирмы) может использовать в автоматизированном процессе решения производственно-хозяйственных задач большой набор слабо формализуемых факто­ров в соответствии со своим опытом и знаниями реальной эконо­мической ситуации. Особенно это касается экспертных систем.

Диалог представляет собой обмен информационными сообще­ниями между участниками процесса, когда прием, обработка и вы­дача сообщений происходят в реальном масштабе времени. Он может быть парным, когда число его участников равно двум, и множественным — при большем числе участников.

В основе машинной диалоговой технологии обработки инфор­мации лежит взаимодействие человека и ЭВМ во время решения задачи посредством передачи и приема сообщений через терми­нальные устройства. При диалоге типа «человек — ЭВМ» целью пользователя является получение результатных данных в процессе решения задачи. Цель использования ЭВМ — оказание помощи пользователю при выполнении рутинных операций.

Если роли участников диалога заданы жестко, то такой диалог называется жестким, например, режим работы «вопрос — ответ» с указанием того, кому из партнеров принадлежит инициатива. Аль­тернативная жесткая структура задает множество предписанных вариантов диалога, представляемых пользователю в виде меню, как правило, иерархической структуры, из которого он выбирает на­правление решения задачи. Такой диалог называется гибким. Свободным называется диалог, позволяющий участникам общения обмениваться информацией произвольным образом.

Эксплуатационные характеристики диалоговых систем должны удовлетворять следующим требованиям:

- легкая адаптация пользователя к системе;

- единообразие вычислительных, логических процедур и терми­нологии;

- снабжение пользователя справочной информацией и необхо­димыми инструкциями, выводимыми на экран видеотерминала
или печатающее устройство с указанием моментов получения по­мощи от ЭВМ или необходимости проведения ответных действий;

- использование кратких форм диалога;

- наличие защитных средств информации в системе, реализуе­мых операционными системами и специальными программами.

Технология обработки данных в диалоговом режиме на ЭВМ предполагает: организацию в реальном времени непосредственного диалога пользователя и машины, в ходе которого ЭВМ информи­рует человека о состоянии решаемой задачи и предоставляет ему возможность активно воздействовать на ход ее решения; обеспече­ние реактивности, т.е. оперативной циркуляции сообщений как между функциональными задачами (программами), так и между задачами и пользователем; создание для конечных пользователей — специалистов управления достаточно прозрачной диалоговой сис­темы, требующей от них лишь выполнения привычных служебных действий.

Для решения практических задач структура диалога включает раз­личные возможные способы обмена информацией между пользовате­лем и ЭВМ, т.е. диалоговая система содержит множество запросов и соответствующих им ответных сообщений. Каждому запросу соответ­ствует несколько альтернативных ответных сообщений. Схема диалога разрабатывается обычно сразу на весь комплекс решаемых задач. Ка­ждому пользователю выделяются отдельные части схемы диалога с це­лью автоматического контроля его полномочий и для предотвращения несанкционированного доступа.

Наиболее распространенными типами организации диалога яв­ляются меню, шаблон, команда, естественный язык.

Реализация диалога типа «меню» возможна через вывод на эк­ран видеотерминала определенных функций системы.

Выбор конкретной функции пользователем может осуществ­ляться:

- набором на клавиатуре требуемой директивы или ее сокращенного обозначения;

- набором на клавиатуре номера необходимой функции;

- подведением курсора в строку экрана с нужной пользователю
функцией;

- нажатием функциональных клавиш, запрограммированных на реализацию данной функции.

Шаблон — это режим взаимодействия конечного пользователя и ЭВМ, на каждом шаге которого система воспринимает только синтактически ограниченное по формату входное сообщение пользо­вателя. Варианты ответа пользователя ограничиваются форматами, предъявляемыми ему на экране видеотерминала. Диалог может быть реализован через:

- указание системой на экране дисплея формата вводимого
пользователем сообщения;

- резервирование места для сообщения пользователя в тексте
сообщения системы на экране терминала.

Диалог «шаблон» используется для ввода данных, значения ко­торых или понятны (например, поле для записи даты, фамилии, названия предприятия и т.д.), или являются профессиональными терминами, известными пользователю по его предметной области.

Диалог типа «команда» инициируется пользователем. Приэтом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команда пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши (обычно F1). При вводе ошибочной команд (нет в списке, не тот формат или синтаксис) выдается сообщена об ошибке.

Естественный язык — это тип диалога, при котором запрос и ответ со стороны пользователя ведется на языке, близком к естест­венному. Пользователь свободно формулирует задачу, но с набо­ром установленных программной средой слов, фраз и синтаксиса языка. Система может уточнять формулировку пользователя. Раз­новидностью диалога является речевое общение с системой.

Массовое применение ПЭВМ в режиме диалога обеспечивает отказ от использования традиционных бумажных носителей ин­формации. Использование ПЭВМ в местах возникновения инфор мации (на складах, в цехах, в функциональных управленческих от­делах и др.) позволяет автоматизировать процесс изготовления и заполнения первичной документации. При составлении первич­ного документа пользователь в диалоговом режиме с помощью ПЭВМ выбирает нужную ему из ряда предлагаемых системой форму документа и выводит ее на экран монитора. Последующая работа заключается в заполнении формы данными, вводимыми с клавиатуры либо с помощью другого устройства ввода (светового пера, манипулятора типа «мышь» и т.п.). Данные могут быть запи­саны на жесткий или гибкие магнитные диски. Готовый документ может быть при необходимости выведен на печать.

Диалоговая технология для системы обработки данных на базе ПЭВМ обеспечивает проведение автоматизированного сбора, реги­страции и предварительной обработки данных непосредственно на рабочих местах специалистов управления (создание АРМ).

В режиме диалога на ПЭВМ может работать не только опера­тор, но и конечный пользователь, знающий предметную область решаемой задачи, способный визуально обнаружить ошибки, как возникшие при вводе, так и не выявленные ранее непосредственно в первичных документах.

10.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации

Сеть - это совокупность программных, технических и коммуникаци­онных средств, обеспечивающих эффективное распределение вычисли­тельных ресурсов.

Сеть позволяет:

- построить распределенные хранилища информации (базы
данных);

- расширить перечень решаемых задач по обработке информации;

- повысить надежность информационной системы за счет дублирования работы ПК;

- создать новые виды сервисного обслуживания, например
электронную почту;

- снизить стоимость обработки информации.

Характеристики сетей:

- открытость. Заключается в обеспечении возможности под­ключения в контур сети любых типов современных ПК;

- ресурсы. Значимость и ценность сети должны определяться на­бором хранимых в ней знаний, данных и способностью техниче­ских средств оперативно их представлять либо обрабатывать;

- надежность. Трактуется как обеспечение высокого показателя «наработки на отказ» за счет оперативных сообщений об аварий­ном режиме, тестирования, программно-логического контроля и дублирования техники;

- динамичность. Заключается в минимизации времени отклика сети на запрос пользователя;

- интерфейс. Предполагается, что сеть обеспечивает широкий набор сервисных функций по обслуживанию пользователя и пре­доставлению ему запрашиваемых информационных ресурсов;

- автономность. Понимается как возможность независимой ра­боты сетей различных уровней;

- коммуникации. К ним предъявляются особые требования, связан­ные с обеспечением четкого взаимодействия ПК по любой принятой пользователем конфигурации сети. Сеть обеспечивает защиту данных от несанкционированного доступа, автоматическое восстановление работоспособности при аварийных сбоях, высокую достоверность пе­редаваемой информации и вычислительных процедур.

Важнейшей характеристикой сети является топология, опреде­ляемая структурой соединения ПК в сети. Различают два вида то­пологии — физическая и логическая. Под физической топологией понимается реальная схема соединения узлов сети каналами связи, а под логической — структура маршрутов потоков данных между уз­лами.

Наиболее обширно представлена классификация сетевых тех­нологий по признаку «охват территории».

Использование персональных компьютеров (ПК) в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС) обеспечивает постоянное и оперативное взаимодействие между отдельными пользователями в пределах коммерческой либо научно-производственной структуры. Все ее компоненты сети (ПК, каналы ком­муникаций, средства связи) физически размещаются на небольшой территории одной организации или ее отдельных подразделений.

Территориальной (региональной) называют сеть, компьютеры которой находятся на большом удалении друг от друга, как правило, от десятков до сотен километров. Иногда территориальную сеть называют корпоративной или ведомственной. Такая сеть обеспечивает обмен данными между имеющими доступ к ресурсам сети абонентами по телефонным каналам сети общего назначения, каналам сети «Телекс», а также по спутниковым каналам связи. Количество абонентов сети не ограничено. Им гарантируется надежный обмен данными в режиме «реального времени», передача факсов и телефонных (телексных) сообщений в заданное время, телефонная связь по спутниковым каналам.

Основная задача федеральной сети — создание магистральной сети передачи данных с коммутацией пакетов и предоставление услуг по передаче данных в реальном масштабе времени широкому кругу пользователей, к числу которых относятся и территориальные сети.

Глобальные сети обеспечивают возможность обще­ния по переписке и телеконференции. Основная задача глобальной сети — обеспечение абонентам не только доступа к компьютерным ресурсам, но и возможности взаимодействия между собой различ­ных профессиональных групп, рассредоточенных на большой тер­ритории.

 

ТЕМА 11. CALS – ТЕХНОЛОГИИ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ CALS – ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1) Методы CALS – технологии

Методы CALS – технологии

Метод CALS (Computer aided Acquisition and Logistics Support, CALS-технология) — компьютерно-ориентированный процесс поста­вок (сырья и комплектующих) и поддержка логистики — возник в 80-х годах XX в. для решения задачи повышения эффективности управле­ния и планирования в процессе заказа, разработки, организации про­изводства, поставок и эксплуатации военной техники.

CALS — это свод методик, позволяющий найти пути поиска сис­темного подхода к процессу вывода новой продукции на рынок — от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот и организации производства до осуществления комплекса марке­тинга, продаж и послепродажного обслуживания готовых изделий. Этот метод включает в себя положения системы качества и реализуется в форме проекта.

Дальнейшее развитие CALS-метода (2000 г.) привело к расширению первоначального смысла аббревиатуры CALS: Continuous Acquisition and Life circle Support — поддержка непрерывного жизненного цикла продукции (navysgml.dt.navy.mil/cals.html) как метода повышения кон­курентоспособности изделия за счет эффективного управления инфор­мацией. Задача CALS-метода заключается в преобразовании жизнен­ного цикла изделия в автоматизированный процесс путем реинжини­ринга (реструктуризации) входящих в него процессов.

CALS-метод предусматривает однократный ввод данных, их хране­ние в стандартных форматах, стандартизацию интерфейсов и электрон­ный обмен информацией между всеми организациями и их подразде­лениями — участниками проекта.

В определении CALS понятие «непрерывное развитие» предполагает постоянное приобретение изделием новых свойств за счет его беспре­рывной модернизации, что требует эффективного контакта между по­ставщиком и потребителем. Термин «поддержка жизненного цикла из­делия» предполагает организацию взаимодействия между участниками процесса на основе новых информационных и телекоммуникацион­ных технологий.

Стратегия CALS предусматривает создание информационного про­странства предприятия, позволяющего хранить информацию в элект­ронном виде и выступающее как единый источник данных для всех участников жизненного цикла изделия. CALS-метод определяет информационное пространство (ИП) предприятия как аккумулятор всей информации об изделии, как един­ственный источник данных о нем (прямой обмен данными между уча­стниками ЖЦ исключен), сформированный на основе международных, государственных и отраслевых стандартов.

Стратегия CALS предполагает два этапа создания единого информационного пространства:

- автоматизация отдельных процессов жизненного цикла изделия и представление данных о них в электронном виде согласно международным стандартам;

- интеграция автоматизированных процессов и относящихся к ним данных в составе единого информационного пространства.

Для реализации стратегии CALS используются следующие методы.

1. Технологии анализа и реинжиниринга бизнес-процессов — мето­ды реструктуризации функционирования предприятия. Эти техноло­гии позволяют корректно перейти от бумажного к электронному доку­ментообороту и внедрить в процессе автоматизации новые методы раз­работки изделий (параллельное проектирование, междисциплинарные рабочие группы и т. п.).

2. Технологии представления данных об изделии — методы стандартизированного представления в электронном виде данных, относящихся к отдельным процессам ЖЦ изделия.

3. Технологии интеграции данных об изделии — методы интеграции автоматизированных процессов ЖЦ и относящихся к ним данных.

Для интеграции всех данных в рамках ИП применяются системы управления данными об изделии. Их задача — аккумулировать всю информацию, создаваемую прикладными системами, в единую модель. Процесс взаимодействия этих систем и прикладных систем строится на основе стандартных интерфейсов, которые условно можно разде­лить на четыре группы.

1. Функциональные стандарты — отслеживают организационную
процедуру взаимодействия компьютерных систем. Например в стан­дарте IDEF (Integrate Computer Automated Manufacturing DEFinition —
семейство методов и технологий для создания сложных систем и проектирования компьютерных систем), IDEF0 — моделирование функций.

2. Информационные стандарты — предлагают модель данных, ис­пользуемую всеми участниками жизненного цикла. Например, ISO
10303 STEP.

3. Стандарты на программную архитектуру — задают архитектуру
программных систем, необходимую для организации взаимодействия
без участия человека. Например, COBRA.

4. Коммуникационные стандарты — указывают способ физической передачи данных по локальным и глобальным сетям. Например, ин­тернет-стандарты.

CALS-методология независима от предметной области и активно применяется при создании сложной наукоемкой продукции как воен­ного, так и гражданского назначения, срок жизни которой, с учетом различных модернизаций, составляет десятки лет. Как правило, она разрабатывается с привлечением многочисленных субподрядчиков, и философия CALS подразумевает прозрачные и легкие коммуникации исполнителей друг с другом и покупателями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РЕКОМЕНДУЕМОЙ К ИЗУЧЕНИЮ

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Титоренко Г. А., М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998. – 400 с.

2. Барановская Т. П., Лойко В. И. и др. «Информационные системы и технологии в экономике: Учебник» - М: Финансы и статистика, 2003 – 416 с.

3. Гарнаев А. Ю. «Ms Excel’ 2002: разработка приложений» - Спб: БХВ – Петербург, 2003 – 768 с.

4. Гарнаев А. Ю. «Самоучитель VBA» - Спб: БХВ – Петербург, 2002 – 512c.

5. Гетц К., Гилберт М. «Программирование на Visual Basic 6 и VBA. Руководство разработчика»: Пер. с англ. - Киев: Изд. группа BHV, 2001 – 912с.

6. Гетц К., Денилберт М. «Программирование в Microsoft Office. Полное руководство по VBA»: Пер. с англ. – Киев: Изд. группа BHV, 2000 – 768с.

7. Джекобсон Р. «Microsoft Office 2000: Автоматизация и Интернет возмож­ности»/ Пер. с англ. – М: Изд. – торг. Дом «Русская редакция», 2000 – 352с.

8. Дудорин В. И. «Информатика в развитии ресурсов производства: Учебное пособие для студентов спец. «Менеджмент»» - М: Издательство ГУУ, 2000 – 65 с.

9. Зак Диана «Самоучитель Visual Basic.NET» - Киев: Изд. группа BHV; Спб: Питер, 2003 – 558 с.

10. Золотова С. И, «Практикум по Access» - М: Финансы и статистика, 2003 – 144 с.

11. "Информатика" под ред. проф. Н.В. Макаровой – М: Финансы и статистика, 1999

12. «Информационно- вычислительные системы в машиностроении CALS - технологии»/ Ю. М. Соломенцев, В. Г. Митрофанов, В. В. Павлов, А. В. Рыбаков. – М: Наука, 2003 – 292 с.

13. «Информационные технологии (для экономиста): Учебное пособие» Под ред. А. К. Волкова – М: ИНФРА – М, 2001 – 310 с.

14. «Информационные технологии управления: Учебное пособие для ВУЗов» под ред. Г. А. Титоренко – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 – 439 с.

15. «Информационные технологии управления: Учебное пособие» - М: ИНФРА – М, 2001 – 215 с.

16. Каллахан Н. «Ваша web – страница. Проблемы и решения: Практическое пособие» Пер. с англ. – М: Изд. ЭКОМ, 2002 – 432 с.

17. Карминский А. М., Нестеров П. В. «Информатизация бизнеса» - М: Финансы и статистика, 1997 – 416 с.

18. Карпов Б. «VBA: специальный справочник» - Спб: Питер, 2002 – 416 с.

19. Козырев А. А. «Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник»- Спб: Издательство Михайлова, 2000 – 300 с.

20. Корнеев И. К., Година Т. А. «Информационные технологии в управлении: Учебное пособие» - М: ЗАО Финстатинформ, 1999- 47 с.

21. Корнеев И. К., Машурцев В. А. «Информационные технологии в управлении» - М: ИНФРА – М, 2001 – 158 с.

22. Коуров Л. В. «Информационные технологии»- Мн: Амалфея, 2000 – 192с.

23. Кузьменко В. Г. «Visual Basic 6: Самоучитель» - М: Бином – Пресс, 2002 – 400 с.

24. Меняев М. Ф. «Информационные технологии управления: Учебное пособие в 3-х кн. Кн. 3. Системы управления организацией» - М: Омега – Л, 2003 – 464 с.

25. Мишенин А. И. «Теория экономических информационных систем: Учебник» - М: Финансы и статистика, 2002 – 240 с.

26. Мэтьюс М., Полсен Э. «FrontPage 2000 для пользователя» Пер. с англ. – Киев: Изд. группа BHV, 2000 – 336 с.

27. Нейбауэр А. «Access 97 для занятых» - Спб: Питер, 1997 – 368 с.

28. Нортон П., Андерсен В. «Разработка приложений в Access 97 в подлиннике» Пер. с англ. – Спб: BHV – Санкт – Петербург, 1999 – 65 с.

29. Омельченко Л., Фёдоров А. «Самоучитель Microsoft FrontPage 2002» - Спб: БХВ – Петербург, 2001 – 576 с.

30. Омельченко Л., Фёдоров А. «Самоучитель Microsoft FrontPage 2002» - Спб: БХВ – Петербург, 2001 – 576 с.

31. «Основы современных компьютерных технологий»: Учебн. пособие / Под ред. Хомоненко А. Д. – Спб: КОРОНА – Принт, 2002 – 448 с.

32. Петров В. Н. «Информационные системы» - Спб: Питер, 2003 – 688 с.

33. Попов В. «Практикум по Интернет – технологиям: учебный курс» - Спб: Питер – 2002 – 480 с.

34. Рычков В. «Microsoft Excel 2000: краткий курс» - Спб: Питер, 2001 – 320с.

35. Семёнов М. И. И др. «Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник» - М: Финансы и статистика, 2003 – 416 с.

36. Советов Б. Я., Цехановский В. В. «Информационные технологии: Учебник для ВУЗов» - М: Высшая школа, 2003 – 263 с.

37. Соколова Г. Н. «Информационные технологии экономического анализа» - М: «Экзамен», 2002 – 320 с.

38. Стрелец И. А. «Новая экономика и информационные технологии» - М: Издательство «Экзамен», 2003 – 256 с.

39. Тельнов Ю. Ф. «Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие» - М: СИНТЕГ, 2002 – 316 с.

40. Уокенбах Джон, Брайан Андердал «Excel 2002. Библия пользователя»: Пер. с англ. – М: Издательский дом «Вильямс», 2002 – 832 с.

41. Уткин В. Б. «Информационные системы и технологии в экономике: Учебник» - М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 – 335 с.

42. Харитонова И. «Программирование в Access 2002: Учебный курс» - Спб: Питер, 2003 – 480 с.

43. Хотинская Г. И. «Информационные технологии управления: Учебное пособие» - М: Дело и Сервис, 2003 – 128 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...