Предметной области «Искусство»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание модернизации предметной области «Искусство» Одной из главных целей современного образования является свободное развитие личности, обладающей высокой нравственностью, способной к творческому саморазвитию на протяжении всей жизни. Предметная область «Искусство» в общеобразовательной школе отвечает этим требованиям, она направлена на формирование общероссийской культурной идентичности школьников на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды. Содержание модернизации предметной области «Искусство» - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности. Важным аспектом модернизации является обеспечение непрерывности предметной области «Искусство», чтобы школьники на всех этапах обучения имели возможность для системного и целенаправленного художественно-эстетического развития. Изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность [1]. Кроме того, в содержание модернизации предметной области «Искусство» необходимо включение, как академического искусства, так и произведений современного искусства, электронных и мультимедийных технологий, а также отведение достаточного учебного времени самостоятельной творческой работе школьников.
Основными задачами преподавания искусства в общеобразовательной школе при небольшом количестве учебного времени, выделенного на данные предметы, становятся приобретение обучающимися навыков художественной и музыкальной деятельности. Выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение. Воспитание грамотного зрителя и слушателя, то есть человека, у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий. Использование искусства как средства арт-терапии, что наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья. Сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО выделены 4 группы механизмов модернизации преподавания предметной области «Искусство»: 1. Поддержка и развитие предметной области «Искусство». 2. Образовательная база. 3. Образовательные технологии. 4. Продвижение инноваций в области преподавания искусства в общеобразовательной школе.
Нормативно-правовое, методическое обеспечение преподавания предметной области «Искусство» Нормативно-правовое обеспечение Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Профессиональный стандарт педагога. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286- 15 ― Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Об организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (с изменениями и дополнениями 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями и дополнениями). Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 О федеральном перечне учебников, рекомендуемом к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования). Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15). Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 гг., утверждена Минкультуры России 29 декабря 2014 г. 6 Концепция преподавания и изучения предметной области «Искусство» (опубликовано на портале 30 декабря 2018 г.)
Поддержку и развитие предметной области «Искусство» обеспечивает новая Концепция преподавания и изучения предметной области «Искусство» и Федеральные государственные стандарты общего образования, в разработке которых принимают участие сотрудники Института художественного образования и культурологии РАО. Значимыми предстают и международные связи, позволяющие активизировать обмен опытом с зарубежными коллегами. Целью Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Ключевым пунктом является обеспечение непрерывности преподавания предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности от дошкольного образования до выпускного класса. Концепция предлагает такую структуру: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовании. Затем предметы «Музыка» и «Изобразительное искусства» с 1 по 7 классы включительно. При необходимости школа может выбрать вариант преподавания этих предметов и в 8-9 классах. Несомненна важность освоения искусства для подростков, которые находятся в возрасте отрицания традиций и поиска современных художественных явлений. По этой причине Концепция предлагает преподавание предмета «Мировая художественная культура» с 8 по 11 классы. В 8-9 классах этот предмет выбирается вариативно, если не преподаются музыка и изобразительное искусство. Обучение на базовом уровне должно быть обязательным для всех обучающихся в образовательных организациях и способствовать повышению художественной культуры, эстетического вкуса, развитию художественно-творческих способностей и универсальных учебных действий. Углубленное изучение учебных предметов предметной области «Искусство» должно обеспечивать высокий уровень освоения теоретических основ и развития профессиональных навыков в выбранном обучающимся виде искусства. Подобный подход позволит образовательным организациям выбирать свой образовательный модуль предметной области «Искусство» в зависимости от региональных условий, возможностей образовательной организации и социальных запросов. С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура). Оптимальное качество образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» может быть достигнуто при обеспечении условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации школьников по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.).
Для достижения высокого уровня обучения сегодня необходимо в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования уточнить требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования. В настоящее время необходимо определение оптимального соотношения объема теоретического материала и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, для этого следует уточнить список обязательных для изучения произведений искусства и расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся, сочетая с художественно-творческой различные формы проектной деятельности. Особую сложность представляет разработка контрольных измерительных материалов для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам предметной области «Искусство», так как искусство имеет как объективные, так и субъективные критерии. Однако, очевидна необходимость создания различных форм оценивания творческих работ, созданных школьниками [2]. Это проблема, требующая профессионального и серьезного обсуждения. Определено также, что для модернизации содержания преподавания предметной области «Искусства» необходимо совершенствование механизмов координации и развития системы дополнительного образования. Для обеспечения этого аспекта модернизации сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО созданы комплекты программ дополнительного образования в области искусства. Значимым механизмом модернизации предметной области «Искусство» сегодня является продвижение инноваций в преподавании предметов искусства в школе. Для этого по инициативе педагогов создается Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство», которая будет способствовать обмену опытом между учителями, повышению профессионального уровня учителей. Модернизация художественного образования требует высококвалифицированных педагогов, готовых к постоянному профессиональному росту, материально-технической базы, и, что особенно важно – единства в педагогическом сообществе, стремления к повышению качества образования, его результативности, глубине влияния на развитие личности.
С этой целью в Концепции определены меры для повышения качества работы учителей предметной области «Искусство». Это: совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленного на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ. Оптимизация методов оценки качества работы педагогических работников, в том числе введение профессиональных стандартов учителей предметной области «Искусство», способствующих адекватной оценке труда педагогов при аттестации. Развитие системы олимпиад и конкурсов художественного или музыкального и педагогического мастерства для учителей предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации. Источник: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sovremennye-aspekty-modernizacii-prepodavaniya-predmetnoy-oblasti-iskusstvo
Литература 1.Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3. - 2016. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9-17.pdf 2. Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства / Педагогика искусства. - № 4. – 2016. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8-22.pdf 3. Концептуальные основы модернизации предметной области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 162 с. ISBN 978-5-905451-27-0 4. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года) https://rmc.vsevobr.ru/pomosh-po-fgos/ 5. Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|