Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II Влияние однотипных построек на здоровье человека




Зрительный анализатор современного человека испытывает боль­шую функциональную нагрузку, одним из проявлений которой являет­ся постоянное сильное напряжение механизмов аккомодации глаза. Для сохранения функциональной способности глазу необходимы пери­одический отдых, снятие напряжения механизмов аккомодации (ресничной мышцы хрусталика), которое достигается переключением зрительного взора от объекта рассматривания и направлением его вдаль, вбесконечность. В условиях природной среды этого достичь очень легко, поскольку всегда есть возможность направить взор либо в небосвод, ли­бо в сторону горизонта. В городской среде взор постоянно натыкается па элементы городского пейзажа, расположенные на сравнительно близком расстоянии (стены домов) и полного расслабления механиз­мов аккомодации не наступает, глаз постоянно находится в напряже­нии. Из физиологии зрительного анализатора известно, что восприятие зрительного образа у человека происходит в результате постоянных скачкообразных, автоматически совершающихся с частотой 2-3 раза в секунду движений глазных яблок — саккад. Саккады возникают при рассматривании неподвижных предметов. Быстрые повороты глазною яблока (10-80 мс) чередуются с периодами неподвижной фиксации взгляда в одной точке (200-600 мс). В природном окружении после очередной саккады глаза практически всегда находят новый для них эле­мент материальной среды. Этот феномен, закрепленный филогенети­чески, является одним из факторов поддержания гомеостаза психофи­зиологического статуса организма[4].

Среди различных элементов искусственной среды обитания в поселении, особенно  в  городах,   большой удельный   вес  занимают  такие конструктивные детали, как плоские поверхности фасадов зданий, площадей, улиц, прямые углы на пересечении этих плоскостей, моно­тонно повторяющиеся однотипные архитектурные элементы - окна, панели, балконы. В природной среде плоскости, соединенные прямы­ми углами, встречаются редко, природные поверхности не бывают сим­метричными и не состоят из однотипных деталей. В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный цвет бетона или ас­фальта, в природе более благоприятный для глаз зеленый цвет и дру­гие разные цвета и оттенки. Неадекватный многовековому опыту чело­вечества образ современной архитектурной среды воспринимается че­ловеком как агрессивный, вызывает, особенно в сочетании с другими сенсорными раздражениями, присущими юродской среде (транспорт­ный шум, запах загрязненного воздуха), психофизиологическую напряженность. Суетность улиц, шум машин, давка людей – все это не может благотворно сказаться на нашем здоровье. Уличная сеть и площади занимают 20-25% территории поселений и в основном определяют их общую планировочную структуру: прямоу­гольную, радиальную, радиально-кольцевую или свободную. С улица­ми связаны весьма существенные в гигиеническом смысле факторы: ориентация зданий, обмен воздуха в пределах территории города, заг­рязнение воздуха автотранспортом (отработавшие газы и пыль резины и асфальта), уличный шум, уличный травматизм, расход энергии при передвижении по улице. Все это и многое другое влияет на эмоции человека, а так же на его физическое состояние.

Большинство жилых зданий нашего города представляют собой, так называемые, «коробочки». Мною был составлен тест, который выявлял влияние современных типовых здании на здоровье человека. Тест представлен в приложении №1.

 Тестирование проводилось среди 360 учащихся 9-11-х классов, большинство опрашиваемых из которых ответили, что серые одинаковые здания вызывают у них негативные эмоции (диаграммы см. в приложении №2).

С недавнего времени в нашем городе производится строительство новых зданий, отличающихся друг от друга. Так на вопрос о влиянии современных зданий с яркой цветовой гаммой на человека большинство учащихся ответило, что такие здания вызывают у них позитивные эмоции (диаграммы см. в приложении №2).

Мною также было проведено исследование методом опроса, благодаря которому я выяснил, какие постройки окружают наших учеников. Из интервью с учащимися нашего лицея были получены данные о том, что большинство школьников живет в многоэтажных зданиях (140 в панельных и 100 в кирпичных); лишь немногие в частных домах (40 в деревянных и 80 в кирпичных) (диаграммы см. в приложении №2).

Следующим этапом моего исследования стало тестирование учащихся о влиянии окружающей среды на эмоциональное состояние человека, в результате которого были получены данные о том, что 150 человек чувствуют себя лучше на природе, 60 – лучше в городе, 140– одинаково хорошо и 10 одинаково плохо (диаграммы см. в приложении №2).

Глава III Биоархитектура

       Биоархитектура – это попытка воссоздать живые организмы при помощи архитектуры, применить в технике различные особенности живых организмов. Создателем органической архи­тектуры стал американец Луис Салливен, который считал, что человек должен жить и работать в домах, кото­рые гармонично вписываются в окру­жающий ландшафт[5].

Поселившийся в Индии англичанин Лаури Бейкер воплотил эти идеи в домах, вполне традиционных внеш­не, но так органично встроенных в зе­леные заросли тропиков, что можно подумать, они сами выросли из зем­ли, как грибы после дождя.

Отличительной чертой органической архитектуры стала приверженность к природным материалам: вместо ста­ли, бетона и пластика используются камень, дерево и стекло. Есть страны, в которых почти вся национальная архитектура может быть отнесена к органической, среди них Финляндия с ее суровой, но велико­лепной природой. Дерево и камень — основные строительные материалы в этой стране. Реконструкция Оперного театра в Эссене (Германия) формой напоминает скалистый уступ, обработанный ледником, в точ­ности как камни Финляндии. Уже в наши дни французский ар­хитектор Франсуа Рош создал дом-ка­муфляж, который удовлетворяет тре­бованиям органической архитекту­ры — не противоречить расположен­ному неподалеку старинному замку и вписываться в холмистую местность. В результате форма дома оказалась ломанной, под рельеф местности, а само строение — задрапированным зеленой сеткой, которая маскирует дом и защищает людей от жары и насекомых. Другой его знаменитый проект 2005 года — музей города Лозанны, на­зываемый Огееп Согдоп, выполненный в излюбленной манере Роша как нечто неотличимое от окружающей приро­ды — зеленый лабиринт, напоминаю­щий то ли поросшие лесом овраги, то ли застывшее насекомое, богомола.

Иногда дом в буквальном смысле «встраивают» в ландшафт и маскируют под зеленый холм, совсем как жи­лище хоббитов. Зеленая трава на кры­ше и стенах защищает дома в швейцар­ской деревне, построенной по проекту Петера Феча, от дождя, ветра и пере­падов температуры. Из-за хорошей теплоизоляции такие дома потребляют меньше электроэнергии.

Эмилио Амбаш построил в 1993 году в японском городе Фукуока здание культурного центра прямо на террито­рии сквера. Оно выглядит как огром­ная зеленая лестница, спускающаяся в сад, каждая ступенька — длинный га­зон, на котором можно устроить пик­ник в центре, города, да еще и осмо­треть окрестности с высоты.

Существует и другое понимание органической архитектуры — подра­жание живой природе. Достаточно вспомнить дом Константина Мельникова в Москве, форма и расположение окон которого напоминают пчелиные соты, или тво­рения итальянца Антонио Гауди[6].

Фрай прославился в 1960—1970-х годах созданием павильона ФРГ на Всемирной выставке в Монреале и Олимпийского стадиона в Мюнхене, где он использовал мембранные и эластичные конструкции, главное достоинство которых — легкость и прозрачность. Ёго стены и крыша сплетены из множества бумажных трубочек, а сверху этот похожий на гигантские соты полукруглый каркас покрыт светопропускаемой бумаж­ной мембраной[7].

Без сомнения к биоархитектуре можно отнести и био-тек, возникший как альтернатива хай-теку. Согласно его идеологии, на смену квадрат­ным, неестественным формам зданий должны прийти мягкие, повторяющие плавные линии живого формы. Пока это течение существует в большей сте­пени как идеология, разделяемая не­сколькими ведущими архитектора­ми. Начало ему положил англичанин Норманн Фостер, создавший в лон­донском Сити в 2004 году башню по адресу: 30, Сент Мэри Экс. Абсолютно круглая в плане башня высотой 180 метров свечой тянется в небо, но зна­ющим людям она больше напомни­ла огурец, что и решило ее судьбу — башню причислили к классике био-тека[8].

       Наряду с био-теком возникла идея блоб-архитектуры, когда здание напоминает формой что-то округлое и мягкое, некий сгу­сток инопланетной живой субстан­ции, готовый разрастись и поглотить все вокруг.

Несмотря на то, что биоархитек­тура возникла отчасти как дань моде на все живое, органичное и эколо­гическое, у нее просматриваются пре­красные перспективы. В городах появляется все больше биоморфных зданий, все чаще в конструкциях жилых домов и общественных зданий используются солнечные батареи и другие источники альтернативной энергии, снижающие нагрузку на экологию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...