Глава II Влияние однотипных построек на здоровье человека
Зрительный анализатор современного человека испытывает большую функциональную нагрузку, одним из проявлений которой является постоянное сильное напряжение механизмов аккомодации глаза. Для сохранения функциональной способности глазу необходимы периодический отдых, снятие напряжения механизмов аккомодации (ресничной мышцы хрусталика), которое достигается переключением зрительного взора от объекта рассматривания и направлением его вдаль, вбесконечность. В условиях природной среды этого достичь очень легко, поскольку всегда есть возможность направить взор либо в небосвод, либо в сторону горизонта. В городской среде взор постоянно натыкается па элементы городского пейзажа, расположенные на сравнительно близком расстоянии (стены домов) и полного расслабления механизмов аккомодации не наступает, глаз постоянно находится в напряжении. Из физиологии зрительного анализатора известно, что восприятие зрительного образа у человека происходит в результате постоянных скачкообразных, автоматически совершающихся с частотой 2-3 раза в секунду движений глазных яблок — саккад. Саккады возникают при рассматривании неподвижных предметов. Быстрые повороты глазною яблока (10-80 мс) чередуются с периодами неподвижной фиксации взгляда в одной точке (200-600 мс). В природном окружении после очередной саккады глаза практически всегда находят новый для них элемент материальной среды. Этот феномен, закрепленный филогенетически, является одним из факторов поддержания гомеостаза психофизиологического статуса организма[4]. Среди различных элементов искусственной среды обитания в поселении, особенно в городах, большой удельный вес занимают такие конструктивные детали, как плоские поверхности фасадов зданий, площадей, улиц, прямые углы на пересечении этих плоскостей, монотонно повторяющиеся однотипные архитектурные элементы - окна, панели, балконы. В природной среде плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются редко, природные поверхности не бывают симметричными и не состоят из однотипных деталей. В окраске городских зданий и сооружений преобладает монотонный цвет бетона или асфальта, в природе более благоприятный для глаз зеленый цвет и другие разные цвета и оттенки. Неадекватный многовековому опыту человечества образ современной архитектурной среды воспринимается человеком как агрессивный, вызывает, особенно в сочетании с другими сенсорными раздражениями, присущими юродской среде (транспортный шум, запах загрязненного воздуха), психофизиологическую напряженность. Суетность улиц, шум машин, давка людей – все это не может благотворно сказаться на нашем здоровье. Уличная сеть и площади занимают 20-25% территории поселений и в основном определяют их общую планировочную структуру: прямоугольную, радиальную, радиально-кольцевую или свободную. С улицами связаны весьма существенные в гигиеническом смысле факторы: ориентация зданий, обмен воздуха в пределах территории города, загрязнение воздуха автотранспортом (отработавшие газы и пыль резины и асфальта), уличный шум, уличный травматизм, расход энергии при передвижении по улице. Все это и многое другое влияет на эмоции человека, а так же на его физическое состояние.
Большинство жилых зданий нашего города представляют собой, так называемые, «коробочки». Мною был составлен тест, который выявлял влияние современных типовых здании на здоровье человека. Тест представлен в приложении №1. Тестирование проводилось среди 360 учащихся 9-11-х классов, большинство опрашиваемых из которых ответили, что серые одинаковые здания вызывают у них негативные эмоции (диаграммы см. в приложении №2).
С недавнего времени в нашем городе производится строительство новых зданий, отличающихся друг от друга. Так на вопрос о влиянии современных зданий с яркой цветовой гаммой на человека большинство учащихся ответило, что такие здания вызывают у них позитивные эмоции (диаграммы см. в приложении №2). Мною также было проведено исследование методом опроса, благодаря которому я выяснил, какие постройки окружают наших учеников. Из интервью с учащимися нашего лицея были получены данные о том, что большинство школьников живет в многоэтажных зданиях (140 в панельных и 100 в кирпичных); лишь немногие в частных домах (40 в деревянных и 80 в кирпичных) (диаграммы см. в приложении №2). Следующим этапом моего исследования стало тестирование учащихся о влиянии окружающей среды на эмоциональное состояние человека, в результате которого были получены данные о том, что 150 человек чувствуют себя лучше на природе, 60 – лучше в городе, 140– одинаково хорошо и 10 одинаково плохо (диаграммы см. в приложении №2). Глава III Биоархитектура Биоархитектура – это попытка воссоздать живые организмы при помощи архитектуры, применить в технике различные особенности живых организмов. Создателем органической архитектуры стал американец Луис Салливен, который считал, что человек должен жить и работать в домах, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт[5]. Поселившийся в Индии англичанин Лаури Бейкер воплотил эти идеи в домах, вполне традиционных внешне, но так органично встроенных в зеленые заросли тропиков, что можно подумать, они сами выросли из земли, как грибы после дождя. Отличительной чертой органической архитектуры стала приверженность к природным материалам: вместо стали, бетона и пластика используются камень, дерево и стекло. Есть страны, в которых почти вся национальная архитектура может быть отнесена к органической, среди них Финляндия с ее суровой, но великолепной природой. Дерево и камень — основные строительные материалы в этой стране. Реконструкция Оперного театра в Эссене (Германия) формой напоминает скалистый уступ, обработанный ледником, в точности как камни Финляндии. Уже в наши дни французский архитектор Франсуа Рош создал дом-камуфляж, который удовлетворяет требованиям органической архитектуры — не противоречить расположенному неподалеку старинному замку и вписываться в холмистую местность. В результате форма дома оказалась ломанной, под рельеф местности, а само строение — задрапированным зеленой сеткой, которая маскирует дом и защищает людей от жары и насекомых. Другой его знаменитый проект 2005 года — музей города Лозанны, называемый Огееп Согдоп, выполненный в излюбленной манере Роша как нечто неотличимое от окружающей природы — зеленый лабиринт, напоминающий то ли поросшие лесом овраги, то ли застывшее насекомое, богомола.
Иногда дом в буквальном смысле «встраивают» в ландшафт и маскируют под зеленый холм, совсем как жилище хоббитов. Зеленая трава на крыше и стенах защищает дома в швейцарской деревне, построенной по проекту Петера Феча, от дождя, ветра и перепадов температуры. Из-за хорошей теплоизоляции такие дома потребляют меньше электроэнергии. Эмилио Амбаш построил в 1993 году в японском городе Фукуока здание культурного центра прямо на территории сквера. Оно выглядит как огромная зеленая лестница, спускающаяся в сад, каждая ступенька — длинный газон, на котором можно устроить пикник в центре, города, да еще и осмотреть окрестности с высоты. Существует и другое понимание органической архитектуры — подражание живой природе. Достаточно вспомнить дом Константина Мельникова в Москве, форма и расположение окон которого напоминают пчелиные соты, или творения итальянца Антонио Гауди[6]. Фрай прославился в 1960—1970-х годах созданием павильона ФРГ на Всемирной выставке в Монреале и Олимпийского стадиона в Мюнхене, где он использовал мембранные и эластичные конструкции, главное достоинство которых — легкость и прозрачность. Ёго стены и крыша сплетены из множества бумажных трубочек, а сверху этот похожий на гигантские соты полукруглый каркас покрыт светопропускаемой бумажной мембраной[7].
Без сомнения к биоархитектуре можно отнести и био-тек, возникший как альтернатива хай-теку. Согласно его идеологии, на смену квадратным, неестественным формам зданий должны прийти мягкие, повторяющие плавные линии живого формы. Пока это течение существует в большей степени как идеология, разделяемая несколькими ведущими архитекторами. Начало ему положил англичанин Норманн Фостер, создавший в лондонском Сити в 2004 году башню по адресу: 30, Сент Мэри Экс. Абсолютно круглая в плане башня высотой 180 метров свечой тянется в небо, но знающим людям она больше напомнила огурец, что и решило ее судьбу — башню причислили к классике био-тека[8]. Наряду с био-теком возникла идея блоб-архитектуры, когда здание напоминает формой что-то округлое и мягкое, некий сгусток инопланетной живой субстанции, готовый разрастись и поглотить все вокруг. Несмотря на то, что биоархитектура возникла отчасти как дань моде на все живое, органичное и экологическое, у нее просматриваются прекрасные перспективы. В городах появляется все больше биоморфных зданий, все чаще в конструкциях жилых домов и общественных зданий используются солнечные батареи и другие источники альтернативной энергии, снижающие нагрузку на экологию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|