Глава IV Цвет в современном мире и его влияние на здоровье человека
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Другой немаловажной экологической проблемой является влияние цветовой гаммы на здоровье человека. Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену[9]. Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: желтому, красному и синему. Основные они потому, что при смешении двух других цветов основные получить не удастся, зато путем смешивания этих цветов можно получить отличные от них. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: желтый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет[10]. Все цвета можно разделить на теплые и холодные. Эти условные обозначения появились из-за того, что каждый цвет может являться составляющей какого либо понятия. Допустим, море, снег, лед, небо, по физическим качествам холодные, и синий цвет, является для них более подходящим. Это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим. Теплые же цвета всегда вызывают радостные эмоции. Это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Солнце представляется нам оранжевым, желтым, а на закате красным. На мой взгляд, теплые цвета стали теплыми благодаря Солнцу, его жизненной энергии, без которой человечество просто погибло бы[11].
Каждый цвет, на мой взгляд, обладает своим определенным воздействием, влиянием на человека. Посредством этого влияния и отношения человека к цветам можно определить психологию цвета. Отклонение какого-либо цвета свидетельствует об испытании страха перед его действием на человеческие чувства. А выбор определенного цвета наоборот показывает человеческую симпатию, чувство доверия и защищенности. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них - дети, молодежь, а также открытые прямые натуры. Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой. Психологические характеристики основных цветов помогут понять силу влияния, которое они оказывают на человека, сопоставить научные значения с цветовыми предпочтениями детей и, следовательно, соотнести полученные выводы[12]. Для начала рассмотрим психологию красного цвета. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией, способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Красный является символом пылкой любовной страсти. Красное, по своей сути – революция, переворот, полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами. Красный вызывает угрозу, по этой причине предметы, указывающие на угрожающую опасность, окрашивают в красный цвет. Красный цвет соответствует античному элементу "огонь", холерическому темпераменту, а в категориях времени – современности. Любой цвет может, как привлекать, так и отталкивать. Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается, испытывает страх, переживания, физическое и нервное истощение. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Предпочтение красного цвета означает: уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету[13].
Далее проведем психологическую характеристику синего цвета и его оттенков. Прежде всего, это успокаивающий цвет, способствующий физическому и ментальному расслаблению, создающий атмосферу безопасности и доверия. Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению. Синий цвет отражает физиологическую и психологическую потребность. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Синий – чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью[14]. Синий – поглощает, втягивает в себя. Темно – синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно – синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Повышаются также восприимчивость и готовность к боли. Отклонение темно-синего цвета означает, что человек избегает ослабляющего напряжения покоя, так как считает, что не может в данный момент позволить себе отдых без отказа от чего-то важного. Такой человек предчувствует, что расслабляющий покой вызовет именно ту атонию (отсутствие тонуса, расслабление), перед которой он испытывает страх. Атония может привести к депрессии, которой стремятся избежать. Для таких людей синий цвет – "угрожающее ничто". Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен "удовлетворяющего единения", которого ему не хватает. В результате этого возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость. Так же отклонение синего цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству. Часто синий цвет отвергают курильщики. Предпочтение же этого цвета означает: стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленным размышлениям.
При повышенных раздражителях и изменчивом беспокойном поведении страдает так же способность к концентрации, что, особенно у детей, выражается в невосприимчивости к учебе. Продолжительное раздражение может вызвать у взрослых невротическое нарушение. Отказ от темно-синего цвета, как страх перед покоем, часто вызывает предпочтение красного цвета и свидетельствует о стремлении к возбуждающим переживаниям. Фиолетовый цвет связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. В фиолетовом цвете наблюдается склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно – тоскливому настроению. Фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять. Фиолетовый цвет является также магическим отождествлением. Несет в себе слияние противоположностей, чувствительность. В целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на грани инфантильности и определяется как «внушаемость». Проведенные исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно чаще, чем средние, и, тем самым, негативное и критическое отношение к нему. Фиолетовый цвет отвергается как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми искусства. Отказ от этого цвета так же свидетельствует еще и о контроле чувствительности, стремлении к порядку[15].
Предпочтение фиолетового цвета означает: стремление очаровывать, чувственную предрасположенность, внушаемость. Среди умственно отсталых детей его выбирают 85%. Фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании вкуса. Зеленый – самый спокойный цвет из существующих, который никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет статичен, заключает в себе энергию, чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета и чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразие отношение к себе самому. Чистый, как кристалл, жесткий сине, – зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, возводят свои воззрения в принцип и добиваются его соблюдения с непримиримой последовательностью[16]. Чистый зеленый цвет стремится к самоутверждению, абсолютно консервативен. Люди, предпочитающие чисто зеленый, стремятся, благодаря твердости, приобрести манеру уверенно держаться. Они стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще. Они уверены в признании окружающих, но в действительности выглядят обывателями, им присуща настойчивость и выдержка; зато люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Они надеются добиться успеха без настойчивого труда, благодаря своей "гениальности" или, по крайне мере, "личной индивидуальности". Светлый желто-зеленый, либо более темный коричнево-зеленый, отношение к самим себе прямо противоположное. Если человек отдает предпочтение сине-зеленому цвету, то он чрезмерно перенапрягает себя физически, а также предъявляет повышенные требования к своей нервно-соматической выносливости. Как только наступает состояние истощения, пациент отклоняет сине-зеленый цвет как несимпатичный. Сине-зеленый кажется ему теперь холодным, суровым, ядовитым цветом[17].
Желтый цвет – цвет будущего. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий, а потому – согревающий. «Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей внешней чистоте он всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое впечатление. Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что нас обвеивает настоящим теплом»[18]. Считается, что желтый – цвет озарения, но также бесполезной деятельности. Желтый – цвет зависти. Этот цвет соответствует неопределенному будущему и еще не осуществленным возможностям. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его характер и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, становится дерзкой и навязчивой. Желтый цвет следует понимать как изменение и как снятие напряжения посредством раздражающего действия. И все-таки это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи с точки зрения других людей. Это цвет оптимизма[19]. Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Выбирающий зеленый и желтый нуждается в немедленном подтверждении того, что его ценят, уважают. Тот же, кто отвергает оба эти цвета, также не может больше выносить напряженного давления и раздражающего возбуждения. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться. Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья, из-за домашних условий, в тоске по дальним странам, отправляются в путешествия. Увлекающиеся "полетами", охотно отрывающиеся от окружающей реальности люди также предпочитают желтый цвет. При обследовании 200 хронических алкоголиков оказалось, что желтый отвергается наиболее решительно. Белый – положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра. Черный – как конечный пункт темноты. Это не цвет, потому что черный поглощает свет. Являясь противоположностью белого цвета, играет огромную роль в нашей жизни. Уравновешивает белый цвет. Соотносится с бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может мешать изменениям. Черный одаривает чувством собственного достоинства и власти, однако, может послужить преградой в отношениях между людьми. Его всегда лучше дополнять другими цветами. Черный с другими цветами может создавать сильные энергетические сочетания. Черный обладает и защитными свойствами. Когда мы чувствуем свою уязвимость и нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета. Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни[20]. Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих, выражение протеста, негативизм, агрессия. Способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам. Отклонение черного цвета означает предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам. Все эти данные можно обобщить в одной таблице, чтобы было наглядно видно все основные качества цветов (см. таблицу в приложении №3). Таким образом, в таблице мы видим психологию каждого цвета. Мы видим психологию людей, выбирающих те или иные цвета. На мой взгляд, цвет может многое сказать о человеке, о его внутреннем мире. Я считаю, что у каждого цвета, как и у человека, есть свои плюсы и минусы. Мне захотелось узнать, какие ассоциации эти цвета вызывают у школьников. Желтый цвет – болезнь, беспокойство, сомнение, свет, теплота, дружелюбие, открытость. Большинство учащихся (32%) ассоциируют этот цвет с радостью, 22% - с солнцем, 4% - с теплом и всего 3% с болезнью (диаграммы см. в приложении №2). Зеленый цвет в литературе трактуется как природа, жизнь, спокойствие, концентрация, зависть, незрелость, ядовитость. Школьные доски часто зеленого цвета, что помогает школьникам лучше концентрироваться. Мнение учащихся почти совпало с научной трактовкой: примерно одинаковое количество учеников (23% и 22% соответственно) ассоциируют зеленый с природой и спокойствием. Еще 4% проводят параллель с летом (диаграммы см. в приложении №2). Синий цвет обозначают как спокойствие, простор, доверие, надежность, холод, даль, тоску. Так же он способствует понижению кровяного давления и нормализации пульса. Большинство школьников (20%) сравнили синий с небом, еще 14% представили этот цвет как спокойствие, 10% - море, 9% - радость, 5% - нежность, 4% - свобода, и, что, на мой взгляд, удивительно у 3% голубой цвет вызвал ненависть (диаграммы см. в приложении №2). Красный цвет обозначает любовь, красоту, возбужденную активность, раздражение, усталость, кровь. Этот цвет пагубно влияет на организм человека: от него устают глаза, появляется чувство удушья, пульс учащается, повышается кровяное и внутричерепное давление, из-за чего в некоторых случаях возникает головная боль. У большинства учеников (11%) красный цвет вызывает радость, у 10% ярость, у 9% любовь, 7% думают о крови, 4% испытывают страх, а 3% представляют огонь (диаграммы см. в приложении №2). Черный – цвет ночи и тьмы, угрозы, печали и смерти, элегантности, силы и власти. 13% опрошенных при мыслях о черном испытывают грусть, 11% представляют ночь, 6% смерть, 5% испытывают отвращение, 3% - страх (диаграммы см. в приложении №2). Белый цвет – символ чистоты и ясности, света и мудрости, легкости и сдержанности, но в то же время одиночества и холода. 12% опрошенных ассоциируют этот цвет с чистотой, 11% со спокойствием, у 9% белый цвет вызывает радость, а 7% представляют зиму (диаграммы см. в приложении №2). Таким образом, мы видим, что одни цвета положительно влияют на организм человека, другие – отрицательно. Но есть и такие, которые одновременно оказывают как положительное влияние, так и отрицательное. На мой взгляд, это вызвано тем, что каждый цвет – сугубо индивидуален, каждый цвет оказывает собственное воздействие и выполняет определенные функции. Эти функции отражаются как на психическом здоровье человека, так и на физическом. Не стоит оставлять без внимания цветовую гамму и помещений. Для того чтобы добиться улучшения работоспособности в общественных организациях (школах, офисах и т.п.) руководство должно создавать условия, благотворно влияющие на организм и эмоциональное состояние человека. А это в первую очередь цвет в интерьере. Мною был проведен опрос об отношении учеников к цветовой гамме своей школы. Я попытался узнать, оказывает ли влияние цветовая гамма школы на работоспособность учеников. 200 детей сказали, что да, 40, что нет, а 120 – все равно. Так же ученики оставили свои рекомендации по изменению внешнего облика школы: 250 считают, что ее нужно перекрасить, 50 – перестроить, а 60 – оставить как есть. На вопрос о внешнем цвете школы 210 человек ответили, что он им не нравится, 130 – что им все равно, и всего лишь 20 – что нравится. На вопрос о цвете классных комнат 80 человек ответили, что им все равно, 230 человек ответили, что им все нравится, а 50 ученикам цвет не нравится (диаграммы см. в приложении №2). Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде. Рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма. Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности. Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д[21]. Например, белый цвет дает много возможностей для изменения пространства. Белый в интерьере притягивает своей простотой, утонченностью и чистотой. Он создает ощущение простора. Белый цвет включает в себя все цвета спектра с одной стороны, а с другой в нем очень мало цвета. Пастельные, светлые, нейтральные тона, которые очень хороши для жилища, также содержат белый цвет или, лучше сказать, свет. Белый цвет может быть разным, в зависимости от освещения или выбранной палитры белого цвета: теплым, свежим, мягким, откровенным, вызывающим. Белый цвет в помещении сделает ярче проникающий из окна дневной свет, темные места в комнате, покрашенные в белый цвет станут светлее, восприятие любых предметов на белом фоне и в окружении белого цвета станет спокойнее и выигрышнее. Белый цвет хорош для создания интерьеров в стиле минимализм. Однако, если белого цвета слишком много, в силу вступят его негативные свойства: изоляция, скука, чопорность, разочарование. В таком пространстве человеку будет неуютно. Если вы хотите чувствовать себя в белой комнате хорошо, нужно разбавить белый цвет предметами других красок. Не рекомендуется использование белого цвета для детских комнат и больничных помещений. Учитывая сильное стимулирующее воздействие красного цвета, его чаще используют в помещениях, где приветствуется движение и активность: прихожих, лестничных пространствах, спортзалах, кухнях. Однако не следует забывать о том, что не нужно красить все стены красной краской, чтобы ощутить на себе все положительное влияние красного цвета. Достаточно использовать его как дополнительный цвет или же, как акцент к выбранному основному цвету. Желтый цвет незаменим, когда хочется создать атмосферу для интеллектуальной работы, в том числе работы редактора. Однако, чаще его применяют в сочетании с цветом, который несет в себе чувство безопасности и спокойствия - синим. Желтый сам по себе и в большом количестве не в меру стимулирует нервную систему человека. Желтый необходим в детских комнатах и комнатах для занятий умственной деятельностью, поскольку он развивает познавательные способности, способствует мыслительному процессу. Нужно учитывать, однако, что желтый будоражит[22]. Зеленый цвет приносит с собой частичку природы в наш дом. Голубой способствует креативности. В связи с этим, рекомендуется применять его для рабочих помещений, для студенческих аудиторий. Идеально сочетание с желтым, который стимулирует разум и увеличивает концентрацию и организацию. Бирюзовый цвет способствует общению с аудиторией - он хорош для лекторов. Темно-синий способствует расслаблению и глубокому спокойному сну. Не следует применять темно-синий цвет в помещениях для активной жизни, потому что есть риск уснуть с этим цветом, имеющим седативное влияние на человеческий организм. В общем и целом, практически все оттенки сине-голубого цвета позволяют создавать располагающие к отдыху и вдохновляющие на творчество пространства. Все зависит от того, какую энергию вы хотите получить от конкретного помещения. Говоря о других цветах в интерьере, нельзя не сказать о черном цвете. Употребляя черный в качестве дополнения к основным цветам, мы порой не задумываемся о том, какую роль он играет в усилении их воздействия на человеческий организм. Не следует злоупотреблять черным при создании интерьеров жилища. В помещениях, где черным окрашены потолок или все стены, создается ощущение замкнутости пространства и отсутствие воздуха. Само же помещение кажется более тесным и неуютным. Черный цвет лучше использовать в качестве усилителя воздействия других цветов. Для того, чтобы обобщить все вышесказанное и прийти к логическому завершению, нужно взглянуть на таблицу №2, представленную в приложении №3. И так, разумное объяснение нелюбви учеников к цветовому облику их школы может выразить научная трактовка желтого цвета. Как видно из таблиц желтые стены могут вызывать неприятные ощущения. Таким образом, я завершаю свое исследование относительно влияния цвета на здоровье человека: как психическое, так и физическое.
Заключение
В заключении можно сделать вывод о том, что современные здания оказывают пагубное воздействие на организм человека, на его эмоциональное состояние. Монотонность жилых зданий действует на людей угнетающе. К тому же материалы, из которых строятся современные жилые постройки, содержат массу вредных веществ и консервантов. И даже использование экологически чистого материала, такого как дерево, становится проблемой, потому что масштабы вырубленных лесов ужасают. Влияние цвета в современном городе так же играет не последнюю роль. Каждый цвет обладает своей психологией и оказывает различное воздействие на человека. Больше понять внутренний мир человека можно исходя из его цветовых предпочтений, так как цвет и его оттенки могут нравиться, или не нравиться людям различным по темпераменту, образу жизни и даже по социальному статусу. Но немало важно и то, что архитектура начала «думать» об экологической обстановке городов. Архитекторы поняли проблемы однообразия зданий, скудность цветовой гаммы в оформлении. Экологи и архитекторы начали сближение и это видно из возникновения нового направления в строительстве – биоархитектуры. Отождествление зданий с жилищами животных, а также и с самими животными, использование экологически чистых материалов, альтернативных источников энергии, и просто оригинальность оставляют надежду будущее: чистый воздух и водоемы, «богатые» леса и здоровые люди. Благодаря проведенным исследованиям можно сделать некоторые выводы. В частности относительно монотонности построек можно сказать следующее: современные постройки не радуют глаза прохожих, а наоборот приводят к усталости глаза, плохо влияют на самочувствие и работу органов человека. Стоит отметить, что строительные материалы, используемые для создания построек, вредны человеку, потому что они содержат вредные химические вещества, консерванты и, в частности гранит, газ радон. Но радует тот факт, что современные архитекторы вникают в эти проблемы и создают целые направления, которые сближают архитектуру с живой природой, принося пользу всему живому. Нельзя не заметить и влияния цвета на здоровье человека, ведь каждый цвет имеет свою психологическую характеристику и приемлем не для всех целей. На основании проведенных исследований я составил рекомендации для ЖКХ и администрации школы: 1. Обратиться к истории и возродить забытые традиции 2. Избавиться от однообразия путем перемены цвета и добавления ярких красок домам 3. При покраске помещений учитывать значения цветов и их влияние на настроение человека 4. Внешнему облику зданий добавить больше творческих элементов: лепнину, скульптуры 5. Прислушиваться к мнению горожан и к мнению учеников соответственно. Так же мною был разработан макет современного жилого здания, которое оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние человека.
Литература 1. В. Филин. «Глаз не любит гомогенного поля»//«Вести союза архитекторов России» № 9, 1998, с. 11-12 2. Н. Сущенко «Рентгеновский привкус элитных домов»//«Аргументы и факты» – Саратов, №2, 2004 3. «Чем красна изба…»// «Экология и жизнь», №3, 2005. 4. В.Т.Мазаев,М.М.Гимадеев,А.А.Королев,Т.Г.Шлепнина//«Коммунальная гигиена»//изд.гр. ГЭОТАР – Медиа, М., 2006. 5. К.Кестли «Эстетика»; Тюбинген, 2002. 6. Воробьев Г. «Кибернетика стучится в школу»//«Молодая гвардия», М.,2003 7. «Феномен»// «Вокруг света», №8, 2008 8. Б.Б.Прохоров «Экология человека»//М., изд. ACADEMA, 2003 9. «Архитектура и экология»// «Экологическая газета», №8, 2000
[1] В. Филин. «Глаз не любит гомогенного поля»//«Вести союза архитекторов России» № 9, 2000. с. 11
2 Н. Сущенко «Рентгеновский привкус элитных домов»//«Аргументы и факты» – Саратов, №2, 2004, с. 10 [3] «Чем красна изба…»// «Экология и жизнь», №3, 2005, с. 36
[4] В.Т.Мазаев, М.М.Гимадеев, А.А.Королев, Т.Г.Шлепнина//«Коммунальная гигиена»//изд.гр. ГЭОТАР – Медиа, М., 2006, с. 56
[5] «Архитектура и экология»// «Экологическая газета», №8, 2000, с. 6-8
[6] «Архитектура и экология»// «Экологическая газета», №8, 2000, с. 6-8 [7] Там же [8] «Архитектура и экология»// «Экологическая газета», №8, 2000, с. 6-8
[10] Там же
[14] Там же
[16] Там же
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|