55. Заинтересованные группы. Группы давления. Лоббизм и его формы
55. Заинтересованные группы. Группы давления. Лоббизм и его формы В современной общественно - политической жизни существуют две основных формы представительства социальных интересов: плюралистическое (через голосование на выборах за политического деятеля либо организацию, представляющих интересы граждан) и корпоративное (осуществляемое заинтересованными группами преимущественно в форме лоббизма). По общему определению, заинтересованные группы (или, как их еще называют, группы давления) – это объединения граждан самого разного типа (профсоюзные, предпринимательские, культурные, национальные, религиозные и др. ), члены которых, не претендуя на государственную власть, воздействуют на нее, стремясь добиться удовлетворения своих конкретных требований и интересов. Общественное объединение может считаться группой давления, если у него присутствуют следующие признаки: а) организованность и добровольный характер членства в этом объединении; б) защита конкретных социальных интересов; в) наличие в его распоряжении материальных ресурсов, без которых невозможна никакая деятельность; г) способность к действию по защите своих интересов. Лоббизм – практика реализации интересов групп граждан путем целенаправленного воздействия на законодательную и административную власть. Наиболее эффективен при системе представительства. Субъекты лоббизма: 1) Домашние лоббисты – члены групп, заинтересованные в продвижении. Наиболее активны, потому что знают специфику отрасли. 2) Лоббисты-контрактники. Есть профессионалы, которые даже платят с этого налоги. Обычно это полит-консультанты, юристы, бывшие чиновники/политики.
Объекты лоббизма: Все уровни власти (федеральный, региональный, местный) Формы лоббирования: 1) формальное лоббирование, когда все точки зрения выслушиваются и органы власти принимают решение; включают слушания, совещания, петиции. Условие: интересы группы не должны противоречить общественным, должны быть легальными, некриминальными. 2) неформальное (запрещенное) лоббирование – через личные контакты, кулуарные разговоры, воздействие через близких и приближенных 3) косвенное лоббирование – через СМИ 4) через избирать. процесс - финансирование избирательных компаний, оплата выступлений полит. деятелей Бизнес-группа – это группа давления, которая преследует интересы определенной компании/корпорации. Бизнес и государство: 2 модели организации взаимоотношений. 1) Американская модель. Отношения плюралистичный, существует множество подходов к решению проблемы: отдельный подход к Президенту, Конгрессу, каждому сенатору; простор для маневра. Больше подходит для развитой экономики с замедленными темпами роста, в которой следует использовать любую возможность стимуляции экономической идеи и активности. 2) Японская послевоенная модель. Отношения четко структурированы, все вопросы решаются в одном месте: министерстве экономического развития и торговли или подобной структуре; все подчиняются одним и тем же правилам игры. Больше подходит для развивающейся экономики с высокой экономической активностью, так как помогает избежать коррупции. 56. Армия как субъект политики. Взаимоотношения вооруженных сил и гражданского правительства Армия как субъект политики. Взаимоотношения вооруженных сил и гражданского правительства Первичная цель создания армии – защита от внешнего врага. Реально же на протяжении всей истории она выступает субъектом политики, который может входить в сотрудничество или конфликт с гражданским правительством. Примеры: военные деспотии Востока и Античности -> рыцари-феодалы влияют на короля -> рост влияния в период появления национальных государств -> ударная сила в мо в эпоху империализма -> стратегическое значение в эпоху холодной войны -> современные режимы, роль отставных военных, противоположные тенденции.
Об огромном влиянии армии на политическую жизнь общества в свое время указывали Н. Макиавелли, Петр I, А. Жомини, Ф. Энгельс, К. Клаузевец, К. Маркс, В. Ленин, М. Фрунзе, Ш. де Голль, Г. Мольтке, Ч. Москос, А. Свечин, С. Тюшкевич, В. Серебренников, М. Гареева, А. Кокошин, Х. Ортега-и-Гассет и др. Модели, связанные со степенью участия армии в политике: 1) ВС совершают переворот и приходят к полной власти 2) Существует гражданское правительство, но ситуацию контролируют ВС 3) ВС могут влиять на решения самостоятельного гражданского правительства в отдельных ситуациях 4) ВС защищают свои корпоративные интересы 5) Аполитичные ВС под полным контролем государства Способы ослабить политическую роль армии: 1) Назначить министром обороны гражданское лицо 2) Максимально сократить число военных (особенно офицеров) 3) Повысить социальное положение военных 4) Занять чем-то армию (направить на миссию, повышение квалификации, качества вооружения) 5) Отправить армию в районы, отдаленные от столицы 6) Повысить моральный облик (наградить)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|