Обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация летнего отдыха, оздоровления детей и подростков.
Во многих образовательных организациях Донецкой Народной Республики разработаны и внедрены воспитательные системы, ориентированные на потребности обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), учитывающие конкретные социально-педагогические условия, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. Вместе с тем в системе образования Донецкой Народной Республики сохраняются определённые проблемы в воспитании детей и учащейся молодежи: 1. Девальвация в современном социуме общечеловеческих ценностей, потеря им исторической памяти, ощущения долга перед Отечеством. В связи с этим необходима работа по восстановлению утраченной системы основополагающих для нашего народа источников нравственности, складывающейся из патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества, науки, традиционной религии, искусства и литературы, природы, человечества. 2. Слабая взаимная заинтересованность семьи и образовательной организации в сотрудничестве, в том числе в вопросах осуществления просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей). Как следствие, современных родителей волнуют только проблемы успеваемости ребенка, поведения ребенка в школе, взаимоотношений ребенка с одноклассниками, отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми, особенно подросткового возраста. 3.Недостаточная роль управленческого аппарата на муниципальном уровне и в образовательных организациях по вопросам реализации управленческих функций: анализу, планированию, организации, контролю воспитательной деятельности. Так, проведенный анализ планов воспитательной работы в образовательных организациях позволил выявить следующие проблемы в планировании и анализе воспитательной работы: формализм (отсутствие системного подхода и соответствия потребностям обучающихся, анализ количества вместо качества, боязнь афишировать
недостатки в работе, отсутствие выводов в изложении аналитической части); отсутствие продуктивного целеполагания (расхождение целей и задач, их глобализация, бесцельное и инертное (по привычке, традиционное) планирование мероприятий и др.); невыполнимость планов в связи с их перегруженностью мероприятиями. Отсутствие продуктивного педагогического анализа ведет к искажению истинных целей и задач воспитания, что, в свою очередь, не позволяет продуктивно планировать воспитательную работу образовательной организации. 4. Недостаточная работа управленческого аппарата на муниципальном уровне и в образовательных организациях по вопросам внедрения инновационных технологий, форм и методов изучения состояния и эффективности воспитательной деятельности, в том числе в образовательном процессе. 5.Низкий уровень мотивации педагогов к осуществлению воспитательной деятельности, обусловленный рядом факторов: воспитательная деятельность личностно и профессионально не значима для педагога; приоритет в образовательном процессе работы над формированием знаний, умений и навыков над личностным развитием ребенка; отсутствие оценки результатов воспитательной деятельности на уровне образовательной организации; значительная отсроченность результатов воспитательной деятельности во времени по сравнению с результатами обучения. Следствием такой мотивации является формальный подход педагогов к организации воспитательной деятельности.
Исходя из выше обозначенных проблем, следует рассматривать Воспитание подрастающего поколения Донецкой Народной Республики как неотъемлемую, приоритетную составляющую республиканской образовательной политики.
3. Цель и задачи развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики Стратегическая цель развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики – создание условий для модернизации системы воспитания подрастающего поколения, которая обеспечит преемственность деятельности всех субъектов воспитательного процесса по решению задач воспитания и будет способствовать формированию гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, всестороннему и гармоничному развитию социально зрелой, творческой личности, усвоению обучающимися гуманистических ценностей, идеологии Донецкой Народной Республики, культурных и духовных традиций своего многонационального народа.
Задачи Концепции: повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Донецкой Народной Республики; Формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; создание условий для консолидации усилий институтов общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей (законных представителей) к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритеты государственной политики в области воспитания: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим ценностям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным для Донецкой Народной Республики культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям; обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.); формирование социально-активной позиции личности по отношению к окружающей действительности; воспитание языковой культуры детей; развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Донецкой Народной Республики.
Основные составляющие воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике: гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической, информационной культуры; духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры; поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.; экономическое воспитание, направленное на развитие функциональной грамотности, основ экономической культуры личности; воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; воспитание психологической культуры, направленной на развитие и саморазвитие личности, формирование психологической устойчивости; воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости здоровья как ценности, формирование навыков здорового образа жизни, физическое совершенствование; экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности; семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
4. Принципы организации воспитательного процесса Организация социально открытого пространства воспитания личности гражданина Донецкой Народной Республики, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс, следствием которого является требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Данный принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих многогранного воспитательного процесса. Принцип преемственности, рассматриваемый как инструмент поэтапной конкретизациии непрерывного воспитания и необходимое условие достижения согласованности, поступательности, плановости и интерактивности воспитательного процесса. Преемственность предполагает максимальное использование на каждом этапе воспитания достигнутого на предыдущих этапах. Принцип нравственной позиции педагога означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников и обучающихся. Педагог – это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с обучающимися, коллегами и родителями (законными представителями), видящий в своей работе нравственный смысл.
Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к обучающимся, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для развития и воспитания детей и учащейся молодежи. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог постоянно не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Принцип природосообразности воспитания (учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей) предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических Традициях страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры. В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, молодежи к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Принцип развития личности в процессе воспитания предполагает помощь детям, подросткам и молодежи в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходящего из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными общественными институтами. Этот принцип означает, что каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность развития и саморазвития. Принцип диалогичности воспитания, воспитания в коллективе, закрепляющий признание ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса, означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно интеллектуальным содержанием (взглядами, мировосприятием, ценностями и др.). Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания. Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы программы основного общего образования (история, литература, мировая художественная культура и др.). Вместе с тем отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок обучающегося, его взаимоотношений с учителем-предметником. Принцип социально-педагогического партнёрства и открытости в воспитании означает: взаимодействие различных воспитательных систем (государственной, муниципальной, воспитательных систем образовательных организаций разных типов и видов – республиканских, городских и сельских); взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды, окружающей молодого человека, и воспитательного пространства, организуемого педагогами; взаимодействие различных систем ценностей –традиционных и инновационных культур, села и города, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.; педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Принцип интегративности программ воспитания обучающихся предполагает, что все они должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, в том числе общественно полезную. Принцип социальной востребованности, личностно-значимой деятельности и гуманистической направленности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
5. Основные направления развития воспитания 5.1. Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания: повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности; сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей; популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими; содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций; поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента государственных образовательных стандартов; содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей; полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ; расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей и учащейся молодежи в интеллектуально познавательную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей; развитие у подрастающего поколения интереса к чтению; создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками, развития коммуникативной и иных компетенций обучающихся, связанных с филологическим образованием; создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов: создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (кино, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение, Интернет); содействие популяризации традиционных культурных, нравственных ценностей в информационном пространстве; применение разнообразных средств защиты детей и учащейся молодежи от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания: улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей и учащейся молодежи; поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях; широкое привлечение детей и учащейся молодежи к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, в том числе волонтёрском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
5.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций Патриотическое воспитание: формирование у детей и учащейся молодежи целостного мировоззрения, гражданской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию; создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности; развитие правовой и политической культуры детей и учащейся молодежи, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие программ патриотического воспитания детей и учащейся молодежи; формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям. Духовно-нравственное развитие: воспитание у детей и учащейся молодежи чувства достоинства, чести и честности, совести, уважения к отцу, матери, педагогам, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской и молодежной среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности; формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями; расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение детей и учащейся молодежи к культурному наследию: создание равных для всех детей и учащейся молодежи возможностей доступа к культурным ценностям; приобщение детей и учащейся молодежи к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства; поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных культурных, нравственных ценностей; совершенствование деятельности библиотек; создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества. Физическое развитие и культура здоровья: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек; формирование в детской и молодежной среде системы мотивации к ведению активного и здорового образа жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; распространение позитивных моделей участия в массовых общественно спортивных мероприятиях. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: воспитание у детей и учащейся молодежи уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам; формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Экологическое воспитание: становление и развитие у детей и учащейся молодежи экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у подрастающего поколения экологической картины мира, развитие у него стремления беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними. Развитие ученического самоуправления: выявление и развитие у детей разного возраста интереса к общественной деятельности, лидерских способностей и создание условий для проявления этих интересов и способностей; вовлечение как можно большего числа детей и учащейся молодежи, включая и детей с ограниченными возможностями, в решение конкретных проблем Республики, города (района), их социально-экономического и культурного развития; развитие для этих целей в деятельности детских общественных объединений системы взаимодействия с государственными и муниципальными органами и учреждениями, общественными объединениями; приобретение детьми и учащейся молодежью компетенций, позволяющих им организовывать свою деятельность в форме разработки и реализации социальных проектов и программ; внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|