Развитие конституционализма до 1917 года
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение………………………………………………………………………..3 1. Развитие конституционализма до 1917 года……………………………..4 2. Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенности и характерные черты……………………………………………………….6 3. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и причины ее изменения……………………………………………………12 4. Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма……………………………………….17 Заключение…………………………………………………………………...20 Список использованных источников…………………………………….....21
Введение Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Актуальность темы обусловлена тем, что роль конституции на всех промежутках времени развития Российского государства очень велика. Это первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права. Объектом исследования данной работы является Конституции Российского государства. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание развития объекта исследования.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач: ü изучить развитие конституционализма до 1917 года; ü выявить особенности Российских конституций 1918,1925,1937 гг.; ü определить основные положения Конституция РСФСР 1978; ü проанализировать Конституцию 1993 года. В ходе выполнения данной работы применялись следующие методы: группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод изучения документов, метод анализа и синтеза. Развитие конституционализма до 1917 года
В царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка. Это началось с 17 октября 1905 года, когда был объявлен переход страны к новому конституционному строю. Этот переход по мнению исследователя В.В. Лентовича был значительно облегчен принятием Закона от 06 августа, который решил две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и представление ему права отклонять законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу. Реакцией на эти действия стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. Манифестом 20 февраля 1906 года Государственный совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента. Политико- правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стаи проявляться задолго до революционных событий 1905 г. Среди них можно отметить: - нарастание в 1898 году студенческого движения из-за принятия Нового университетского устава 1884 года, который значительно ограничил автономию вузов; - увеличение числа забастовок на фабриках и заводах в 1896 году. В 1903 году прошла всеобщая забастовка;
- увеличение крестьянских бунтов в 1902 году и др. Последнее событие повлекло за собой создание Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставило перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрить хуторские выделы, предложило считать подворное землевладение личной собственностью. В апреле 1879 года в Москве состоялся первый съезд земцев-конституцоналистов, выдвинувший требование о создании в стране представительного органа парламентарного типа. Эти требования были учтены в составленном М.Т. Лорис- Меликовым плане «конституции». В ноябре 1904 года состоялся Всероссийский съезд председателей губернских земских управ и земских деятелей, принявший решение о необходимости ввести в России «народное представительство», в задачу которого должны входить «совещания с верховной властью». Участие общественности в обсуждении государственных дел предлагалось оформить в виде особой группы выборных от земств и городских дум, входящей в состав Государственного Совета. Об этом говорилось в записке министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского на имя императора. В этой же записке предлагалось также восстановить роль Сената, пересмотреть земское и городовое положения, установить режим законности и веротерпимости и т.п. При обсуждении в декабре 1904 года на совещании высших государственных сановников и князей большинство предложений этой программы были отвергнуты. Итогом всех этих действий стал декабрьский Манифест (Указ 1904 г.), провозгласивший, что крестьянство уравнивается в правах с другими сословиями, вводится государственное страхование рабочих, расширяется компетенция земских и городских учреждений и прочее. Документ готовился при активном участии С.Ю. Витте. С осени 1904 г. началась «эпоха доверия». Печать начала обсуждать коренные политические реформы. Летом 1905 г. образовалось большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в Союз Союзов, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образовался Всероссийский крестьянский союз, по стране прокатилась волна аграрных беспорядков.
На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами стали: · Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивавшего монархическую власть; · Основные законы от 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы императорской власти. В Основных законах отмечалось, что император осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Государственным советом, но без императорского утверждения ни один закон не приобретал силы. Государственный совет преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|