Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие конституционализма до 1917 года




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Развитие конституционализма до 1917 года……………………………..4

2. Российские конституции 1918,1925,1937 гг.: особенности

и характерные черты……………………………………………………….6

3. Конституция РСФСР 1978 года: основные положения и

причины ее изменения……………………………………………………12

4. Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма……………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованных источников…………………………………….....21

 

 

Введение

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Актуальность темы обусловлена тем, что роль конституции на всех промежутках времени развития Российского государства  очень велика. Это первоначальный основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.

Объектом исследования данной работы является Конституции Российского государства.  Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, сформировать четкое и правильное понимание развития объекта исследования.

 Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

ü изучить развитие конституционализма до 1917 года;

ü выявить особенности Российских конституций 1918,1925,1937 гг.;

ü определить основные положения Конституция РСФСР 1978;

ü проанализировать Конституцию 1993 года.

В ходе выполнения данной работы применялись следующие методы:

группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод изучения документов, метод анализа и синтеза.

Развитие конституционализма до 1917 года

 

В царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка.    

Это началось с 17 октября 1905 года, когда был объявлен переход страны к новому конституционному строю. Этот переход по мнению исследователя В.В. Лентовича был значительно облегчен принятием Закона от 06 августа, который решил две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и представление ему права отклонять законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу.

Реакцией на эти действия стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. Манифестом 20 февраля 1906 года Государственный совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента.

Политико- правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стаи проявляться задолго до революционных событий 1905 г. Среди них можно отметить:

- нарастание в 1898 году студенческого движения из-за принятия Нового университетского устава 1884 года, который значительно ограничил автономию вузов;

- увеличение числа забастовок на фабриках и заводах в 1896 году. В 1903 году прошла всеобщая забастовка;

- увеличение крестьянских бунтов в 1902 году и др.

Последнее событие повлекло за собой создание Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставило перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрить хуторские выделы, предложило считать подворное землевладение личной собственностью.

В апреле 1879 года в Москве состоялся первый съезд земцев-конституцоналистов, выдвинувший требование о создании в стране представительного органа парламентарного типа. Эти требования были учтены в составленном М.Т. Лорис- Меликовым плане «конституции».

В ноябре 1904 года состоялся Всероссийский съезд председателей губернских земских управ и земских деятелей, принявший решение о необходимости ввести в России «народное представительство», в задачу которого должны входить «совещания с верховной властью».

Участие общественности в обсуждении государственных дел предлагалось оформить в виде особой группы выборных от земств и городских дум, входящей в состав Государственного Совета. Об этом говорилось в записке министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского на имя императора. В этой же записке предлагалось также восстановить роль Сената, пересмотреть земское и городовое положения, установить режим законности и веротерпимости и т.п. При обсуждении в декабре 1904 года на совещании высших государственных сановников и князей большинство предложений этой программы были отвергнуты.

Итогом всех этих действий стал   декабрьский Манифест (Указ 1904 г.), провозгласивший, что крестьянство уравнивается в правах с дру­гими сословиями, вводится государственное страхование рабочих, расши­ряется компетенция земских и городских учреждений и прочее. Документ гото­вился при активном участии С.Ю. Витте.

С осени 1904 г. началась «эпоха доверия». Печать начала обсуждать коренные по­литические реформы.  Летом 1905 г. образовалось большое число профессиональных со­юзов, часть которых объединилась в Союз Союзов, выставивший поли­тические требования: демократические преобразования и созыв Учре­дительного собрания. В Москве образовался Всероссийский крестьян­ский союз, по стране про­катилась волна аграрных беспорядков.

На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами стали:

· Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государ­ственной думы), ограничивавшего монархическую власть;

·  Основные законы от 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентар­ную систему, но сохранившие весьма широкие пределы императорской власти. В Основных законах отмечалось, что император осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Государственным советом, но без императорского утверждения ни один закон не приобретал силы.

Государственный совет преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...