Тема 7. Актуальные проблемы стадии судебного разбирательства. Дифференциация форм уголовного судопроизводства.
Форма занятия – «демонстрация» (выездное занятие) и «деловая игра». Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях. Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить структуру судебного разбирательства, последовательность действий в этой стадии уголовного процесса, содержание каждой части судебного заседания, а также сформировать у обучаемых представление о значении, структуре и содержании приговора, а также об особенностях обвинительного и оправдательного приговоров. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение вести судебное заседание, ориентироваться в судебном процессе по уголовному делу. Форма /технология проведения занятия – «деловая игра». Первая часть занятия проводится в суде, где учащиеся присутствуют в судебном заседании по уголовному делу и наблюдают весь процесс. Затем преподаватель объясняет задание: учащимся предлагается фабула уголовного дела. Учащиеся должны смоделировать процесс судебного рассмотрения уголовного дела по предложенной преподавателем фабуле: необходимо в строгом соответствии с положениями глав 36-39 Уголовно-процессуального кодекса РФ пройти весь порядок судебного заседания по уголовному делу. Магистранты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все учащиеся группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом, отмечаются ошибки, которые были допущены в ходе проведенного судебного заседания. Форма представления магистрантами конечного результата – заключение.
Дидактическое оснащение: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. (разд.IX гл.36-39).* Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996г. №1 «О судебном приговоре»// Бюллетень Верховного Суда РФ.1996.№7. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория законодательства, практика. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Норма. 2010.* Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе/ И.Б.Михайловская.- М.: ТК Велби: Проспект, 2008.* Петрухин И.Л. Оправдательный приговор и право на реабилитацию: Моногр.-М.: Проспект, 2009.* Радутная Н.В. Избранное: научные труды. – 1-е изд., - М.:РАП, 2011.* Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации: Практ. пособие по применению УПК РФ/ Под общ. ред. А.И.Карпова.-М.: Юрайт-Издат, 2008.*
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы МАГИСТРАНТОВ Актуальные проблемы уголовного судопроизводства - одна из обязательных учебных дисциплин базовой части профессионального цикла образовательной программы магистратуры «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза» и обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Квалификация преступлений и практика назначения наказаний, основы противодействия преступности в Российской Федерации». Получение магистрантами глубоких знаний в области уголовного судопроизводства является необходимым условием формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров. Процесс изучения дисциплины осуществляется в различных формах: на лекциях, семинарских занятиях и т. д. Учебный материал расположен по темам курса, приводятся планы семинарских занятий, вопросы к экзамену, необходимая учебная и монографическая литература, нормативный материал.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в форме лекций и семинаров. В ходе занятий преподаватели проводят деловые игры, число и содержание которых устанавливаются кафедрой по существующим нормативам. По итогам изучения курса проводится экзамен. Преподавание курса «Актуальные проблемы уголовного судопроизводства» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, в том числе: УПК РФ, положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.5,6) и др. При чтении лекций важно раскрыть сущность принципов уголовного процесса, особенности правовых институтов, относящихся к деятельности участников процесса на разных его стадиях в условиях состязательности и равноправия сторон. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным и актуальным вопросам уголовно-процессуального права и законодательства. Целью семинарских занятий является не только контроль знаний магистрантов, но и привитие им практических навыков работы в системе уголовного судопроизводства. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении. Подготовка магистрантов к семинарам включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками и рекомендуемой по темам литературой, материалами судебной и следственной практики. В целях формирования у магистрантов навыков принятия процессуальных решений и закрепления их в документах при изучении дисциплины, необходимо использовать деловые игры (имитация судебных заседаний, следственных действий, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, составление процессуальных документов). Одной из форм изучения дисциплины «Актуальные проблемы уголовного судопроизводства» наряду с лекциями и семинарскими занятиями (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа магистрантов – написание контрольных заданий, рефератов, подготовка к семинарским занятиям, участие в научных конференциях, решение задач, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, магистранты должны участвовать в индивидуальных консультациях.
Самостоятельная работа магистрантов является существенной составляющей освоения данного курса. Важнейшее направление самостоятельной работы (независимо от ее вида) магистрантов при изучении дисциплины «Актуальные проблемы уголовного судопроизводства» - это анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и материалов судебной и следственной практики (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, а так же международно-правовые акты в области уголовного процесса – см. список литературы). При освоении нормативно-правового материала обучающимся следует обращаться к существующим информационно-правовым системам: «Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др. Это позволит отслеживать последние изменения законодательства. Контроль за самостоятельной работой магистрантов осуществляется в процессе индивидуальных консультаций, выступлений магистрантов на конференциях и семинарах, в ходе руководства подготовкой письменных работ. Итоговый контроль проводится на экзамене.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|