Конституционно-правовые институты
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Понятие и предмет КП как отрасли права Наука конституционного права (НКП) относится к отраслевым юридическим наукам, т.к. КП является самостоятельной отраслью российского права. Предмет НКП - изучение отрасли КП, то есть она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Предмету НКП включает: 1.сущность, система отрасли российского КП, ее источники; 2.фактические отношения, регулируемые нормами КП России - конституционно-правовые отношения; 3.практика реализации норм российского КП - деятельность государственных органов; 4.история самой науки КП России, ее идеи, концепции, прогнозы; НКП - отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм, историю идей данной отрасли знания. НКП включает в себя следующие разделы: 1.исследование соответствующего понятийного аппарата; 2.учение о Конституции России в ее историческом развитии; 3.сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ; 4.системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя Российского государства; 5.изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; 6.анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ. Система КП как отрасли права Система науки КП - упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическая связь между ними - внутреннее строение отрасли.
КП не включает и не объединяет другие отрасли права; устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ - правовой институт - группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования. В системе КП выделяют институты: 1. Основы конституционного строя. 2. Основы правового статуса человека и гражданина. 3. Федеративное устройство государства. 4. Систему государственной власти и систему МСУ.
Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права: 1.своим содержанием - зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2.источниками, в которых они выражены - основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ; 3.своеобразием видов - много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи); 4.учредительным характером содержащихся в них предписаний - конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок; 5.специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены - народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; Классификация конституционно-правовых норм: 1.по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):
- нормы, регулирующие основы конституционного строя; - норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина; - нормы, регулирующие федеративное устройство; - нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления. 2.по юридической силе: - нормы, закрепленные в Конституции РФ; - нормы, закрепленные в ФКЗ; - нормы, закрепленные в ФЗ; - нормы, закрепленные в остальных НПА, не противоречащих Конституции РФ. 3.по территории действия: - нормы, действующие на всей территории РФ; - нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования). 4.по характеру предписания: - Управомочивающие нормы - закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи. - Обязывающие нормы - закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. - Запрещающие нормы - содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»). 5.по степени определенности предписаний: - Императивные нормы - в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. - Диспозитивные нормы - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
6.по назначению в механизме правового регулирования: - Материальные нормы - предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений; - Процессуальные (процедурные) нормы - определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
Конституционно-правовые институты Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права: 1.основы конституционного строя; 2.основы правового статуса человека и гражданина; 3.федеративное устройство государства; 34система государственной власти; 5.система местного самоуправления. По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|